Новости Звезды Красота Здоровье Мода Развлечения Стиль жизни Видео Скидки

Вениамин Смехов: тайны «Таганки»

Легендарный актер Театра на Таганке Вениамин Смехов рассказао о золотов веке любимовского театра.
«Не нужно верить недобрым слухам о том, что «Таганки» больше нет. На смену одной эпохе просто пришла новая, так было и раньше. Это не смерть театра, это его новое дыхание...». (Вениамин Смехов. 2012 г.) «Не нужно верить недобрым слухам о том, что «Таганки» больше нет. На смену одной эпохе просто пришла новая, так было и раньше. Это не смерть театра, это его новое дыхание...». (Вениамин Смехов. 2012 г.) Фото: Марк Штейнбок

На этом золотой век любимовской «Таганки» был закончен. Так совпало, что именно после ухода Володи эта страница закрылась. Вдруг усилилась запретительная линия по отношению к театру. Спектакли «Высоцкий», «Живой», «Борис Годунов», репетиции спектаклей «Театральный роман», «И дольше века длится день» — все оказалось под запретом. К тому же Любимов видел перед собой не тех, прежних, беспощадных к себе студийцев, а уже обремененных семьями стареющих артистов. У меня самого было двое детей, на которых надо было зарабатывать. Выручали концерты, чаще всего неофициальные. И кинематограф. Любимов от всего этого в восторг не приходил. Все складывалось одно к одному. И вот в 1984 году случилась принудительная эмиграция неугодного властям великого режиссера Юрия Любимова.

На «Таганку» пришел Анатолий Эфрос.

Были слухи, что Анатолию Васильевичу Эфросу, которого власти уговорили возглавить вместо Любимова театр, артисты «Таганки» прокалывали шины, резали дубленку. То есть травили. Не знаю, было это или все же сплетни. Но дело в том, что и Высоцкому шины прокалывали, и мне, и мало ли кому еще! В мире театра завистников много. А к Эфросу те, кто остался тогда в театре, отнеслись с почтением, это был гениальный режиссер. И вот, когда в стране что-то стало меняться, коллектив театра написал письмо Горбачеву с просьбой вернуть Любимова. И прекрасные любимовские актрисы и актеры — Жукова, Полицеймако и другие — предложили Эфросу подписать. И он подписал.

Помню, Алла Демидова уверила его, что ему не надо опасаться резкого характера Любимова, что создатель театра будет трудиться на старой сцене «Таганки», а Анатолию Васильевичу остается новая сцена, и все прекрасно будут жить в мире...

Не верьте, что «Таганка» может умереть

Все получилось гораздо печальнее. В 1987 году Эфрос скоропостижно умер. Любимов хоть и вернулся и много выпустил новых премьер, но в 2011-м несколько актеров больно обидели его, и Юрий Петрович покинул свой театр. И только благодаря согласию Валерия Золотухина стать худруком, «Таганка» не была расформирована. «Хитрому сибирскому мужичку», как назвал его тогда Любимов, хватило горячего сердца и уважения к любимовскому делу, чтобы сделать невозможное — даже в ущерб личному здоровью: за один сезон Золотухин успел организовать шесть премьер!

В том числе со знаменитыми режиссерами — Занусси, Мирзоевым, Федотовым! Громкие имена.

...Так получилось, что я, не работая на «Таганке» 20 с лишним лет, снова встретился в работе с родным театром благодаря призыву Золотухина и Евтушенко и с телефонного согласия Любимова. Музыкально-поэтическое представление «Нет лет» второй год радует и зрителей, и нас, исполнителей. Спектакль — дитя ностальгии по прошлому и настоящему (если процитировать Вознесенского), он повернут лицом туда, где жили наши спектакли 60—70-х годов. Правда, он обогащен сегодняшними ритмами и смыслами.

В 2013—2014 годах, в наш юбилейный сезон, зрители театра увидели много премьер, экспериментальных спектаклей: «В поисках радости», «Присутствие», «Репетиция оркестра», «Голос отца», «Таганский фронт», «1968.

Новый мир», «Радио Таганка», «Не покидай меня...», «Гедда Габлер». В малом зале прошли пьесы-читки новых авторов.

Теперь «Таганке» предстоит и чисто внешнее обновление: в здании начинается ремонт. Так что пока спектакли идут на хорошей сцене Дворца культуры ЗИЛа и в Тушине, в ДК «Салют». Впрочем, эти площадки давно нам знакомы. Теперь, в октябре, там пойдут любимовские «Тартюф», «Горе от ума», «Евгений Онегин», а также спектакль «День Победы» Юрия Муравицкого по пьесе Михаила Дурненкова — страстная и острая премьера, которая мне понравилась.

И дважды сыграем спектакль «Нет лет». Надеюсь, что не хуже, чем это было в нашей старой родной «Таганке», и в Иркутске, и в Сеуле, и на Урале, и в Париже, и на Грушинском фестивале…

Так что поспешные тексты на мотив «Таганка» умерла» — это такая же «неточность», как «смерть» МХАТа времен Станиславского и Немировича-Данченко или Ефремова, как смерть Вахтанговского времен создателя театра или Рубена Симонова, как смерть «Современника», «Ленкома», «Маяковки» и т. д. Не нужно верить недобрым слухам о том, что «Таганки» больше нет. Давно закрылись страницы тех театров-кумиров.

И на смену одной эпохе просто пришла новая, так было и раньше… Но для нас, тех, кто помнит 1964 год, премьеру «Доброго человека из Сезуана», — каждый день жизни по-прежнему озаглавлен тремя драгоценными словами: «Театр на Таганке».

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий





Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники


Николай Еременко (младший) Николай Еременко (младший) актер театра и кино
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй