Владимир и Мария Машковы: первое совместное интервью отца и дочери

Эксклюзив журнала «7Дней».
Юрий Ненев
|
Ирина Стрельникова
|
13 Сентября 2017
Владимир и Мария Машковы
Владимир и Мария Машковы

«Мне было, наверное, 12 лет, когда я посмотрела фильм «Американская дочь», мне долгое время казалось, что он сам такой, как его герой. Что сейчас он, наверное, просто занят, но скоро мы сбежим и будем путешествовать. Но это все — не про моего папу», — рассказывает Мария Машкова в первом совместном интервью со своим отцом, Владимиром Машковым.

— Владимир Львович, ваша дочь Маша сейчас известная актриса, много снимается. Когда она поступала в Щукинское училище, вы не пытались ее отговорить? Многие артисты не хотят, чтобы дети шли по их стопам…

Владимир: Я не пытался ее отговорить. Я вообще ненавязчивый отец. И знаю, что профессию актера нельзя выбрать — она сама тебя или выбирает, или нет. Это похоже на рыбалку. Что рыбак подцепит: корягу или рыбу весом в тонну? Он этого не выбирает. Но он может почувствовать, есть рыба на крючке или нет. При этом со стороны вообще не видно, что он там тянет. Какие тут могут быть советы?

— У вас, отца и дочери, вообще очень много похожего. Почти одинаковый почерк и роспись. И вы оба не сразу пошли в актеры. Владимир Львович до театрального института учился на биологическом факультете, Маша — на экономическом…

Мария: Честно говоря, я в детстве не только не хотела быть актрисой, я даже не хотела, чтобы мои родители были актерами. Помню, как мечтала, чтобы папа был учителем, я бы тогда помогала ему проверять тетрадки. На худой конец, физруком, мне кажется, ему бы очень пошло. Сама же я металась в выборе профессии. Я очень любила химию. А когда прочла «Парфюмера» Зюскинда, захотела создать свои великие духи. Планировала поступать в Менделеевский. Но все в то время шли на экономический, и, поддавшись какому-то стадному чувству, я тоже так решила. Папа помог мне поступить в Плехановскую академию.

— Как может актер Владимир Машков помочь поступить в экономический вуз?

Мария: Мой папа может все! Но в то самое лето, когда я поступала, меня пригласили на главную роль в фильм о молодой Бабе-яге и молодом Кащее Бессмертном. Я поехала на съемки, и это меня подкосило. Я уже до этого имела актерский опыт, играла в Театре имени Маяковского и снималась в кино. Полагаю, что все сложилось бы иначе, если бы не те съемки. Там было невероятно интересно — лошади, сказочные костюмы, прекрасные артисты! И мне было 17, я была единственной девочкой, и все меня так любили! Математика, конечно, не шла ни в какое сравнение с этим. 

Владимир и Мария Машковы
Владимир и Мария Машковы
Фото: Филипп Гончаров

Вернувшись со съемок, я решила втайне от родителей попробовать поступить в театральный вуз. Пришла в ГИТИС, там надо было пройти прослушивание. И вот мне стали задавать странные вопросы про папу, про маму (актрису Елену Шевченко. — Прим. ред.) и про то, что через дорогу в Театре Маяковского я играю главную роль. Мол, зачем вы к нам пришли учиться, вы же и так уже все знаете. В итоге я даже не прошла на первый тур. Тогда я пошла в Щукинское училище, там я сказала, что из Новосибирска, и уже никто не обратил внимания на мою фамилию.

— То есть при поступлении на актерский фамилия прославленных родителей вредит?

Мария: Все думают, что быть дочерью знаменитых актеров — это так здорово! Это правда здорово, но я всегда понимала, что меня будут постоянно с ними сравнивать, причем не в мою пользу. Даже сейчас, уверена, кто-то, читая ваш журнал, думает: вот, фотографируется с папой, устроилась… Многие считают, что это папа звонит на каждый мой проект и договаривается, чтобы меня взяли. И это уже меня даже не ранит, я привыкла… В Щукинском училище, кстати, я не стала учиться — просто удостоверилась, что могу поступить. Это мне нужно было для самооценки. 

Тогда я выбрала экономику. И стала учиться в Плехановской академии, как и планировалось. Правда, проучилась там недолго. Это было совсем не мое, я ходила туда каждый день со слезами на глазах. А через два месяца столкнулась с педагогом Щукинского училища Владимиром Петровичем Поглазовым, который меня спросил: «Ну что, экономист, как ты там?» В ответ я разрыдалась. И тогда он сказал, что одна девчонка-первокурсница оказалась в положении, уехала домой, и освободилось одно бюджетное место на курсе. Иди, говорит, к Этушу (Владимир Абрамович был ректором), если он тебя возьмет, будешь у нас учиться. Я прочла Этушу отрывок из «Кыси» Татьяны Толстой. Владимир Абрамович сказал, что это очень странный отрывок и лучше бы я выбрала что-то другое. Но тем не менее я произвела на него хорошее впечатление, и он меня принял. Ни мама, ни папа долгое время ни о чем не догадывались. Потом папа как-то узнал, не помню как. Как ты узнал?

Владимир и Мария Машковы
Владимир: «Не могу назвать себя хорошим отцом или дедом в обычном понимании этого слова. Таким, какого, наверное, хотелось бы Маше. Воспитывать детей я не умею: указывать, спрашивать «как ты поел?»
Фото: Филипп Гончаров

Владимир: Мне позвонили из Плехановки и спросили: «Владимир Львович, а ваша дочь будет ходить на занятия? Она давно уже не появляется, мы не знаем, что случилось». Я стал выяснять — оказалось, она уже в Щукинском вовсю учится. Это нормальное явление, мне кажется. Начало пути и должно быть таким, сумбурным­.

— Если сравнение с родителями только мешало, почему Маша не взяла псевдоним?

Мария: Никогда не хотелось, мне нравится моя фамилия, особенно в сочетании с именем Маша. На самом деле мама хотела назвать меня Федорой. Спасибо папе, что он не дал. Хотя сейчас, наверное, было бы прикольно: Федора Машкова. Но в детстве я бы намучилась.

— Владимир Львович, у вас благодаря Маше теперь уже две внучки: Стефания и Александра. Вы из тех, кто любит и опекает внуков боль­ше, чем детей?

Владимир: Любить детей и внуков — это нормально и естественно. Ну а насчет опеки… Я не могу назвать себя хорошим отцом или дедом в обычном понимании этого слова. Таким, какого, наверное, хотелось бы Маше. Воспитывать детей я не умею и не собираюсь: чуть что им тыкать, указывать, спрашивать «как ты поел?»... Это немножечко мещанство. Ну, поел и поел, и бог с тобой, не хочешь есть — не ешь. Упал, головой ударился — встань и иди дальше. Я странноватый в этом смысле, побаиваюсь маленьких детей, и они меня побаиваются.

Мария: Когда моя дочь в первый раз увидела дедушку, громко заплакала. Я и сама, как мне рассказывали, разрыдалась, когда папу видела. И до сих пор я иногда смотрю на него и думаю: страшно! (Смеется.)

Владимир: Маше был месяц. Я сказал: «Дайте ребенка папе». Взял ее на руки и понес гулять. Маша спала. Была зима, я шел с ней по улице. Минут через десять она открыла глаза. А я тогда носил бороду, как сейчас. Маша ее увидела — и давай орать. Я побежал с ней домой, и все прохожие на меня оборачивались. Еле добрался до дому. Говорю: «Заберите ее».

Мария: И с тех пор я папу не видела пятнадцать лет…

— Пятнадцать лет вы не виделись? Что, правда?!

Мария: Ну нет, конечно, про пятнадцать лет — это художественное преувеличение. Просто папа уехал в Москву, а за ним уехала мама. Я осталась с бабушкой и дедушкой, мамиными родителями, в Новосибирске, когда мне был один месяц. С папой мы, конечно, виделись, но не так часто, как мне бы этого хотелось. Я у родителей появилась, когда они были еще совсем молодые, поэтому, конечно, они должны были заниматься своей карьерой…

Владимир  Машков
«Я рос в необычной семье, у нас ценности были другие. Мама искореняла все, что связано с мещанством. У нас дома даже стола не было, мы ели на гладильной доске»
Фото: Филипп Гончаров

— Маша, а не было обиды, что работа для них порой важнее?

Мария: Я их всегда обожала. Даже, может быть, больше, чем нужно. Конечно, папа — нестандартный отец. Он даже, когда ему звонишь, не всегда берет трубку. Он занят прежде всего своей жизнью. Мама, в принципе, тоже. Разве что чуть-чуть в меньшей степени. Но я с родителями регулярно виделась даже до того, как в восемь лет переехала в Москву. Мой дедушка по профессии летчик, он частенько зайцем в кабине пилота отправлял меня к маме.

— Родители тогда уже развелись?

Мария: Да, я их вместе вообще не помню. Я поселилась с мамой, которая потом вышла замуж и родила моих братьев, которых я очень люблю. А папа иногда брал меня на выходные. Все его появления были очень эффектны. Иногда он навещал меня так, что я его самого даже не видела. Помню, проснулась утром в свой день рождения — а соседняя комната вся уставлена коробками с Барби, с игрушками. Значит, папа приходил.

— На родительское собрание в школу папа мог прийти?

Мария: Пришел один раз, правда, до кабинета, где оно проводилось, так и не добрался. Я вообще не могла понять, где он. Оказалось, в учительской, анекдоты рассказывает. А вокруг — молодые учительницы, сидят на столах и хохочут. Я в таком состоянии этих женщин не видела никогда, ни до, ни после. В общем, до этого мне хотелось, чтобы папа ходил на родительские собрания. Но тут я поняла: больше не надо. (Улыбается.)

— Маша, а вы могли попросить у папы денег?

Мария: Когда я была маленькая, у папы и самого-то было не особенно много денег. А потом, когда он уже стал неплохо зарабатывать, мне, взрослой девушке, было неловко обращаться к нему за деньгами, я предпочитала сама заработать. Но когда мне было лет 27, пришлось попросить. Возникла сложная ситуация, мне некуда было деваться. И все же я долго готовилась к этому разговору, боялась, не знала, как отец отреагирует.

— И какой же была реакция?

Мария: Все прошло невероятно легко, зря боялась. За что я ему очень благодарна. С тех пор мне почти не стыдно просить у папы помощи.

Владимир: Нет, вот скажите, а чем вообще может помочь отец дочери? Только деньгами и тем фактом, что он есть, что он существует. Остальное все делает мама. Или бабушки с дедушками…

Владимир и Мария Машковы
Владимир: «Я считаю, не надо ничего навязывать ребенку. Единственное, что ты можешь для него сделать, — воспитывать своим примером, если он заметит твой пример...»
Фото: Филипп Гончаров

Мария: Ну, тут я с папой не согласна. Когда я посмотрела фильм «Американская дочь», мне долгое время казалось, что он сам такой, как его герой. Что сейчас он, наверное, просто занят, но скоро мы сбежим и будем путешествовать. (Смеется.) Но это все — не про моего папу. В его представлении, отец — это человек, которому дочь позвонит, когда у нее в жизни какой-то кризис, чтобы он решил проблему. Желательно какую-то конкретную — материальную. А так, чтобы я позвонила и сказала: «Пап, мне одиноко, можешь со мной поговорить?» — это нет, в лучшем случае я буду высмеяна, поэтому таких вещей не практикую. При этом я жду момента, когда папа станет чуть-чуть более навязчивым. По моим расчетам, это случится, когда ему исполнится лет 79 или чуть позже. Мне бы хотелось, чтобы папа стал вдруг названивать и спрашивать: «Ну, ты там как поела?»

— А сейчас кто из вас кому чаще звонит?

Мария: Я звоню. И не факт еще, что отец возьмет трубку. С днем рождения даже может не поздравить или перепутать месяц. Хотя в последние несколько лет папа старается не забывать, а в этом году не забыл про день рождения Фани, моей дочери, и я была счастлива! У меня, правда, тоже бывает. Видимо, гены. Когда у папы случился юбилей, я снималась, у меня была ночная смена. И вот прихожу в свой вагончик, а в телефоне — штук шесть неотвеченных вызовов от «номер засекречен». Я знаю, что если номер засекречен, то это скорее всего папа. Я перезваниваю, он говорит: «Что происходит? Мне президент шлет поздравления, а ты где?»

— Вот уж настоящая дочь своего отца...

Мария: На самом деле я сейчас все больше и больше стала понимать папу. Я тоже в какие-то моменты могу не взять трубку. Когда раньше он не отвечал на мои звонки, мне это было непонятно и обидно. А сейчас, если сложные съемки, у меня просто нет сил что-то хорошее звонящему сказать. Не беру трубку только ради того, чтобы человек не получил за все то, что у меня сегодня не вышло!

Мария Машкова
«Быть дочерью знаменитых актеров — это правда здорово, но я всегда понимала, что меня будут постоянно с ними сравнивать, и не в мою пользу. Уверена, кто-то прочтет ваш журнал и скажет: вот, фотографируется с папой, устроилась…»
Фото: Филипп Гончаров

— Интересно, а как у такого ненавязчивого папы складывались отношения с зятьями? Его вообще интересовало, за кого выходит замуж единственная дочь?

Мария: Папа очень тактичный человек, он никогда не вмешивался. Что же касается свадьбы — когда я выходила замуж в первый раз, я очень боялась его реакции и тянула до последнего, так что позвонила только ­накануне.

— Надо же… Действительно, вы — нес­тандартные отец и дочь…

Владимир: Я сам рос в необычной семье, где не было места сентиментальности, со мной никто не носился. У нас ценности были другие. Мама была режиссером театра кукол, папа — актером того же театра. Мама искореняла все, что связано с мещанством. У нас дома даже стола не было, мы ели на гладильной доске. Родители работали с утра до ночи в своем театре кукол, без выходных. Других родственников у меня не было никаких: только папа, мама и мой брат, который совсем маленьким уехал учиться. Каждый сам по себе, никто никого не тревожил. И я считаю, не надо проявлять излишнюю активность по отношению к жизни другого человека. Не надо ничего навязывать ребенку. Единственное, что ты можешь для него сделать, — воспитывать своим примером, если он заметит твой пример… 

Дети Толстого писали, что их воспитывал луч света под кабинетом отца. Вот и я видел, что папа с утра встает и держит на вытянутых руках два чугунных утюга по пять килограммов, чтобы руки тренировать. Ему же нужно было тяжелые куклы носить, он мог одновременно управлять двумя куклами. А мама очень много писала: и пьесы, и статьи. У нее было два высших образования: ГИТИС и ВГИК, она начинала в Театре Образцова. Он ее не хотел отпускать, но мама мечтала о собственном театре — и она его получила… Помню, у нас дома случались серьезные конфликты на тему, где должен стоять Буратино, а где Мальвина. А вот на бытовые темы скандалов не было, как не было домашних закруток, или слоников на полке, или посиделок за круглым столом…

— Маша, вы так же относитесь к домашнему уюту, который ваш отец считает мещанством?

Мария: Раньше, наверное, я бы уже в слезах здесь сидела из-за папиных разговоров на тему мещанства. А теперь я думаю: то, что папа называет мещанством, — для меня это тыл, спокойствие, гармония, психологическая поддержка. Мне, как девочке, это все-таки необходимо. Но за этим я шла к бабушке с дедушкой, которые меня маленькую растили, а не к маме и папе. Баба Валя и деда Паша — они для меня, честно говоря, тоже мама и папа в таком каноническом понимании этого слова. Слава богу, они и сейчас живы и здоровы. А вот других бабушку с дедушкой — папиных родителей — я почти не застала и совсем не помню. Папе самому было всего двадцать лет, когда их не стало. Говорят, я похожа на бабушку Наталью Ивановну, я этим очень горжусь. У меня сохранились на память о ней телеграммы, первую из них я получила в первый день своей жизни! «Маша, привет, с прибытием, ты можешь все…» По-моему, это потрясающе! В сложные моменты жизни эта телеграмма придавала мне сил и веры в себя.

Владимир и Мария Машковы
Мария: «Мама хотела назвать меня Федорой. Спасибо папе, что он не дал. Хотя сейчас, наверное, было бы прикольно: Федора Машкова. Но в детстве я бы намучилась» Лобби отеля The Ritz?Carlton, Moscow
Фото: Филипп Гончаров

— В общем, ничего удивительного, что в профессию, связанную с театром, пришли и ее сын, и внучка…

Владимир: Еще раз повторяю: эту профессию нельзя выбрать, можно разве что освоить какие-то азы. Я сам учился на артиста восемь с половиной лет. У меня было три первых курса, два вторых, потому что меня два раза выгоняли. Не по профессиональным показателям, а просто я вел себя слишком вольнолюбиво для того времени на излете СССР. Но и восемь лет обучения ничего не гарантируют в этой профессии — она действительно должна сама тебя выбрать. К сожалению, в ней не так много триумфа и радости премьер, сколько тяжести, которую ты должен постоянно нести. Каждый актер тащит с собой целый чемодан неприятностей, бед, всего плохого, что он видел в своей жизни. Они нужны, чтобы можно было подключить к роли личный опыт, ассоциации с чем-то пережитым. А радости в жизни артиста не нужны, он ими не пользуется в работе. Ведь счастливых героев практически не бывает ни в кино, ни в театре­…

— В последнее время вас почти не видно на сцене, в основном — в кино… Не скучаете по театру?

Владимир: Нет. Что мне скучать, я же периодически захожу в театр. Я по-прежнему помощник художественного руководителя труппы Табакова.

— Многие считают, что театр требует большей отдачи от актера, чем кино…

Владимир: Смелое утверждение. Почему же, интересно, тогда с театром у нас все хорошо, а в кино мало у кого что-то толковое получается? На самом деле это просто два разных вида деятельности. Недаром у артистов написано в дипломе: «артист театра и кино». Театр — это работа пластикой и голосом. Все происходит на глазах у зрителя, ты не можешь его не учитывать. Ты должен забрать у зала его энергию, его эмоциональное состояние, что-то с ним сделать и вернуть обратно в зал, зрителю. А камера — отнюдь не зрительный зал! Абсолютно объективный глаз, холодный, бесчувственный. 

Пластикой и голосом играть нельзя, камера сразу распознает это как наигрыш и фальшь. Нужны совсем другие навыки. В кино ты должен уметь ждать. Это в театр ты приходишь, и у тебя написано: «Репетиция в 11». После этого обед, потом подготовка к вечернему спектаклю. А ровно в 19:00 у тебя должно быть вдохновение. Причем ровно до 22 или до 23 — смотря во сколько кончается спектакль. Дальше — отдых. У киноартиста не так. Съемочный день начинается с восходом солнца. И ты должен быть в форме с шести или с семи утра. Но это не значит, что тебя скоро начнут снимать. Не все так сразу... 

Владимир и Мария Машковы
Мария: «Это было наше первое путешествие. Казалось бы, мне тридцать с лишним лет, у меня самой уже дети, но было так здорово побыть просто дочкой!»
Фото: Филипп Гончаров

Например, нет солнца или дождя, а нам нужно или солнце, или дождь. Ты не можешь подготовиться, не знаешь, что произойдет. То здесь что-то не готово, то тут. Когда тебя вызовут в кадр, ты не знаешь. Ты просто должен быть все время во вдохновении, каждую секунду. Все 12, или 15, или 18 часов съемки. В конце, когда весь этот шалман закончится, триста человек перестанут бегать по площадке и поставят, наконец, тебя на камеру, ты будешь держать ответ. И камера будет так близко, что заглянет, что там у тебя в глазах происходит. И при этом у монитора будут стоять сто человек, безжалостно разглядывать тебя и говорить: «Нет, это что-то не то, пусть сыграет получше…» Вот что такое кино!

— Знаю, вы никогда не соглашаетесь на два проекта одновременно.

Владимир: Я не могу работать над несколькими ролями в кино одновременно, я считаю это неправильным.

Мария: И я согласна с папой! Хотя у меня есть один спектакль, горячо мною любимый, в ТЕАТР.DOC — мы играем его вот уже десять лет, по ­пьесе Соколовой «Фантазии Фарятьева». Я сначала играла младшую сестру, теперь старшую.

— Почему у вас до сих пор не было совместных проектов с отцом?

Мария: Мы сейчас заканчиваем нашу первую совместную работу. Это документальное кино, большая и сложная работа, история про постановку спектакля «Буратино» с детьми с особенностями развития в театре кукол — в том самом, которым когда-то руководила моя бабушка в Новокузнецке. Для меня это очень личное и важное кино. И точно могу сказать, что такими папу и меня, как в этом фильме, нас еще никто не видел!

— Еще вы вдвоем приняли участие в рекламном проекте…

Мария: Да, по сути это наша первая совместная работа в кадре. Честно говоря, когда мне папа рассказал про это предложение, я сначала растерялась — понимала, что люди могут по-разному воспринять мое появление с папой в рекламе. Но я испытала такое счастье, когда подумала, что наконец полечу куда-то с ним! Это был наш с папой первый полет в самолете, первое путешествие, первый океан, мы снимали в Португалии! Все как в фильме «Американская дочь»! Казалось бы, мне тридцать с лишним лет, у меня самой уже дети, но было так здорово побыть просто дочкой!

Благодарим отель The Ritz-Carlton, Moscow и ресторан O2 Lounge за помощь в организации съемки

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Таро-гороскоп на апрель 2024 года для всех знаков зодиака
Апрель станет непростым месяцем. С первых дней Меркурий развернется и пойдет в обратном направлении, поэтому многие знаки окажутся перед выбором или их дела начнут буксовать. Каждому представителю зодиакального круга не помешает помощь или хотя бы совет. Карты Таро укажут правильный путь для каждого, с этими рекомендациями вы сможете избежать проблем и даже выбиться в лидеры.

Таро-гороскоп на апрель 2024 Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог