Евгений Князев: «Талант — это единственная новость, которая всегда нова»

«Репетируем отрывок, я захожу в пустую аудиторию с обшарпанными стенами, а педагоги мне говорят:...
Мария Шишкина
|
01 Марта 2024
Евгений Князев
Евгений Князев на съемках сериала «Орлова и Александров», 2015 год
Фото: предоставлено Первым каналом

Во время репетиционного процесса Фоменко периодически заставлял артистов делать иезуитские вещи, он придумывал чудовищно сложные мизансцены с актерской точки зрения, они ни в какие ворота не лезли. И однажды он сказал, что нужно монолог вести свысока, с верхотуры, и нужно туда залезть. Я уже было стал говорить ему, что это невозможно, а Юлия Константиновна меня остановила:

— Подожди, Женя.

Я спрашиваю:

— Что?

— Принесите мне лестницу!

— Зачем?

— Так ведь Петр Наумович велел вести оттуда репетицию, мне надо залезть наверх.

Лестницу принесли, и Юлия Борисова в длинном платье полезла наверх и оттуда мне кричит:

— Жень, идите сюда!

Режиссер говорит:

— Зачем?

— Ну, Петр Наумович, вы же сказали нам здесь вести этот диалог, поэтому мы здесь и будем. Женя, иди сюда, поднимайся.

И когда я полез за ней, Фоменко нам сказал:

— Ладно, спускайтесь.

И в этот момент я вынес для себя второй урок: спорить не надо никогда, а нужно попытаться сделать все, что говорит режиссер, пусть вскоре он сам и откажется от идеи.

Без успеха актеру трудно расти дальше. Своим первым большим достижением, которым я могу гордиться, считаю успех на репетициях спектакля «Без вины виноватые». Бывают моменты, когда сцена идет правильно, но неинтересно — не вызывает отклика ни у тебя, ни у зрителей. Это очень обидно, ведь ты говоришь слова, стараешься, слышишь замечания режиссера, а все равно не получается должным образом. И тогда я стал думать про своего персонажа Незнамова: про его несчастье, про его внутренний надрыв. И вдруг на меня нахлынуло — за горло взяло так, что говорить дальше не могу, стою и слышу, как Фоменко кричит: «Не торопись, стой, смотри на зал и думай про нее». Я стою, думаю про Кручинину, и в этот момент слезы у меня полились из глаз, комок боли подкатил, я закрыл лицо руками...

И вот тогда подошел ко мне огромный режиссер всей страны, патриарх российской сцены Петр Фоменко, поцеловал и сказал: «Молодец, дальше ты будешь эту роль играть». И большего успеха в своей жизни я не испытывал, это был самый лучший комплимент, который я помню до сих пор.

— У вас есть страх перед неизвестностью, перед погружением в новый материал, перед премьерой?

— Конечно! Перед премьерой страх огромный, ведь неизвестно, к чему она приведет. Во время репетиций спектакля «Война и мир» у меня случился небольшой конфликт с режиссером, который все время делал мне замечания и был всеми артистами доволен, кроме меня. Так продолжалось вплоть до самой премьеры, при этом второго состава режиссер не дал мне, репетировал я один. У всех артистов второй состав есть, а у меня нет. И только на премьере, когда я почувствовал, что публика меня приняла, и я получил слова поддержки и похвалы, только тогда страх, что ничего не получится, стал проходить.

Страх перед неизведанным присутствует перед началом любой роли. Актерская профессия — это движение только вперед, и поэтому, когда получаешь следующую роль, ты не можешь никоим образом рассчитывать на свой опыт, на звания и на то, что тебя зрители принимают и любят, — про все это надо забыть. И тебе нужно качественно потрудиться и сделать новую роль так, чтобы публика, которая придет в зрительный зал, сказала: «О, смотри-ка, а он еще что-то может, он не отработался, еще не шлак».

Это очень жестокая профессия. Начиная работу над новой ролью, думаешь: а получится ли, а нужно ли тебе, а как же это сделать... Но все равно ступаешь в эту воду и снова пытаешься преодолеть реку либо вброд, либо вплавь — как угодно. Преодолевая страшные течения, стремнины, ты пытаешься прорваться, как рыба, которая прет на нерест — поперек всего. Вот так же актерская профессия — поперек всего, но обязательно нужно двигаться вперед.

— Есть такое понятие, как «трудный зал», когда нет реакции, отдачи. Что делать в таком случае?

— Не обращать совсем внимания, а заниматься своим делом. Тебя все равно начнут слушать и воспринимать. Если люди пришли на спектакль, они будут ждать от тебя того, что мы всегда ждем: откровения, неожиданного, чтобы с тобой поговорили на заданную тему, которая может взволновать зрителя. Если ты умеешь это делать, то публика пойдет за тобой, а если не умеешь, тогда зритель останется равнодушен и будет попивать воду из бутылки, шушукаться, полулежать в кресле и разглядывать, что там происходит на сцене.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая