Юлия Высоцкая: «Я не рассчитывала, что наши отношения с Кончаловским могут зайти далеко»

Актриса и телеведущая о смене имиджа, последних событиях в своей жизни и отношениях с мужем.
Юрий Ненев
|
17 Февраля 2016
Юлия Высоцкая
Юлия Высоцкая
Фото: Павел Крюков. На Юлии платье PINKO, серьги Sokolov

«Мне казалось, что этому мужчине никто не нужен рядом постоянно. Я думала, что в его жизни все — переходящее, и рано или поздно одно сменяется другим. Во всяком случае, вся жизненная история Андрея Сергеевича была подтверждением этому. Притом что он — один из самых порядочных людей, которых я знаю в своей жизни. Ни одну из своих женщин он не оставил без поддержки, как финансовой, так и моральной. Но я даже не рассчитывала, что наши отношения с Кончаловским могут зайти далеко», — признается Юлия Высоцкая.

— Юлия, месяц назад вы сильно удивили общественность своей новой прической. Причем то, что на такой стрижке настоял ваш муж, выяснилось далеко не сразу. (В военной драме Андрея Кончаловского «Рай» актриса играет участницу французского Сопротивления, русскую эмигрантку Ольгу. Героиня Высоцкой оказывается в концлагере, и, чтобы добиться нужного образа, режиссер настоял на том, чтобы его жене накануне финальных сцен полностью состригли волосы. — Прим. ред.) Легко ли вы согласились на это?

— Возможно, если бы мне сейчас было двадцать, я бы спокойнее отнеслась к этой идее. В том возрасте вообще ко многому относишься легче. Но я уже в два раза старше — и еще недели три после этих съемок шарахалась от собственного отражения в зеркале, не сразу понимая, кто передо мной. Как бы ты ни экспериментировала над собой в двадцать, на твоей стороне всегда будет юное выражение свежего лица. Но сейчас, когда накопилось утомление…

Вот позавчера, например, я прилетела в Москву в пять утра, а в 12-00 был генеральный прогон «Вишневого сада» в Театре имени Моссовета, который поставил Андрей Сергеевич, затем мы отыграли три спектакля подряд. Теперь-то я понимаю, что когда есть волосы на голове, то все не так страшно: в каком бы ты ни была состоянии, немного укладки, локон туда, локон сюда — уже есть чем прикрыться. Не хочу сказать, что длинные волосы спасали положение, я не всегда была довольна своей внешностью. Она, как и внутреннее состояние, — это всегда работа над собой.

Юлия Высоцкая
Юлия Высоцкая
Фото: Павел Крюков. На Юлии платье MaxMara, серьги Sokolov, браслет Swarovski

В английском языке есть прекрасное выражение «Work in progress» — такой знак можно увидеть, когда ведутся дорожные работы, то есть работа не останавливается никогда. Вот и женщина, которая относится к себе с вниманием, работает над собой постоянно. Наверное, мне нужно было пройти и через этот этап приятия себя. Увидеть сначала минусы, но затем и плюсы. Теперь уже эта стрижка мне кажется чем-то само собой разумеющимся, особенно после того, как позавчера сын сказал: «Мам, а вообще-то тебе так очень круто».

— Только сейчас так сказал? А первая реакция была какая?

— Сначала ему, если честно, не понравилось, я же видела. Это было среди недели, во вторник. Петя вернулся из школы — и оп, сюрприз! Но он сумел обойти эту тему и только тактично сказал: «Мама, ты как-то очень сильно и сразу… похудела!» А когда волосы немного отросли и я изменила их цвет, вот это он уже одобрил. На нашу с вами встречу, кстати, даже выделил из своих запасов какой-то гель и сам сделал мне укладку. Ему сейчас двенадцать с половиной лет, как все современные мальчишки, он постоянно экспериментирует со стрижками. Говорит мне, например, запиши меня именно к тому мастеру, у которого я был в прошлый раз. Я к этому отношусь спокойно, а вот муж ругается. Андрей Сергеевич кричит: «Что значит — к мастеру? Сейчас под машинку, как меня когда-то!» Но я считаю, что нужно пройти через это сейчас и ничего не запрещать.

— У кого в семье проще получить поблажки — у вас или у Андрея Сергеевича?

— Наверное, в данном случае слабое звено — все же я… Петя, как, впрочем, все в роду Михалковых-Кончаловских, обладает удивительной способностью убалтывать. В его рассуждениях столько логики и убежденности, что у меня не хватает сил ему сопротивляться. Поэтому, когда я в какой-то момент понимаю, что трачу слишком много энергии на противостояние, то сразу апеллирую к папе. Это моя любимая тема сейчас. А пусть папа решает! Для меня важнее, что в свои 12 лет Петя умеет быть деликатным, и когда меня постригли, он молчал, не высказывал свое мнение, не критикуя, но и не лукавя с фальшивыми комплиментами, пока ему действительно не понравилось, как я сделала тонирование. То есть он не врет — это у него от отца. Андрей Сергеевич тоже никогда не делает дежурных комплиментов.

Юлия Высоцкая
«Мне очень хотелось быть артисткой, но какие были для этого основания? Я никогда не участвовала в художественной самодеятельности, музыкой занималась всего два года...» Юлия Высоцкая. Начало 80-х гг.
Фото: Фото из личного архива Юлии Высоцкой

— Даже в дни рождения, когда полагается говорить лестные слова?

— Не дождешься! И меня он тоже сумел убедить, что фальшивые комплименты вредны. Это обертки, которые мешают правильным отношениям. Я практически исключила из своей жизни поверхностное общение и очень этим дорожу. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на неинтересных людей, слушать пустые комплименты и тем более говорить их самой, стоять с бокалом шампанского в руках и натужно улыбаться с одной лишь мыслью: со всеми ли я поговорила, всем ли улыбнулась… Если мне теперь хочется оторваться, попеть и поплясать до пяти часов утра, я это делаю только с очень близкими. Но это бывает очень редко и таких людей очень мало.

— В феврале традиционно проходят встречи одноклассников. Вы бываете на них?

— В этом смысле я — человек без прошлого. Из-за того, что мой отчим был военным и нам приходилось часто переезжать, я успела поучиться в семи школах. К сожалению, у меня не осталось контактов ни с кем из одноклассников. Ни в Новочеркасске, где родилась, ни в Баку, где получала аттестат. Когда связи так давно утеряны, их трудно восстановить, для меня это всего лишь отрывочные воспоминания. А если говорить о людях, с которыми я не расстаюсь уже по двадцать с лишним лет, то это все же мои однокурсники по Белорусской академии искусств.

— И все же, почему после окончания школы в Баку вы выбрали именно Минск? В Москве театральных институтов намного больше.

— Я струсила ехать в Москву. Мне просто очень хотелось быть артисткой, но какие были для этого основания? Никогда я не участвовала в художественной самодеятельности, музыкой занималась всего два года, потом мне стало лень. Кому я нужна такая в Москве? Надо поставить памятник моей маме, которая оказалась авантюристкой еще покруче меня и, прислушавшись к моим рассуждениям, сказала: «Лелик, ты права, поехали!» К тому же вместе с нами в Белоруссию ехала и моя одноклассница, у которой где-то неподалеку от Минска, кажется в городе Сморгонь, жила сестра, и нам обещали, что она поможет. Но на вокзале родственники забрали мою одноклассницу, а с нами вежливо попрощались. Хорошо, что я была не одна и мама быстро сориентировалась. Обратилась в бюро по аренде жилья, и мы сняли комнату у двух прекрасных бабушек, которые потом много раз выручали меня, даже когда я жила в общежитии.

Юлия Высоцкая
«У нас в семье не было такого культа еды, как, например, в Грузии, но если варили борщ, то тот, который требует три часа приготовления»
Фото: Павел Крюков. На Юлии платье Lamoda, босоножки Jimmy Choo, серьги Magia Di Gamma, браслет Swarovski

— Мама сейчас живет с вами?

— Нет, она не хочет уезжать из Новочеркасска. Столько было попыток убедить ее переехать или к нам с Андреем Сергеевичем, или к моей младшей сестре Инне, которая живет с семьей в Обнинске… Мама нигде не может находиться долго, только у себя дома, там, где жили мои дедушка и бабушка. У мамы очень сильный характер, мне до нее далеко. Она довольно резкая, своенравная, не терпящая компромиссов. Наверное, поэтому чаще гостит у моей сестры, чем у нас, потому что ее категорически не устраивает, что меня постоянно не бывает дома, что я поздно возвращаюсь с работы. Она никак не может смириться с тем, что мне уже 42 года и я давно взрослый человек. А вот сестра умеет лучше игнорировать ее тотальный контроль…

— А вы к ней в Новочеркасск не ездите?

— На родине я не была уже очень давно. В последний раз, когда готовилась к съемкам в фильме «Глянец», героиня которого — моя землячка. Специально летала посмотреть еще раз на ростовских девчат, которых считают самыми красивыми и пробивными. Хотелось привезти оттуда правильное ощущение характера. В нашей семье никогда не было характерного южного говора. Несмотря на то что мы из казаков. Фамилия моего деда — Мелихов. Именно бабушка научила меня готовить с любовью. У нас в семье никогда не относились к еде как к потребности просто восполнить жизненный запас энергии. Возможно, не было такого культа еды, как, например, в Грузии, но если варили борщ, то тот, который требует три часа приготовления. Если варилась лапша, то она никогда не была магазинной, а только домашняя.

Я впервые пельмени из пачки попробовала только в общежитии и была в ужасе, как это вообще можно есть! То есть я теперь понимаю, что у нас дома было намного вкуснее, чем у всех наших знакомых. И дело было не только в продуктах. Важно ведь настроение, атмосфера, которую я в какой-то мере переняла для программы «Едим дома». Я помню, когда мы по два часа разбирали для холодца хвостики, ножки, косточки — и у меня даже локти были в этом натуральном прозрачном желатине, — бабушка постоянно что-то рассказывала. Мы обсуждали книги, она вспоминала о том, как жили до войны, рассказывала даже о своих романах. Мы вместе сочиняли стихи. Во время войны бабушка работала регулировщицей, и однажды мы написали поэму про регулировщицу Светлану, соединили в этом образе профессию бабушки и имя моей мамы, по которой я очень скучала. Мне кажется, именно бабушка научила меня общаться, и я действительно испытываю удовольствие от общения с людьми. Если, конечно, я им интересна, а они интересны мне.

Дедушка и бабушка Юлии Высоцкой — Николай Егорович и Полина Александровна Мелиховы (в центре) со своей дочерью Светланой (мамой Юлии) и друзьями семьи
Дедушка и бабушка Юлии Высоцкой — Николай Егорович и Полина Александровна Мелиховы (в центре) со своей дочерью Светланой (мамой Юлии) и друзьями семьи. Новочеркасск, конец 50-х гг.
Фото: Фото из личного архива Юлии Высоцкой

— Часто ли бывают такие совпадения?

— Андрей Сергеевич поставил сейчас в Театре имени Моссовета «Вишневый сад», в этом спектакле очень много молодежи. Удивительным образом оказались люди той же группы крови, что и мы: Юлия Хлынина, Саша Кузенкина, Маша Карпова, Влад Боковин, другие ребята. Притом что я ловила себя на мысли, что это поколение тех, кто мог быть моим ребенком. Если бы я тоже родила в институте, как это делали некоторые мои однокурсницы, то Юля Хлынина вполне могла быть моей дочерью. Но несмотря на возраст, у них очень серьезная ответственность перед режиссером, перед зрителем, перед партнерами. В этом есть и заслуга Андрея Сергеевича. Он умеет находить тех, кто даже на репетициях работает на 450 процентов. Никто не экономит сил, не бережет себя. Мне очень повезло, что я попала именно в этот театр. Вспоминая опыт работы в других, понимаешь, что легко очутиться на поле битвы самолюбий и тщеславий, где каждый стремится играть только главные роли, мечтает получить больше всех цветов. В Театре Моссовета все по-другому. Директор театра Валентина Тихоновна Панфилова приходит после спектакля «Дядя Ваня» со слезами на глазах и каждый раз говорит: «Боже, какой сегодня был финал!»

— У вас много дел: телевидение, театр, кино, книги, кулинарная студия, рестораны. К чему такая в хорошем смысле, но одержимость работой?

— Когда мы начинали кулинарную программу, я и не рассчитывала, что это может стать источником заработка. Возможно, если бы я издавала книги в Англии или вела там передачу, то надобности заниматься еще чем-то не было бы. Но у нас не очень равноценные условия в отношении авторов. Как, впрочем, и артистов. Хотя, конечно, дело не только в деньгах… Недавно мы с нашей командой открыли еще одну кулинарную студию Юлии Высоцкой, теперь это целая сеть. Людям нравится готовить самим, узнавать что-то новое. И я вижу, с каким кайфом работают наши сотрудники, нигде, кроме как в приготовлении еды, не чувствуется то, как человек относится к своему делу.

Юлия Высоцкая
«Я не всегда была довольна своей внешностью. Она, как и внутреннее состояние, — это всегда работа над собой»
Фото: Павел Крюков. На Юлии платье Natalia Valevskaya, серьги и браслет Swarovski

— В Белоруссии, работая на телевидении, вы получали всего 15 долларов в месяц. Ваш бизнес — это страховка от таких ситуаций?

— А вы знаете, тогда я об этом не задумывалась. Когда ты один и ни за кого не отвечаешь, то можно прожить и на 15 долларов. Понятно, что мы жили тогда на бульонных кубиках и на чае с заменителем сахара, который прислали из Израиля кому-то из моих однокурсниц. Трудно согласиться на такие деньги сейчас, когда есть дети и определенные обязательства перед родственниками, родителями. Хотя мне самой не так уж и много нужно. Я не скупаю модные коллекции под каждый сезон, мне нравятся вещи «на всю жизнь».

— Летом этого года будет 20 лет, как вы впервые встретились с Андреем Сергеевичем на «Кинотавре». Это для вас важная дата?

— Тогда мы встретились и больше не расставались. Для меня этот день важнее, чем тот, когда я вышла за Андрея Сергеевича замуж. Наша свадьба — это просто формальность. Я даже не помню, когда мы расписались, серьезно… Кажется, в феврале. Я не хотела замуж, не хотела штампа в паспорте, и с его появлением в моей жизни ничего не изменилось.

— Странная позиция: женщина, которая не хотела замуж…

— Мне казалось, что этому мужчине никто не нужен рядом постоянно. Я думала, что в его жизни все — преходяще, и рано или поздно одно сменяется другим. Во всяком случае, вся жизненная история Андрея Сергеевича была подтверждением этому. Притом что он — один из самых порядочных людей, которых я знаю в своей жизни. Ни одну из своих женщин он не оставил без поддержки, как финансовой, так и моральной. Но я даже не рассчитывала, что наши с Кончаловским отношения могут зайти далеко. А вообще самое прекрасное в Андрее Сергеевиче — то, что он любит людей. Это видно по его фильмам. Мне кажется, если пять фильмов Кончаловского показать зрителю, который незнаком с его творчеством, то этот человек вряд ли догадается, что режиссер во всех случаях один и тот же. Но я уверена, что такой зритель отметит одну важную вещь — в каждом из этих фильмов режиссер любит всех своих героев. Это — дар Андрея Сергеевича, я не знаю такого качества ни у кого из других режиссеров.

Юлия Высоцкая с Андреем Кончаловским
«Мне казалось, что этому мужчине никто не нужен рядом постоянно. Я думала, что в его жизни все — переходящее, и рано или поздно одно сменяется другим. Но вышло все совсем иначе...» С мужем Андреем Кончаловским
Фото: Александр Гусов

— Но вы не так уж и часто снимаетесь у других режиссеров. Кстати, в чем причина?

— Меня мало куда приглашают, а когда зовут, то мне не нравится то, что предлагают. Вообще, мне кажется, что настоящие большие режиссеры довольно эгоистичны, говорю это со знаком плюс. Они занимают позицию гуру, мастера, бога — называйте как хотите. И лишний авторитет в виде мужа актрисы им не нужен, особенно если этот муж — Кончаловский. Чье самолюбие тут выдержит? Ведь если меня заинтересовал сценарий, то конечно же я показываю его мужу. Зачем им такая головная боль? Была такая ситуация, когда Олег Погодин прислал мне сценарий фильма «Дом». Я прочитала, мне очень понравилось, показала сценарий Андрею Сергеевичу, он тоже одобрил. Мало того, ему очень понравился сам Олег, они с тех пор много общались, но на роль Погодин взял другую артистку… Были потом какие-то объяснения, что, мол, не договорился кто-то с кем-то. Но меня это не убедило. Я за честность. Жизнь слишком коротка, чтобы изворачиваться и придумывать причины. Лучше позвонить и сказать напрямую — знаешь, Юль, я присылал тебе сценарий, но потом увидел в этой роли другую актрису. Это жестоко, да, но это — честность.

— А развита ли у вас интуиция, чтобы понимать, когда лгут, а когда нет?

— Я не знаю, насколько у меня развита интуиция, но мама в свое время научила меня одному приему. Запомните, это очень полезная информация. Когда приходишь на экзамен, никогда не нужно выбирать билет, вообще не надо смотреть на стол. Пришел, протянул руку, взял. Тогда это будет именно тот билет, который ты выучил лучше всего. Мне кажется, что я чувствую близких мне людей, я чувствовала, что в 2002 году «Дом дураков» получит приз в Венеции, что жюри отметит «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Мне кажется, я это знала.

Юлия Высоцкая
«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на неинтересных людей, слушать пустые комплименты и тем более говорить их самой, стоять с бокалом шампанского в руках и натужно улыбаться с одной лишь мыслью: со всеми ли я поговорила, всем ли улыбнулась…»
Фото: Павел Крюков. На Юлии топ и брюки Daria Bardeeva

— Вы жили и работали в США, в Англии. Несколько лет назад мы делали репортаж из вашего поместья в Италии. Где же сейчас ваш дом?

— Сейчас — в Москве в большей степени, чем когда бы то ни было. Здесь очень много работы. В Италии бываю уже реже. Еду туда, когда у нас проходят кулинарные туры, встречаюсь с друзьями. Надеюсь, будут моменты в жизни, когда я смогу больше времени там проводить. Но сейчас наш дом — это Москва.

— Юлия, простите, но я не могу не задать еще один вопрос, который волнует всех ваших поклонников. Ваша дочь, Маша...

— Вы должны меня понять, мне действительно очень сложно говорить на эту тему. Что бы я ни сказала — этого будет недостаточно… Это не то, чем я сейчас имею право делиться. Я признательна всем, кто сопереживает. Благодарю всех, кто пишет письма. Нам важна эта поддержка. Но я не могу говорить об этом, ни в каком ракурсе, никак… Я пыталась записать обращение перед тем, как снова приступила к работе. Чтобы люди понимали: это жизнь, и в ней много составляющих. Что-то я могу показать и объяснить, о чем-то хочу умолчать. Какая она, моя жизнь целиком — это уже мое дело. И не имеет ничего общего с работой. Но работа — тоже часть моей жизни, одна из… Вот, собственно, в работу я и вернулась!

Благодарим Кулинарную студию Юлии Высоцкой за помощь в организации съемки

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
На концерте «Удачные песни» подарят морское путешествие
6 апреля в Live Арене состоится грандиозный весенний концерт «Удачные песни», на котором выступят Лев Лещенко, Николай Басков, Филипп Киркоров, Наташа Королёва, Григорий Лепс, Слава, Дима Билан, Юлия Савичева, Михаил Шуфутинский, Глюк’oZa, Вадим Казаченко, Наталия Гулькина, Ирина Забияка и группа «ЧИЛИ», Дмитрий Колдун, Татьяна Буланова, Александр Добронравов, Анна Семенович, Ольга Бузова, группа «Тутси», Сергей Рогожин, Элина, Настасья Самбурская, Родион Газманов, Миа Бойка, Руслан Алехно, Тамара Кутидзе, Анита Цой, Виктория Дайнеко, группа «Фабрика» и многие другие звезды.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог