Маша Шукшина: «Телевидение меня не интересует!»

Маша — настоящая русская красавица, олицетворение доброты и сострадания.
Наталья Окулова
|
17 Января 2005
Мария Шукшина
Мария Шукшина
Фото: Марк Штейнбок

В этом году на первое место в номинации «Самая обаятельная и привлекательная» в рейтинге «7 Дней» россияне поставили ведущую программы «Жди меня» Марию Шукшину. Это и понятно. Маша — настоящая русская красавица, олицетворение доброты и сострадания. Программа «Жди меня», которую она ведет на Первом канале, собирает у экранов миллионы. Однако сама Маша телеведущей себя вовсе не считает… — Нам не раз признавались, что в телевизионном мире многие ждут выхода рейтингов «7Д» с большим нетерпением.

Мария Шукшина с дочерью Аней и сыном Макаром
Мария Шукшина с дочерью Аней и сыном Макаром
Фото: Марк Штейнбок

Приятно, наверное, узнать, что ты — первая?

— Конечно, приятно, когда тебя так высоко оценивают зрители. Но это не избавляет меня от бесконечного самокопания и самобичевания. Я сама себе очень жесткий судья. И потом, я совершенно не телевизионный человек. Мало кого на телевидении знаю, за перестановками не слежу… Понимаете, телевидение как таковое меня не интересует. Ну, не мое это! Телеведущая я — только наполовину, а в первую очередь — актриса. Мне очень нравится перевоплощаться. И чем мой образ в кино дальше от меня реальной, тем интересней. А что телевидение? Там ведь постоянно существуешь в одном образе, в одной роли. Скучно! Я понимаю, почему Леонид Якубович, несмотря на популярность «Поля чудес», пытался уйти из передачи.

«Каждый понедельник я сажусь к телевизору и занимаюсь самокопанием. Бывает, записываю программу на видео и прокручиваю проблемные места»
«Каждый понедельник я сажусь к телевизору и занимаюсь самокопанием. Бывает, записываю программу на видео и прокручиваю проблемные места»
Фото: Марк Штейнбок

Это же кошмар — больше десяти лет крутить одно и то же колесо!.. Если бы работа в «Жди меня», при всей социальной значимости программы, была моим единственным занятием, я, наверное, сошла бы с ума!

— Тем не менее вы наверняка следите за работой коллег по эфиру. Есть ли среди них профессионалы, достойные подражания?

— В моем представлении это — Юлия Меньшова. Жаль, что она сейчас не ведет передачу «Я сама». Тогда эта программа произвела на телевидении революцию — Юля была первой актрисой, которая появилась на ТВ в роли ведущей. В передаче было продумано: и соведущие, и психологи-эксперты, и декорации. Все к месту. Именно благодаря Меньшовой я и задумалась о работе на телевидении.

«Я совершенно не телевизионный человек. Мало кого на телевидении знаю, за перестановками не слежу, интригами не интересуюсь...»
«Я совершенно не телевизионный человек. Мало кого на телевидении знаю, за перестановками не слежу, интригами не интересуюсь...»
Фото: Марк Штейнбок

— Сегодня ваша передача не менее заметна на телевидении. А как вы попали в «Жди меня»?

— Совершенно случайно. Макару тогда исполнилось полтора года, мне надо было выходить на работу. В кино — затишье. И тут позвонили с НТВ и предложили попробоваться на роль ведущей в программу «Двое» с Женей Сидихиным. Прошла пробы, меня утвердили, и я улетела на Алтай на празднование 70-летия папы. Там-то меня и увидел Сергей Шумаков (в то время продюсер ОРТ. — Прим. ред.). Он подошел ко мне и сказал: «Маша, я очень хотел бы, чтобы ты работала на телевидении, уверен, это — твое!» При этом ничего конкретного не предложил. Но потом, уже в Москве, он позвонил и попросил приехать к главному редактору ВИДа Сереже Кушнереву. Незадолго до этого «Жди меня» называлось «Ищу тебя» и выходило на канале РТР, а у Игоря Кваши была другая соведущая.

Маша — настоящая русская
красавица, олицетворение доброты и сострадания
Маша — настоящая русская красавица, олицетворение доброты и сострадания
Фото: Марк Штейнбок

Как говорили — неудачная, и Кушнерев хотел все изменить. Программу закрыли и, переименовав, перевели на ОРТ. Как настоящий профессионал, Кушнерев был дальновиден. А я… НТВ на тот момент был самым стильным каналом, и мне казалось, что я гораздо ближе его элитарному телезрителю, чем массовой аудитории Первого канала. Да-а-а, что и говорить — дура дурой была! В общем, тогда я довольно долго сомневалась. Но Сергей все уговаривал… Наконец я сдалась. Кто тогда мог бы предположить, чем все это обернется! Сегодня на отечественном телевидении у программы «Жди меня» просто нет конкурентов. Передача уникальна. Вы только представьте: каждый час благодаря усилиям наших сотрудников находится один пропавший человек. За неделю это уже 100—150 человек. За этот год — 4 тысячи, а за годы существования передачи мы разыскали более 14 тысяч пропавших!

И все это силами команды всего из 10 (!) моих коллег: это наши редакторы и группа поиска.

— Неужели всего десять?!!

— Да. Я и сама была потрясена, когда узнала. Нет, конечно, у нас есть добровольные помощники — у программы огромные связи с паспортными столами, милицией, архивами. Стоит редактору передачи обратиться за помощью, ему тотчас же оказывают содействие. Заметно облегчает работу и специальная компьютерная программа. Все данные о том, кто кого ищет, вводятся в базу данных, которая потом «совмещает заявки».

— Вы отслеживаете дальнейшую судьбу ваших героев?

«Главный редактор ВИДа Сергей Кушнерев долго уговаривал меня стать ведущей «Жди меня», а я сопротивлялась. Какая же я тогда была глупая!»
«Главный редактор ВИДа Сергей Кушнерев долго уговаривал меня стать ведущей «Жди меня», а я сопротивлялась. Какая же я тогда была глупая!»
Фото: Марк Штейнбок

— Редакторы это делают регулярно. Вдруг продолжение снимать придется? А что касается меня, то я интересуюсь судьбой героев только в том случае, если они меня чем-то действительно задели за живое. Вот не так давно была история. Итальянец восьмидесяти двух лет по имени Луиджи искал свою любимую — украинку со смешным именем Мокрина, с которой познакомился в Австрии в годы войны. Он был в плену, она работала на фабрике. Местные жители подкармливали Луиджи, а он отдавал еду трехлетней дочке Мокрины — Наде. После окончания войны Мокрина поехала домой, на Украину, а Луиджи во въезде в СССР отказали. С тех пор они не виделись, но все эти годы итальянец помнил свою возлюбленную. И все-таки нашел! Когда я увидела, как, узнав в 84-летней беззубой старушке свою любимую, Луиджи бросился к ней со словами: «Это ты!

Боже! Те же ямочки! Ты совершенно не изменилась!» — я не удержалась и заплакала. Представляете, все эти годы он хранил ее локон! После окончания передачи я узнала у редакторов, чем закончилась история этих людей. Оказалось, довольно грустно. Луиджи предложил Мокрине поехать с ним в Италию и там пожениться. А она… Она сказала: «Посмотри на меня. Я совсем старуха. Вот если бы лет десять назад…» Он долго плакал, а потом сказал: «Я так просто не сдамся! Летом обязательно приеду к тебе на Украину». А пока предложил Наде у него погостить... Думаю, мы сделаем сюжет о том, как будут — или не будут — развиваться эти необыкновенные отношения.

— Как вам удается сохранять спокойствие на съемках, ведь порой на экране разыгрываются совершенно невероятные по драматизму сцены? Даже сидя у телевизора, невозможно сдержать рыдания…

— Вот именно — сидя у телевизора… За время моей работы в программе я поняла, как надо вести себя, чтобы не зарыдать. Нельзя смотреть в глаза. Стоит увидеть человеческие слезы — все, пропадешь. А я их практически не вижу. Это телезритель может наблюдать за реакцией героя — ее на крупном плане отслеживает оператор. Но я в тот момент, когда человек выходит на сцену, остаюсь возле сидящих в студии зрителей и героя не вижу. К тому же на съемках нет музыки — ее «подкладывают» потом, а ведь музыка — мощное психологическое оружие… И тем не менее я срывалась не раз. Помню, пришла на съемки женщина, потерявшая всю семью при взрыве на улице Гурьянова.

Дочь Марии Шукшиной Аня
Дочь Марии Шукшиной Аня
Фото: Марк Штейнбок

Я ей вопросы задаю, а она изо всех сил сдерживает себя, чтобы не заплакать. Видно, что слезы в глазах стоят, но она старается все изложить спокойно и обстоятельно. А во взгляде такая боль... Жуткая картина. Как я тогда рыдала… Выскочила из студии, спряталась за декорации и давай реветь. Еле в себя пришла. Конечно, с моей стороны это форменное безобразие — съемочный процесс стопорится, грим течет, звук бракуется… Но сдержаться в таких ситуациях архисложно. На площадке вообще обстановка тяжелая. Вот придут на съемку с виду совершенно спокойные, вменяемые люди, а только я к ним с микрофоном подойду — начинают плакать. Причем не только женщины, но и мужчины. Чаще, конечно, это люди пожилые, одинокие. Их никто не слушает, они никому не нужны. Вот и спешат выговориться. Иногда их просто не остановить.Режиссеру приходится обращаться к ним по громкой связи: «Если вы сейчас же не успокоитесь, мы вас просто не запишем!»

Я, со своей стороны, тоже придумала способ воздействия на них в таких случаях. Если чувствую, что человек «заходится», — делаю вид, что передаю микрофон другому герою. Действует… У меня после записи программы вся одежда насквозь мокрая. Думаете, почему я в эфире волосы никогда не распускаю? Жарко! Бегаешь по студии с микрофоном, нервничаешь, да еще и софиты жарят. Вот мы с моим гримером Верочкой и выдумываем пучки, косички разные… Бывают, правда, и смешные моменты. Помню, во время записи мужчина один вдруг вскочил с места и побежал на площадку — к Игорю Владимировичу Кваше. «Вот, — говорит, — это вам» — и начинает прямо на столе разворачивать толстый слой старой газеты.

А в ней — здоровая рыбина. Кваша только руками развел.

— А как вы со стрессом справляетесь?

— Сейчас я уже не так нервничаю. Опыт, наверное, помогает справляться с эмоциями. Да и не часто мы снимаем сюжеты — два-три дня в месяц. Сразу несколько программ отснимем, и я на другие дела переключаюсь… Нет-нет, сейчас я стала спокойнее, как хирург. Ведь если все пропускать через себя, то и в психушке недолго оказаться. Поначалу, помню, неделями от съемок отходила. Я же человек очень эмоциональный, и у меня такие депрессии были… Целыми днями лежала на диване и смотрела в потолок, ни с кем не разговаривала. Но потом поняла: если не научусь абстрагироваться, долго не протяну! А чтобы легче было понять, как себя вести на площадке, каждый раз смотрю передачу и разбираю ошибки.

— Неужели смотрите все выпуски «Жди меня»?

— Абсолютно все.

Маша с сыном Макаром и дочерью Аней
Маша с сыном Макаром и дочерью Аней
Фото: Марк Штейнбок

У меня ритуал. Каждый понедельник я сажусь перед экраном и занимаюсь самокопанием. Злюсь ужасно, когда вижу: здесь ссутулилась, тут была недостаточно внимательной, безучастной.
Это непозволительно! А иногда записываю программу на видео и по нескольку раз прокручиваю «проблемные места». Говорила же — я настоящий самоед… Наверное, все комплексы родом из детства. Мне всю жизнь приходилось самой себе доказывать, что я не просто дочь своих родителей, но и сама чего-то стою... Да уж, что и говорить, со мной просто не бывает. Ни на телевидении, ни в кино. Я своими придирками могу режиссера до цугундера довести! (Хохочет.) Он эпизод снял, всем доволен, а я ему говорю: «Да вы не понимаете, все плохо!

Надо переснять!»

— Как они вас терпят только?!

— А у меня есть отличный способ! Я режиссера сразу предупреждаю: «У меня нет актерского образования!» И с меня взятки гладки! (Смеется.)

— Неужели, будучи дочерью режиссера и актрисы, вы не собирались идти по стопам своих знаменитых родителей?

— Именно! Актерская профессия меня совершенно не интересовала, я устремлялась к чему-то более реальному. Я девушка прагматичная и хотела быть уверенной в том, что всегда заработаю себе на кусок хлеба. И пошла в иняз. После института меня распределили переводчиком в брокерскую компанию, где я чудесно себя чувствовала.

Наверное, там и работала бы по сей день, если бы не случай. Я поехала с мамой на «Кинотавр». И вот лежала как-то в тенечке, под деревом, газовым шарфиком накрывшись, отдыхала, никого не трогала. А мимо как раз Петр Ефимович Тодоровский шел. Что уж он там под газовым шарфиком тогда углядел, не знаю, но только в тот же день спросил у моей мамы: «Я хочу Машу в кино снять, можно?» На что мама, которая никогда в мои дела не вмешивалась, ответила: «А что ты меня спрашиваешь? Машку спроси!..» Так я сыграла в фильме «Какая чудная игра». Сниматься мне ужасно не понравилось. Я дико трусила и, как только раздавалась команда «Мотор!», начинала трястись от ужаса. Тогда же решила, что это мой первый и последний опыт в кино. Но затем мне предложили «Американскую дочь», и…

я согласилась — съемки-то были в Сан-Франциско. Помню, подумала: «Когда еще такая представится возможность побывать в Америке?» Я невероятно благодарна режиссеру фильма Карену Шахназарову за его понимание. Специально для меня он устраивал репетиции, хотя Володе Машкову они явно были не нужны. И Карен меня, что называется, «расслабил». «Американская дочь» в одночасье сделала меня знаменитой. Все режиссеры стали делать мне комплименты, говорили, что я большой молодец. А я думала: «Все, теперь меня будут снимать постоянно».
Как бы вошла во вкус… Но никто не звонил. Три года. Очень тяжелое было время.
Я чуть совсем себя не съела.

— Да-а, непросто вам, наверное, с таким характером живется.

 «Мне повезло, у меня очень самостоятельные и понятливые дети. Не припомню, чтобы приходилось что-либо повторять дважды»
«Мне повезло, у меня очень самостоятельные и понятливые дети. Не припомню, чтобы приходилось что-либо повторять дважды»
Фото: Марк Штейнбок

— А что делать? Со мной действительно очень сложно. Я никогда не бываю собой довольна и очень требовательна по отношению к другим. От этого и два брака неудавшихся, и дети от разных мужей.

— А что не сложилось?

— Понимаете, я девушка самодостаточная. Не вижу смысла жить с человеком, который не отвечает моим требованиям. Слава богу, я достаточно зарабатываю, чтобы обеспечить себя и детей. К тому же, что скрывать, — характер у меня не подарок. Первый мой брак был скоротечным. Мы с Артемом поженились на четвертом курсе, через несколько месяцев родилась Аня, через два с половиной года мы разошлись, а через пять лет официально развелись. Типичный пример студенческого брака, когда все решения принимаются молниеносно, с юношеским максимализмом.

Мы очень любили друг друга, но были совершенно не готовы к семейной жизни. Знаете, как бывает: молодые люди растут, развиваются, но не всегда одновременно — у них появляются разные интересы, устремления, цели. У нас с мужем даже профессии разошлись — учились в инязе, а я вдруг в актрисы подалась. Потом Артем вообще уехал за границу. Зато у меня теперь есть Аня.

— А что не получилось с папой Макара? Ведь вы к тому моменту были уже взрослой девушкой.

— Вы будете смеяться, но мой второй брак вырос из первого. На нашей свадьбе с Артемом Леша был свидетелем со стороны жениха. Он тоже учился в инязе, только на три курса старше, и был лучшим другом Артема. Собственно, изза меня их дружба и расстроилась. Впервые Леша увидел меня «на картошке».

Мы с Артемом гуляли тогда за ручку между картофельными грядками, и нас за глаза называли «Шерочка с Машерочкой». Мы так много времени проводили вместе, что на друзей у Артема не оставалось ни минуты. Так что Лешу я тогда даже не заметила... А потом, спустя восемь лет после нашей с Артемом свадьбы и уже после нашего развода, мы с ним случайно встретились в Парке культуры. Он был с бывшей женой и ребенком, а я — со своим ребенком и уже бывшим мужем.
Этакие воскресные папы. Леша нам страшно обрадовался, затащил обедать. А спустя некоторое время стал мне звонить, куда-то приглашать. Так все и закрутилось. Появился Макар... К сожалению, и в этот раз семья долго не продержалась.
Не получилось. Мы развелись спустя пять лет. Зато теперь у меня есть еще и Макар!

(Смеется.) Значит, все это было не случайно. Я безумно счастлива, что у меня есть дети. Девочка и мальчик. Полный комплект. Что я сейчас была бы без детей?! Ничто! Они — моя единственная ценность! И главная радость.

— Глядя на то, как вы с ними общаетесь, можно предположить, что вы — мама строгая. Они слушаются с полуслова, как вы этого добились?

— Мне повезло, у меня очень самостоятельные и понятливые дети. Не припомню, чтобы приходилось что-либо повторять дважды. Если я прошу меня не беспокоить, они не беспокоят, сразу понимают, что маме нужен отдых, и спокойно уходят в свои комнаты. Золото, а не дети! Хотя жилось нам порой непросто. Всякие были моменты. Во времена дефицита я часами отстаивала огромные очереди — то за рыбой, то за сахаром, то за хозяйственными принадлежностями...

Я — девушка запасливая. Люблю, когда в доме всего много. Помню, одно время у меня на антресолях лежало по 50 кусков добытого «в боях» хозяйственного мыла.

— Неужели дочь Василия Шукшина и Лидии Федосеевой не могла получить все это без очереди?

— Папа никогда этого не позволил бы, не такой он был человек. А потом, у нас в семье всегда пропагандировалась самостоятельность. Папы не стало, когда мне было семь лет, и я, к сожалению, мало что о нем помню. Только какие-то эпизоды высвечиваются — вспышками, ощущениями… Вспоминаю, как он привез мне детские колечки с красными камушками и куклу с настоящей грудью. Это было просто волшебство, Барби у моих подружек тогда и в помине не было… Маму я тоже видела не часто.

Она всегда в разъездах была — на фестивалях, гастролях, концертах… И мы с младшей сестрой Олей в основном оставались предоставленными сами себе. Нелегко было, признаюсь… Зато это закалило мой характер. (Улыбаясь.) Думаю, если бы про меня вздумали снимать фильм, я могла бы подсказать название к нему. Мне кажется, подошло бы такое — «Я сама!» И пусть Юля Меньшова простит меня за плагиат.
 

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Яблочный пирог «Букет роз»: рецепт красивого и вкусного лакомства от Сергея Малоземова
«Рецепт недели на этот раз — пирог с цветами! Получается воздушный инежный пирог, который точно порадует не только вкусом, но и красотой.Пользы тут, конечно, мало. Но мы уверены, что вы вряд ли станете готовитьтакое сладкое каждый день», — говорит телеведущий и врач по образованию Сергей Малозёмов.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог