Евгений Князев: «Талант — это единственная новость, которая всегда нова»

«Репетируем отрывок, я захожу в пустую аудиторию с обшарпанными стенами, а педагоги мне говорят:...
Мария Шишкина
|
01 Марта 2024
Евгений Князев и Василий Лановой
Евгений Князев и Василий Лановой в спектакле «Посвящение Еве», 2005 год
Фото: театр им. Евгения Вахтангова

— Евгений Владимирович, помимо актерского и педагогического таланта, у вас есть, несомненно, менеджерский талант, который вы успешно демонстрируете уже 21 год, возглавляя Театральный институт имени Бориса Щукина в роли ректора. В этом году «Щуке» исполняется 110 лет. Расскажите, пожалуйста, какая она сегодня?

— Ой, она живая! Она живая, разнообразная, и мне нравится, что востребованность в нашей школе есть, что о нас слышат, о нас знают. Мы умудряемся набирать талантливых детей, которые через какое-то время, пройдя стайерскую дистанцию, становятся достойными, известными артистами. Наши выпускники становятся носителями, продолжателями театрального российского искусства.

Наши студенты замечательные, я горжусь своей школой, мы продолжаем любить свое училище, продолжаем существовать в контакте. Несмотря на сложность окружающего нас мира, мы стараемся в нашей школе жить по любви, по определенным нравственным законам, которые пытаемся соблюдать. Я боюсь сглазить, поэтому плюю три раза, но школа у нас находится в очень качественном состоянии: и профессиональном, и духовном. Дети понимают, что они учатся русскому театральному искусству. Мы гордимся, что мы — русская театральная школа Станиславского. Мы чуть ли не из рук в руки получили эту школу от Евгения Вахтангова, который получил ее от Станиславского. Именно Вахтангову Константин Сергеевич Станиславский велел нести его школу в массы.

Я горжусь своей школой, потому что мы — основной ствол того самого генеалогического древа, у которого самыми главными ветками является Вахтанговский театр, потому что он вышел из нашей школы. Конечно, Вахтанговский театр на сегодняшний день — это столп, так что я не буду каким-то образом делиться, мы будем говорить о том, что вахтанговское направление — это ствол, а дети, которые поступают в театральную школу, — наши прививочки к этому вахтанговскому дереву. Те, которые прививаются, превращаются в эти ветки, в эти стволы, и кто-то вырастает в огромные, мощные ветви, кто-то в маленькие веточки, но это дерево живо, мы его подкармливаем, поливаем тем, что сохраняем школу. Мы ее ни разу не предали, и за все 110 лет свою методологию, которая была предложена Вахтанговым от Станиславского, не поменяли. И как бы нам ни говорили, что это скучно, и как бы ни говорили, что время пришло и надо поменяться, я твержу: это букварь, а букварь нужно сначала изучить, нужно научиться грамоте. А как только ты научишься грамоте, только тогда ты можешь пойти в любую разведку, но у тебя уже есть основы профессии. Вот мы занимаемся основами профессии.

Ладно, я про себя не буду говорить, скажу про Владимира Этуша, который руководил школой в страшные 90-е годы, когда нужно было выживать. И приходили очень известные артисты, говорили: «Я пойду к вам работать, но только позвольте мне поменять принцип преподавания», и тогда Этуш отвечал: «Все, что угодно, но принцип преподавания неизменен». И вот это для нас принципиально важно. Мы считаем, что это наша заслуга, а не поражение. И сколько угодно можно говорить: «Ах, нужно двигаться вперед». Будем ли мы пользоваться знаниями, если мы только в «Википедии» или в «Гугле» будем искать ответы на какие-то вопросы? Будем ли мы понимать что-нибудь про теорему Пифагора? Да ты ее прочитать не сможешь, если ничего про нее не понимаешь. Нужно учиться. Вот этим мы гордимся — тем, что мы консерваторы по обучению.

— Евгений Владимирович, как бы вы объяснили доступным языком читателю, в чем отличие вахтанговской школы и системы обучения Щукинского училища от всех остальных театральных школ Москвы?

— Все театральные школы Москвы все равно имеют отношение к системе Станиславского. Сейчас очень трудно отделить МХАТ, Театр Маяковского, театр «Ленком», Театр сатиры, а ведь они когда-то все имели свое собственное лицо. Сейчас лиц практически нет ни у кого. Ну, может быть, осталось лицо только у Малого театра, потому что он тоже не предавал себя и свою школу. И есть Театр Вахтангова, который тоже ни разу не предал себя. Он за все эти годы не разделился, не развалился, мы ни с кем не перессорились, работаем при всех трудностях в едином, цельном существовании.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая