Сергей Вельяминов: «Мне так тебя не хватает, па...»

Сын актера Петра Вельяминова Сергей когда-то окончил Школу-студию МХАТ, но не остался в профессии....
Записала Анжелика Пахомова
|
16 Января 2020
Петр Вельяминов
Петр Вельяминов в фильме «Командир счастливой «Щуки». 1972 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Сын актера Петра Вельяминова Сергей когда-то окончил Школу-студию МХАТ, но не остался в профессии. Он ведет непубличный образ жизни и не дает интервью. Но для «7Д» сделал исключение и рассказал о своих отношениях с отцом и о том, почему никогда не пользовался помощью Петра Сергеевича, прокладывая свою дорогу в жизни.

Всесоюзная известность пришла к моему отцу Петру Вельяминову довольно поздно, ему было уже 45 лет. Как говорят, «он проснулся знаменитым» после премьеры многосерийного фильма «Тени исчезают в полдень» в 1972 году. Сериал покорил многих. После показа на телевидении письма на имя главного героя, председателя колхоза Захара Большакова, стали приходить на киностудию и к нам домой просто мешками. Простые люди просили у него совета: когда сеять рожь, а когда пшеницу, как управлять колхозными бригадами, совершенно не воспринимая отца как актера Петра Вельяминова. Женская половина иногда присылала свои фотографии с предложением руки и сердца, так как личная жизнь его героя Захара Большакова не сложилась. 

Сергей Вельяминов
Сергей Вельяминов
Фото: из личного архива Сергея Вельяминова

Чтобы было понятно, какого масштаба была популярность отца среди простых людей, расскажу один эпизод. Однажды, во время работы над экранизацией романа Анатолия Иванова «Вечный зов», киногруппа режиссеров Ускова и Краснопольского ночью возвращалась со съемок на натуре. Автобус застрял в грязи на проселочной дороге. Сначала попытались вытащить его своими силами, толкали — ничего не получалось. Тогда Усков с отцом пошли в деревню, постучали в крайний дом. Открылась дверь — и раздался радостный возглас хозяина: «Захар Большаков! Захар приехал!» Мужик разбудил чуть ли не всю деревню, подняли местного тракториста, прицепили автобус к трактору и вытащили его. Местные жители всячески старались помочь «народному председателю». Напоследок еще рассказали папе о своих сельских делах — он внимательно выслушал... Отец так сыграл эту роль, что зрители поверили: такой человек, как Захар Большаков, реально существует. Это дорогого стоит.

До премьеры «Теней…» об актере Вельяминове знали только в провинции, но в тех городах, где он работал в театрах, слава его гремела. Слухи о талантливом актере с непростой судьбой дошли и до Москвы. В драмтеатр Свердловска, на спектакль с участием отца, приехали два московских режиссера Валерий Усков и Владимир Краснопольский, которые безуспешно пытались найти актера на главную роль в свой сериал «Тени исчезают в полдень». Потом режиссеры вспоминали, что пьеса «Кандидат партии», которую давали в тот день, была написана каким-то нечеловеческим языком и состояла из партийных лозунгов и воззваний. Актеры мучились, произнося подобный текст, пытаясь сделать его своим. И только один из них умудрялся играть естественно, свободно, так, что зритель верил ему. Режиссеры пришли за кулисы познакомиться, поговорить и в процессе общения окончательно поняли, что это и есть их герой Захар Большаков — основательный, надежный, настоящий мужчина. Отец, конечно, сомневался, что с его биографией может получить роль в таком фильме, и честно предупредил об этом Ускова и Краснопольского. Но, несмотря ни на что, они все же пригласили его на кинопробы в Москву.

Петр Вельяминов
«Вечный зов». 1973 г.

Как и предполагал отец, чиновники от кино сопротивлялись выбору режиссеров: какой-то провинциальный актер, образования нет, отбывал срок по политической статье — как такому можно доверить одну из главных ролей? Надо признать, что Петр Вельяминов все-таки получил театральное образование, и не самое плохое: он учился профессии в лагере, где в самодеятельности участвовало много профессиональных актеров, безвинно осужденных, как и он. Усков и Краснопольский твердо стояли на своем выборе, и отца с восьмого раза утвердили на роль. Ему запомнился первый съемочный день, когда снимали сцену, в которой герой актера Льва Полякова должен ударить Захара по лицу. Чтобы на экране все выглядело правдоподобно, Лев ударил отца в полную силу, так что у того слезы из глаз брызнули и из губы потекла кровь. Однако надо было снять еще дубль. Поляков еще раз ударил его, потом еще… Итого сделали семь дублей. Вот таким было первое знакомство отца с профессией киноактера...

Кстати, на одной из кинопроб произошел забавный случай: отец, загримированный и одетый в костюм своего героя, увидел, что режиссеры подводят к нему Людмилу Зыкину. Решив, что великая певица обязательно должна представиться по имени-отчеству, отец подготовился в ответ сказать: «Пётр Сергеевич». А Людмила Георгиевна представилась запросто: «Люся». У папы от неожиданности в ответ получилось «Пётя» — что-то среднее между заготовленным «Пётр Сергеевич» и «Петя». Все долго смеялись.

Ирония судьбы заключалась в том, что папа, ставший известным благодаря ролям людей из народа, был потомственным дворянином, чей род насчитывает больше тысячи лет. Как говорил отец: «Мы варяги». История династии началась еще в одиннадцатом веке, когда сын варяжского князя Африкана Шимон вместе со своей дружиной пришел служить князю Ярославу Мудрому. Именно он положил начало роду Вельяминовых. Из-за своего дворянского происхождения Вельяминовы при советской власти немало пострадали. Отца в 16 лет арестовали по политической статье, в то время это коснулось многих. 

В лагере он подружился с заключенным, который приобщил его к лагерной самодеятельности, позвав на репетицию спектакля. До этого о том, чтобы стать актером, отец не думал, но вспомнил, что как-то на школьном вечере читал отрывок из «Евгения Онегина» и сорвал овации. Так, благодаря новому знакомому отец попал в бригаду самодеятельности и вечерами выходил на сцену. Они разъезжали с выступлениями по лагерям. В тот период для заключенных были введены администрацией зачеты рабочих дней, а за перевыполнение нормы записывали не один, а два или три трудодня. Отцу за хорошо сыгранную роль, которая произвела впечатление на лагерное начальство, вычли из 10-летнего срока сто девяносто три дня. Поэтому на свободу он вышел раньше положенного: 9 апреля 1952 года.

Петр Вельяминов
«Как-то раз, когда я пришел из школы, отец попросил меня собрать вещи, взял за руку, и мы ушли. Уж не знаю, что произошло, ведь в семье не чувствовалось никаких разногласий» Петр Вельяминов в фильме «Скворец и Лира». 1974 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Проживать в столичных городах вчерашним лагерникам запрещалось, и папа, коренной москвич, тайком приехал в Москву, чтобы повидаться со своей сестрой Ириной Сергеевной: их отец и мой дед Сергей Петрович отбывал второй срок по политической статье, папину маму Татьяну Ермиловну тоже арестовали, когда отец был еще в лагере. Тяжелое и мрачное время…

В итоге, уехав из Москвы в Абакан, папа попытался там устроиться на работу в местный театр, его не взяли — «биография не та». В кармане оставалось рублей пять, пришлось идти работать на лесосплав. Но спустя какое-то время его все-таки приняли в тот театр, и начался профессиональный путь актера Вельяминова, с которого папа уже никогда не сворачивал. Официально отца реабилитировали только в 1984 году, когда встал вопрос о присвоении ему звания народного артиста РСФСР и оказалось, что с него не снята судимость по политической статье. После пересмотра дела и полной реабилитации в 1985 году ему дали «народного».

С моей мамой отец познакомился, когда работал в театре Дзержинска, что недалеко от города Горького, ныне Нижний Новгород. Они поженились, родился я, а через четыре года, когда мы переехали в Пермь, куда папу пригласил работать местный театр, родилась моя сестра Ирина. Через какое-то время родители развелись. Не могу назвать точную причину их развода: папа это никогда не обсуждал в семье, а я вопросов не задавал. В пермском театре отец встретился с актрисой Галиной Добровольской, они полюбили друг друга и поженились. Я познакомился с Галиной Владимировной и с ее дочкой Олей. В Олю я сразу по-детски влюбился и до сих пор испытываю к ней самые искренние братские чувства. Через какое-то время папу пригласил на работу московский театр «Современник». И он вернулся в Москву, в свой родной город. Меня он забрал с собой.

Помню такую историю из детства: когда мне было восемь лет, меня привезли в кинотеатр «Октябрь» на премьеру кинокартины «Командир счастливой «Щуки», где папа сыграл главную роль. Фильм, как известно, заканчивается трагически: герой отца спасает экипаж и подводную лодку ценой своей жизни. Я настолько поверил в происходящее и гибель отца, что разрыдался и стал кричать из зала: «Папа, папа, папа!» — и чуть не сорвал премьеру. И сейчас, когда смотрю этот фильм, наворачиваются слезы…

Как воспитатель отец был достаточно строгим и требовательным. Кстати, его отец тоже строго воспитывал. Мы часто приезжали в гости к дедушке с бабушкой в их квартиру на Ленинском проспекте. После всех тюрем и лагерей они все равно сохраняли дворянские привычки, например обращались друг к другу на «вы», а к при­езду гостей всегда был накрыт большой обеденный стол и обязательно велась светская беседа. Так вот, что касается строгости: дед, будучи по профессии военным, если считал, что сын что-то сделал не так, «строил» его как мальчишку. А сыну было уже за сорок. В такие минуты мой «грозный» папа превращался в ребенка, трепетал перед родителем: «Да, па... я все понял, па...» А меня дедушка баловал. И мне все это очень-очень нравилось!

Петр Вельяминов с сыном
Маленький Сережа с отцом. 1966 г.
Фото: из личного архива Сергея Вельяминова

Впрочем, как человек творческий, папа часто давал мне вольницу и тоже баловал. Это были для меня золотые деньки. В нем уживался и консерватор, и демократ. «Воспитывал» он меня не часто, потому что большую часть времени проводил на съемках, но и этого малого времени хватило для формирования меня как личности. Скажу еще, что отец, несмотря на достаточно крутой нрав, вспыльчивость и твердость в отстаивании своих взглядов и убеждений, если в итоге понимал, что не прав, всегда это признавал и извинялся…

Первое время в Москве мы жили в театральном общежитии на Манежной улице, напротив Кремля. Жизнь там была очень интересная, как везде, где собирается много актеров. Например, нашим соседом был уникальный актер и художник Юрий Богатырев. Однажды, в мой день рождения, а мне тогда исполнилось десять лет, он поймал меня в общем коридоре, усадил у себя в комнате и нарисовал мой портрет и подписал: «Дорогому Сереже на первое десятилетие! БОГА» (так он подписывал картины). Спасибо, Юра! Помню тебя всегда! Также рядом с нами жил и всем известный замечательный актер Стас Садальский. 

Он вел себя как большой ребенок и не чувствовал разницы между собой и мной, поэтому во время игр или какой-то детской возни у меня иногда оставались синяки. И одна из наших соседок подарила мне гантели со словами: «Вот, Сережа, занимайся, будешь сильным и сможешь дать отпор Стасику». Все это, конечно, с юмором. В то же время я познакомился с Валентином Иосифовичем Гафтом, который приходил к кому-то в гости. Иногда он катал меня на своих широченных плечах, чем приводил в детский восторг — я же был выше всех! Много лет спустя Валентин Иосифович, как председатель экзаменационной комиссии, вручал мне диплом актера после окончания Школы-студии МХАТ.

Знаю, что у большинства людей слово «мачеха» ассоциируется с чем-то злым, холодным. Но не в моем случае. Галина Владимировна, удивительная женщина, относилась ко мне как к собственному сыну, я всегда был окружен любовью и заботой. Мы с моей сестрой Олей часто устраивали кукольные представления для соседей и гостей. Успех, овации. Было здорово! То время — одно из любимых и ярких воспоминаний из детства. Вообще, если в то время что-то меня сильно огорчало, так только частые командировки отца. Я по нему всегда сильно скучал. Потом мы получили квартиру от театра «Современник» на Большой Переяславской улице. В общем, жизнь нашей семьи шла своим чередом. Но неожиданно все изменилось. Как-то раз, когда я пришел из школы, отец попросил меня собрать вещи, взял за руку, и мы ушли. Уж не знаю, что произошло, ведь в семье не чувствовалось никаких разногласий. Я сильно переживал, мысль о том, что я расстаюсь с Галиной Владимировной и Олей, меня тяготила.

Петр Вельяминов с Натальей Гундаревой
«Знаю, что у большинства людей слово «мачеха» ассоциируется с чем-то злым, холодным. Но не в моем случае» С Натальей Гундаревой в фильме «Сладкая женщина». 1976 г.

Так в моей жизни появилась новая мачеха Елена Иосифовна Маневич — художник, дочь известного сценариста Иосифа Маневича. Она работала на киностудии «Мосфильм», думаю, что там они с папой и познакомились. Лена была очень молода и красива. Намного моложе отца. Я, будучи подростком, отцовский вкус, тем не менее, оценил. Но при первой же возможности высказал ей наедине свое осуждение по поводу увода чужого мужа из семьи. Говорил, что на несчастье других счастья не построишь, предлагал одуматься и тому подобное. 

Не знаю, откуда во мне рождались те слова и аргументы. Позже, после многих лет, она рассказывала мне, что этот разговор на нее так подействовал, что она готова была прекратить всяческие отношения с отцом, но любовь пересилила чувство вины. Лена относилась ко мне очень хорошо, ее родители были добры к неожиданно появившемуся у них второму внуку — у Лены уже был сын Михаил. И вскоре я «оттаял», и мое нервное состояние прошло. Лена взяла на себя все заботы обо мне, а это было непросто — у меня уже начинался переходный возраст. Она делала со мной уроки, ходила в школу на родительские собрания. Учителя вызывали ее довольно часто, потому что я нередко плохо себя вел, отец мог отвесить за это подзатыльник любящей отцовской рукой, а Лена была неизменно мягкой. В итоге мы вместе прожили очень долгую совместную жизнь. Я с любовью стал называть ее мамой.

Петр Вельяминов с Виктором Гордеевым и Николаем Еременко
С Виктором Гордеевым и Николаем Еременко в фильме «Пираты ХХ века». 1979 г.

В то время папа был на пике популярности, много работал. Мы пере­ехали в просторную четырехкомнатную квартиру на Фрунзенской набережной. Появилась возможность принимать гостей, бывало, что приходило более ста человек. Близкие друзья, друзья друзей, родственники, а иногда и совсем незнакомые и никому не известные люди. В общем, дом — «полная чаша». Это было счастливое время.

Иногда мы всей семьей приезжали к отцу на съемки. Хорошо помню, как снимали в Крыму фильм «Пираты ХХ века». Съемки проходили в Судаке, Гурзуфе, Ялте, на мысе Тарханкут. Актерам, естественно, приходилось тяжело — работали под палящим солнцем. Я тогда заканчивал восьмой класс. Лена с братом Мишей отправились в Крым раньше, а я приехал после сдачи экзаменов. В первый же день нас повезли на натурные съемки в красивую бухту со скалистым берегом. В автобусе съемочной группы я познакомился с неким молодым человеком, шутником и балагуром, по имени Коля. 

Мы отправились купаться. Я впервые попал на море, о котором мечтал, и так наплавался, что не мог от усталости самостоятельно выбраться на скалистый берег, пришлось кричать: «Эй, Коля, помоги, дай руку!» Он безропотно втащил меня на берег. Потом я еще обращался к нему с какими-то дурацкими просьбами, не церемонясь, как с равным, со своим товарищем, а Коля все выполнял. А вечером я узнал, что этот простой и безотказный парень — актер Николай Еременко, восходящая звезда советского кинематографа. Мне стало так неловко! Помню до сих пор.

Петр Вельяминов с Ниной Руслановой
«Ирония судьбы заключалась в том, что папа, ставший известным благодаря ролям людей «из народа», был по рождению потомственным дворянином, чей род насчитывает больше тысячи лет» С Ниной Руслановой в сериале «Тени исчезают в полдень». 1971 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

Практически до самого окончания школы я категорически не хотел идти по отцовским стопам, и он об этом знал. Но в выпускном десятом классе мне довелось участвовать в школьной постановке пьесы Тренева «Любовь Яровая». Я играл белого офицера поручика Ярового — это была моя первая роль в жизни. «Проба пера» имела оглушительный успех, после которого во мне что-то изменилось. Так пришло решение поступать в театральный институт. Да, кстати, у отца первая его роль была также в спектакле «Любовь Яровая», он играл Кошкина. Вот такое совпадение.

Когда я сообщил папе о своем решении поступать в театральный институт, он предупредил, что не будет мне оказывать протекцию в этом вопросе, я должен всего добиваться сам. Иначе и быть не могло! У него был кодекс чести настоящего человека. Так он был воспитан своими родителями и так же воспитывал меня.

Моя первая попытка поступления в театральный институт оказалась не­удачной. Я еще многого не понимал в актерской профессии — как надо работать над ролью, над литературным материалом и насколько тяжел актерский хлеб. Неудача меня сильно раззадорила. Как же это так? Я должен обязательно добиться своего и поступить! Устроился работать на оборонное предприятие, «почтовый ящик» — там давали отсрочку от армии, и я мог серьезно подготовиться к поступлению (в армии я отслужил уже после первого курса института). Устроил меня туда мой товарищ Петр Белышков (ныне театральный режиссер и актер), который провалился на экзаменах вместе со мной. Два года я работал на этом предприятии и все это время занимался с режиссером Арией Семеновной Быховой, готовил творческую программу для вступительных экзаменов. В итоге я поступил в Школу-студию МХАТ. Время студенчества для меня самое счастливое, вспоминаю с огромной любовью своих педагогов и однокурсников.

Петр Вельяминов с сыном
С сыном Сережей. 1966 г.
Фото: из личного архива Сергея Вельяминова

К моему сожалению, с актерской профессией пришлось расстаться сразу после окончания института — это был тяжелый для страны 1991 год. Я уже жил отдельно от родителей, и у меня была своя семья, которую надо было содержать. А актерская профессия на тот момент не давала такой возможности, и я пошел работать в коммерческие структуры. Однажды мне позвонил отец и попросил выставить на продажу нашу дачу в Тарусе — в связи с его решением переехать в Ленинград. Так я узнал, что у папы появилась новая спутница в жизни Татьяна Танакова. Я очень переживал из-за того, что не стало той большой и дружной семьи, которую я любил. С Еленой Маневич они прожили лет пятнадцать. После переезда отца я часто приходил к Лене, чтобы как-то ее поддержать. Мы бесконечно разговаривали и вспоминали все счастливые годы, прожитые вместе.

Петр Вельяминов
«Горжусь тем, что Петр Вельяминов — мой отец. Мне очень повезло… Он — как звезда-метеор на ночном небосклоне. Редкий, красивый, яркий и мчится на большой скорости». 1970-е гг.
Фото: EAST NEWS

А с Татьяной Танаковой я познакомился, когда они с папой возвращались из Мексики, со съемок картины «Танцы под ущербной луной», и были проездом в Москве. Я скучал по отцу и как-то взял билет и приехал в Питер. Мне было интересно посмотреть, как он живет. Папа очень обрадовался, мы пошли прогуляться, он водил меня по центру Петербурга. Эта прогулка прошла в разговорах, он спрашивал обо мне, рассказывал о себе. Потом вернулись к нему домой. Дом был старинный, в исторической части Петербурга, без лифта, с крутыми и высокими лестничными пролетами. Вдруг он, как мальчишка, быстро взбежал вверх по ступенькам. Видимо, хотел показать мне, что у него все хорошо со здоровьем и он полон сил и энергии. Папа был гордый и сильный человек, а значит, никто не должен был видеть его немощным, даже близкие. Но болезнь Паркинсона уже начала поражать его организм. Дома мы пили чай, опять много разговаривали, и я понял, что он счастлив на новом месте...

Ушел из жизни папа на 83-м году жизни 14 июня 2009 года, заболев пневмонией, очень быстро «сгорел», его ослабленный организм не выдержал. Похоронен папа на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Я горжусь тем, что Петр Вельяминов — мой отец. Мне очень повезло… Он — как звезда-метеор на ночном небосклоне. Редкий, красивый, яркий и мчится на большой скорости. Только тогда он живет. Жаль, что так недолго… Я его сильно любил и люблю до сих пор. Мне так тебя не хватает, па...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Что делать, если ребенок не хочет в школу после каникул?
Взрослым после отпуска всегда трудно вернуться к рутинным рабочим будням. Но детям тоже непросто перестроиться на учебу в школе. Мысли о скором возвращении к занятиям могут вызвать беспокойство, страх, тревогу и даже желание не посещать занятия.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог