Евгений Князев: «Талант — это единственная новость, которая всегда нова»

«Репетируем отрывок, я захожу в пустую аудиторию с обшарпанными стенами, а педагоги мне говорят:...
Мария Шишкина
|
01 Марта 2024
Евгений Князев и Артем Ткаченко
Евгений Князев и Артем Ткаченко в фильме «Экспроприатор», 2019 год
Фото: предоставлено Первым каналом

Талант дается не на веки вечные, он дается на определенный период времени, когда ты можешь подниматься вверх, бежать в гору. Когда ты поднимаешься вверх, талант может здесь присутствовать.

— То есть талант имеет срок годности?

— Со сроком годности, безусловно.

— Евгений Владимирович, одни из моих самых любимых ваших ролей — в спектаклях Петра Наумовича Фоменко «Без вины виноватые», где вы сыграли Гришу Незнамова, и «Пиковая дама», где вы были великолепным Германном. Каким вы запомнили Петра Фоменко в общении, в работе?

— Вот это как раз к разговору об учителях. Петр Наумович не был моим педагогом в институте. Я с ним встретился на сценической площадке Вахтанговского театра: Фоменко пришел в начале 90-х годов, и первым нашим совместным проектом стал спектакль «Дело» по Сухово-Кобылину, в котором я получил роль Шила — это характерный персонаж, один из чиновников. Хоть и совсем небольшая роль, но Петр Наумович меня отметил, сказал, что очень хорошо работаю, смешно. А когда Фоменко нравилось работать с конкретным артистом, то он показывал много, еще больше заводился сам, и я пытался ему соответствовать. Он хохотал и говорил: «Да, да, у тебя отлично получается!» После выпуска спектакля Петр Наумович сказал, что хочет со мной продолжать работать в дальнейшем.

В следующей постановке у Фоменко, которая называлась «Государь ты наш, батюшка...», я получил роль, которая мне совсем не понравилась, и, увидев распределение, принял решение уйти. Не стал репетировать роль только потому, что я очень любил режиссера Фоменко и мне хотелось с ним работать, но в другой, более объемной, серьезной роли. Петр Наумович чрезвычайно на меня обиделся, даже перестал со мной кланяться в коридорах, и продолжалось это долго, около года. И только спустя год, проходя мимо меня, Фоменко остановился и сказал: «У меня будет для тебя предложение». Это оказалась пьеса Островского «Без вины виноватые», и я попал в компанию выдающихся артистов вахтанговской сцены — Юлии Борисовой, Юрия Яковлева, Людмилы Максаковой, Вячеслава Шалевича.

К тому времени прошло все-таки десять лет моего пребывания в театре, я уже сыграл ряд приличных ролей: «Зойкина квартира» была, и «Мистерия-Буфф», «Маленькие трагедии» играл, и Шопена в постановке «Лето в Ноане», и «Розу и крест», «Три возраста Казановы» по Цветаевой. Поэтому я уже так не боялся, как это было, когда в 1982 году пришел в театр и к стенке прилипал, если рядом проходил Ульянов, Яковлев или Лановой.

Работая с Петром Наумовичем Фоменко, я понял, что попал на своего режиссера, нашел своего учителя, который говорит правильные слова и думает про искусство, про театр, про мое существование на сцене, для чего я пришел сюда в театр, для чего я хочу этим заниматься, которого понимаю с полуслова. Обо всем этом мы с Фоменко говорили на репетициях пьесы «Без вины виноватые». Эта пьеса в первую очередь об артистах, и наш спектакль стал праздником поклонения актерам, которые хотят жить, радоваться, хотят наслаждения для себя и для зрителя.

Я был в восторге от того, как работал Фоменко, как он подробно разбирал роль, как досконально разбирал каждую фразу до запятой, — и вот тогда я понял, что это и есть театр, о котором мечтал всегда, который понимаю. Хотя, не скрою, мне это трудно давалось: ведь разница от «понимаю» до момента «делаю» — это дистанция огромного размера, которую нужно преодолеть. Все, чему тебя учили на первых курсах, оказалось верным: через это нужно пройти, присвоить, найти точность интонации, которую предлагает тебе Фоменко, сделать своей. Это актерский труд, который нужно преодолевать.

Репетиционный процесс с Петром Наумовичем был трудным и одновременно радостным, я очень многому научился. Юлия Константиновна Борисова сказала мне две вещи, которыми оставила след на всю мою профессиональную жизнь. Первый случай был такой. Однажды Фоменко сказал: «Сделайте репетицию, вспомните текст», — и все артисты начали пробалтывать быстро текст, а когда дошло дело до Борисовой, она стала в полную силу играть. И когда дошли до нашей общей сцены — она играет, а я пробалтываю, — Юлия Константиновна остановила репетицию, позвала меня: «Подойди сюда». Я вышел к ней, она сказала: «Если ты хочешь в жизни чего-то достичь, никогда ничего не делай вполсилы, все делай в полную силу, тогда будешь артистом». Это стало мне хорошим уроком на всю жизнь.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.

Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая