.
Новости Звезды Красота Здоровье Мода Развлечения Стиль жизни Видео Скидки

Три брака однолюба Образцова

«Мой «роман» с куклой перерос в «брак» незаметно для меня самого, — размышлял Образцов. — Но ведь и в жизни так бывает...»
Сергей Образцов и Зиновий Гердт. 1964 г. Сергей Образцов с артистом своего театра Зиновием Гердтом. 1964 г. Фото: Валерий Генде-Роте /Фотохроника ТАСС

Потом, при советской власти, Владимир Николаевич читал лекции в МВТУ и в Московском институте инженеров транспорта, создал теорию проектирования железнодорожных станций и узлов и со временем сделался академиком. Представляя Сергея своим знакомым, Владимир Николаевич говорил так: «Вот мой старший сын, неудачный. Младший, Борис, занимается зоологией, защитил диссертацию, а этот, как ни прискорбно, кукольник. А ведь какие способности были к черчению!»

Поросенок в ванне и шаляпинские крокодилы

Удивительно, но о создании театра кукол задумался вовсе не Образцов. В один прекрасный день — а именно 16 сентября 1931 года — его попросили приехать в Дом художественного воспитания детей и там огорошили:

— Не хотите ли возглавить Государственный центральный театр кукол?

— Это где ж такой?

— Здесь. В соседней комнате.

На соседней двери действительно обнаружилась синяя стеклянная дощечка с соответствующей надписью. Поначалу весь Государственный центральный театр так и размещался в единственной комнате. Весь штат вместе с директором, актерами и рабочими сцены — двенадцать человек.

Четыре года театр был бродячим, то есть собственной сцены не имел и ставил ширму где придется. А потом Образцову намекнули, что им отдадут здание Реалистического театра на площади Маяковского (тот, в свою очередь, сольют с Камерным). Сергей тут же побежал осматривать будущие владения — даром что спектакли Реалистического еще вовсю шли. Тут будет обновленная сцена, тут буфет, тут репетиционный зал. А здесь что? Пардон! Две какие-то голые дамы, стоявшие под душем, отчаянно завизжали.

Создать театр нелегко. Сначала была пара неудачных спектаклей по бездарным пьесам. Затем нашелся стоящий материал. Пьеса называлась «Поросенок Ваня». На сцене — фасад четырехквартирного дома. Дворник-ведущий (не кукла, а актер) снимает одну за другой стенки квартир и обличает мещанские повадки жителей. Очень жизненно и смешно. Но премьера чуть не сорвалась из-за афиш. В типографии что-то перепутали и вместо «Поросенок Ваня» набрали «Поросенок в ванне». Новые афиши печатать было некогда. Выручил автор пьесы — за одну ночь дописал несколько сцен: мол, одни неопрятные жильцы в своей ванне держат поросенка. Получилось даже лучше, чем было.

Настоящий успех пришел, когда Образцов стал использовать трости. Вообще-то тростевых кукол делали и до него, но палки прикрепляли к локтям. А тут стали крепить к запястьям — это давало возможность широкого, очень живого жеста. Одной фигуркой управляло несколько кукловодов. Это само по себе зрелище — однажды понял Образцов и в финале «Необыкновенного концерта» стал убирать ширму, чтобы зрители увидели их виртуозную работу.

Этот спектакль стал самым знаменитым у Образцова. Недаром Сергей Владимирович сам начинал когда-то с участия в концертах. Он отлично знал всех этих чечеточников, малолетних вундеркиндов, фокусников, певцов, дрессированных собак и хамоватых конферансье. Сценарий придумывал он сам с тремя своими актерами-кукольниками, одним из которых был Зиновий Гердт. «Колоратурное сопрано Вероника Несмыкальская. Каждый звук она повторяет неисчислимое количество раз, получая от этого художественное наслаждение»…

Когда «Необыкновенный концерт» был сыгран больше шести тысяч раз и побывал в тридцати девяти странах мира, его внесли в Книгу рекордов Гиннесса как самый посещаемый. Гердт, исполнявший роль конферансье, наловчился конферировать по-английски, по-немецки, по-фински, по-венгерски, по-словенски, по-хорватски, по-японски, на хинди и на фарси.

Образцов сделался так знаменит, что ему прощались даже весьма дерзкие вольности. Однажды ему звонят «сверху» и просят написать о дискриминации негров в Америке (дело было после заокеанских гастролей). А Сергей Владимирович отвечает:

— Нет, не стану я этого писать. У нас у самих в стране дискриминация евреев.

— Ну, это вы, Сергей Владимирович, заблуждаетесь!

— А вот когда перестану заблуждаться, тогда непременно напишу о неграх!

Понятно, что и своих сотрудников Образцов отстаивал рьяно, по каким бы соображениям его ни просили убрать кого-то из театра. Но сам тиранил их нещадно. Оспорить авторитет «хозяина» или просто вызвать его неодобрение было опасно. Доставалось и Гердту, который с некоторых пор стал сниматься в кино, прославился и получал от зрителей слишком горячий прием.

Шло время, театр рос, и Образцову стало тесно в старых стенах. Стал бродить по Москве, подыскивать новое здание. Подходящее нашлось на Садовой-Самотечной. Его строили для театра-студии Станиславского, но Константин Сергеевич умер, и строительство замерло — на крыше даже выросла березка. Образцов велел залатать крышу, разгородить сцену на две части, ко второй пристроить отдельный зрительный зал на двести тридцать мест. Он все здесь придумывал сам. И даже таблички на мужском и женском туалетах — петушка и курочку — нарисовал лично. И сам спроектировал бассейн для… крокодилов (Тотошу и Кокошу Образцову на гастролях в Америке подарил сын Шаляпина). Только вот с размером ошибся: крокодилы бассейн переросли, их пришлось отдать во Дворец пионеров, а в театре завести рыбок.

Фильмы со звездами:

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий




Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники

Валентин Юдашкин Валентин Юдашкин дизайнер одежды, художник-модельер
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй