Новости Звезды Красота Здоровье Мода Развлечения Стиль жизни Видео Скидки

Вениамин Смехов: тайны «Таганки»

Легендарный актер Театра на Таганке Вениамин Смехов рассказао о золотов веке любимовского театра.

В «Герое нашего времени» ему дали роль драгунского капитана.

Помню, на премьере лермонтовского спектакля, в самом его начале, случился казус. Как и положено, мы — в темноте. Глухо рокоча, поднимается световой занавес… Но вместо того, чтобы застыть, он снова опускается, до нуля. И снова — вверх, и вниз, и вверх. С рокотом посреди тишины: в зале — задумчивой, на сцене — обморочной. Из актерского суеверия мы это рычание настырного занавеса сочли за дурной знак. Но, как оказалось, это не относилось к судьбе спектакля, которая сложилась хорошо. Просто в этот день — 15 октября 1964 года — сняли Хрущева.

После ухода Губенко из театра Высоцкому досталась его роль в «Павших и живых»: Чаплина-Гитлера. И мы быстро привыкли видеть в нем комедийного актера. А тут вдруг Любимов дает Володе… Галилео Галилея. Гигантская драматическая роль: на протяжении лучшей пьесы Брехта Галилей проходит путь от молодого человека до старика. Помню, я усомнился тогда, что Володя сможет это сыграть. И ему кто-то из «доброжелателей» мои слова передал. Володя заговорил со мной об этом только лет через пять, когда успех спектакля и героя был очевиден. «А ведь тогда я на тебя обиделся», — признался Володя.

Кроме Высоцкого эту роль несколько раз сыграл Хмельницкий и всего однажды — Калягин. Причины неудачи великого актера: он был еще недостаточно опытен, слишком молод, чтобы с трех-четырех репетиций сыграть Галилея.

«Я играл Воланда, а Володя вдруг сказал Любимову, что сам бы хотел попробовать эту роль. Через два дня Высоцкий подходит ко мне и толкает локтем в бок: «Венька, а я тебя хотел подсидеть. Не получилось». (Вениамин Смехов в роли Воланда в программе «Кумиры». 1996 г.) «Я играл Воланда, а Володя вдруг сказал Любимову, что сам бы хотел попробовать эту роль. Через два дня Высоцкий подходит ко мне и толкает локтем в бок: «Венька, а я тебя хотел подсидеть. Не получилось». (Вениамин Смехов в роли Воланда в программе «Кумиры». 1996 г.) Фото: из личного архива Вениамина Смехова

А главная беда была в том, что спектакль, в котором состоялся дебют Калягина, пришли смотреть и не были, конечно, в восторге великие гости — Товстоногов и Генрих Бёлль с другом и переводчиком пьесы «Жизнь Галилея» Львом Копелевым. К тому же Копелев был большим поклонником Высоцкого. В результате Любимов снял Калягина с роли. После чего Саша ушел из театра. К чести его будет сказано, он пережил этот горький эпизод с большим достоинством.

Ну а с Высоцким мы со временем «сквитались». Это произошло уже в конце 70-х. Я играл Воланда в «Мастере и Маргарите». А Володя вдруг сказал Любимову, что сам бы хотел попробовать эту роль, хотя был назначен на Ивана Бездомного.

А я как раз в то время вышел, так сказать, из опалы у Юрия Петровича. У шефа было пять категорий обращения к артистам. Когда он благоволил к кому-то, называл уменьшительным именем и на «ты». Когда чуть хмурился — полным именем. Когда сердит бывал — на «вы» и по имени-отчеству, и это звучало в нашей демократической атмосфере явным упреком. Но мне доводилось хлебнуть и худшего: по четвертой категории шеф некоторое время обращался ко мне просто «Смехов» или даже «господин Смехов». Например, притащился я после болезни в театр — десять дней до этого провалялся на больничной койке. Все меня жалеют: человек двенадцать лет пашет без передыху, никакие температуры ни разу его не удержали дома, а тут свалился…

А Юрий Петрович меня увидел и произнес: «Смехов, вы долго отсутствовали. Потрудитесь узнать, что я говорил о вашей роли, пока вас не было, повторяться у меня времени нет...» Но и это был не предел: однажды я спустился до пятой категории и стал называться в третьем лице — «он». Нет смысла даже пытаться понять почему: поступки гениального «диктатора Любимова» не поддаются осмыслению простых смертных.

И вот, наконец, шеф ко мне смягчился — как раз во время репетиций «Мастера...». И тут Володя, по секрету от меня, сам срежиссировал сцену разговора с Берлиозом и Бездомным на Патриарших прудах. Я случайно оказался свидетелем (сидел в темном зале). И Володя, суровым голосом проговорив реплику об Иммануиле Канте, чиркнул зажигалкой.

Из его открытого рта брызнуло пламя... Тут Любимов прервал показ, и они удалились в кабинет шефа. Дня через два подходит ко мне Высоцкий, толкает локтем в бок: «Венька, а я тебя хотел подсидеть. Но не получилось». Я говорю: «Знаю». — «Ну знаешь, и хорошо». А пламя Высоцкого вошло в спектакль. Его извергал Азазелло.

Отношения между актерами, даже друзьями — всегда штука непростая. И применительно к Володе мне трудно употреблять слово «друг», у нас с ним случались разные периоды. Он был немного неровен с людьми. И проявлял необычайную щедрость, свойственную настоящим талантам, и перебарщивал в оценках опекаемых персон. Недавно я был в музее Высоцкого и в новой экспозиции обнаружил трогательную памятку к его первой поездке в Париж к Марине.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий





Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники


Ёлка Ёлка певица
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй