Прозвище свое он получил от Лермонтова: по кличке собаки, часто прибегавшей на плац Царского Села и веселившей весь полк.
Поэт нарисовал портрет Монго и даже посвятил ему одноименную шутливую поэму, основанную на реальном событии. Однажды два молодых юнкера, Монго и Маешка (так называли Лермонтова в юности), отправились в гости к танцовщице. Они умели весело проводить время. Но неожиданно туда явился и богатый откупщик, на содержании которого была прелестница. Столыпин с Лермонтовым выпрыгнули в окно, а на пути в полк наткнулись на экипаж Великого князя Михаила Павловича, не терпевшего гусарских загулов. Они еле-еле оторвались от погнавшегося за ними экипажа на своих скаковых лошадях.
Интересно, что и в Пятигорск закадычные приятели тоже приехали вместе. Конечно, Столыпин не по своей прихоти сыграл трагическую роль в судьбе поэта. Я убежден, что Монго оказался лишь соучастником преступления, а заказчиком убийства был совсем другой человек, причем куда более влиятельный.
Многие знали, что Столыпин входил в одну из масонских лож Петербурга. Причем ее тайным куратором являлся шеф жандармов и глава Собственной Его Императорского Величества канцелярии граф Бенкендорф.
Когда Лермонтов заинтересовался масонством и захотел вступить в ложу, именно Столыпин замолвил за него словечко перед Александром Христофоровичем. В эти годы общество вольных каменщиков существовало подпольно и все его члены должны были сохранять чрезвычайные меры предосторожности, ведь император Николай Первый масонов люто ненавидел.
Все тайные организации, включая масонские ложи, были запрещены еще по указу его брата Александра Первого, ибо оказались тесно связаны с декабристскими обществами.
Союз вольных каменщиков привлекал поэта идеями о светлом будущем и готовностью к упорному труду, но на деле его члены ничем не отличались от простых смертных. Адепты были такими же лживыми, вероломными и преследующими только личные цели, как и многие их современники. Поняв все это, Лермонтов от общества сего отошел. Выйдя из состава ложи, он стал угрозой для вольных каменщиков: запросто мог наговорить лишнего.
Лермонтова опасались, поскольку он был остер на язык, язвителен и весьма далек от деликатности.
Возникла и реальная угроза для карьеры Бенкендорфа — Николай Первый категорически не терпел заговорщиков. Начни Лермонтов шутить свои шутки, и полетели бы многие головы: Бенкендорфа, начальника штаба корпуса жандармов Леонтия Дубельта, канцлера графа Нессельроде, да и других высокопоставленных масонов. Достаточно вспомнить, как жестоко впоследствии император разгромил кружок петрашевцев, напоминавший о ложах лишь системой устройства своей организации. Да и смертную казнь им отменили только в последний момент.
Я почти уверен, что «заказал» Лермонтова именно Бенкендорф. История с вызовом Мартынова была придумана для отвода глаз, его просто спровоцировали. Заставили услышать то, что не было предназначено для ушей Николая Соломоновича.
Очень странно, например, что конфликт произошел, когда на вечере у Верзилиных вдруг умолкла музыка и очередная колкость поэта в адрес Мартынова прозвучала среди полной тишины.
Оттого раненого и оставили умирать: нельзя было, чтобы выжил. Если заказчиком действительно являлся профессиональный полицейский Бенкендорф, то он наверняка прекрасно знал, как все продумать, найти киллера, создать свидетелям алиби и даже заставить их навсегда замолчать о произошедшем.
Вот только Николай Мартынов, всю жизнь проведший с клеймом убийцы великого поэта, на смертном одре вдруг покаялся, мол, он Мишеля не убивал. Клялся: «Да, стрелял. Но не убивал! Был еще один выстрел». Стал бы он врать священнику на последней исповеди?
Думаю, вряд ли.
Мартынов умер в шестидесятилетнем возрасте в 1875 году. Его родовое имение после революции передали детской колонии. «Ребятишки» разорили фамильный склеп, а останки былого дуэлянта утопили в местном пруду. Надо ли говорить, что это случилось в 1924-м — в год стодесятилетия Лермонтова?
А родственник того самого Алексея Столыпина-Монго будет застрелен в год семидесятилетия со дня смерти Михаила Юрьевича, в сентябре 1911 года. Им окажется премьер-министр Российской империи Петр Аркадьевич Столыпин. Лермонтовское проклятие вступило в силу: пугающие потрясения и катаклизмы отныне постоянно будут связаны с юбилейными датами рождения и убийства великого поэта.