Лион Измайлов: «Наша ссора с Гурченко стала для меня ударом»

«Я протягиваю через стол фото, Гурченко берет… Что же тут началось! Такого мата, признаюсь, я...
Серго Кухианидзе
|
27 Ноября 2021
Лион Измайлов. Фото
Лион Измайлов
Фото: Photoxpress.ru

«Я протягиваю через стол фото, Гурченко берет… Что же тут началось! Такого мата, признаюсь, я никогда в жизни не слышал ни до, ни после. За все время ее тирады я не проронил ни слова, ждал, когда Люся успокоится, но весь покрылся пятнами. Я расстроился, конечно. Все за столом замолчали, не понимая, что делать дальше», — рассказывает писатель-сатирик Лион Измайлов.

Лион Моисеевич, ваш литературный псевдоним Измайлов расшифровывается как «из МАИ». Вы — выпускник этого известного технического вуза. Однако, окончив его, не стали создавать самолеты, а продолжили писать юмористические рассказы, которыми увлеклись в студенческой самодеятельности. Так кто вы — позор или гордость МАИ?

— В свое время и студенты, и преподаватели Московского авиационного института были рады тому, что я стал известным писателем-юмористом. После окончания вуза я еще долго приходил в свою альма-матер и выступал там. Более того, в течение нескольких лет даже руководил в студенческой самодеятельности авторской группой. Именно тогда, году в шестьдесят девятом, я познакомился со студентом факультета «Двигатели летательных аппаратов» Мишей Задорновым, который перевелся в МАИ из Рижского политеха. Он стал приходить ко мне, показывал свои первые опусы. Парень был невероятно одаренный, он создал в институте студенческий Театр эстрадных миниатюр. Ставил с ребятами спектак­ли — настолько уникальные, что театр получил премию Ленинского комсомола. А еще Миша писал рассказы. Причем серьезные. Его отец Николай Задорнов — автор исторических романов, лауреат Сталинской премии. Сын, конечно, должен был пойти по его стопам. Но, встретившись со мной, Миша окунулся в юмор, и рассказы его стали юмористическими. Лет десять Задорнов первым делом приносил их мне. Я помогал, комментировал, правил, учил, что и как надо переделать в тексте… Возвращаясь к вашему вопросу, скажу: в МАИ есть Клуб выпускников, так вот ни меня, ни Задорнова туда никогда не приглашали. (Улыбается.)

— Зачем вам этот клуб! Вы с Задорновым легко могли бы учредить свой, альтернативный Клуб выпускников МАИ. Ведь институт окончило немало творческих людей.

— Верно, кроме нас из стен вуза вышли режиссер Элем Климов, писатель Эдуард Успенский, певица Майя Кристалинская, писатель Феликс Камов — один из авторов «Ну, погоди!»…

— Насколько я понимаю, с Михаилом Задорновым вы дружили почти 50 лет. Можно сказать, что он был вашим самым близким другом?

Людмила Гурченко
«Люся была в высшей степени юморной, хулиганистой! Мы дружили, нередко встречались. Но однажды чувство юмора Гурченко напрочь изменило» На съемках фильма «Рецепт ее молодости». 1983 г.
Фото: РИА Новости

— Одним из, чтобы никого не обижать. Дело в том, что первое время Миша приходил ко мне как к старшему товарищу. Он был еще студентом, я же вовсю выступал, принимал участие в фестивалях. Но я чувствовал, что Задорнов тянется ко мне. Удивительно, сама жизнь нас нередко сводила самым невероятным образом. Возвращаюсь как-то на электричке в Москву, проводив знакомую девушку, которая жила далеко за городом. И вдруг в этом же вагоне откуда ни возьмись появляется Миша Задорнов. Он тоже кого-то провожал... Потом, начиная года с восьмидесятого, когда он стал уже более-менее писать и печататься в «Литературной газете», я брал его с собой на концерты. Раньше у нас была замечательная гастрольная компания — Арканов, Горин, Хайт, Хазанов, — а тут мы остались с Аркановым вдвоем. Вот и пригласили молодых писателей-юмористов — Мишу Задорнова и Ефима Смолина. Ездили по разным городам. Миша выступал хорошо, а потом он очень быстро раскрутился в чрезвычайно популярной телевизионной передаче «Вокруг смеха», которую вел Александр Иванов, виртуозный пародист.

— А потом уже Задорнов стал звать вас на свои выступления…

— Когда у Миши появился номер «Два девятых вагона», его узнала вся страна. На рубеже 80-х и 90-х он явно перерос меня, уже собирал Дворцы спорта и мог четыре часа стоять на сцене, доводя зал до истерики своим юмором. Задорнов, я считаю, был классическим стендап-комиком, который сто очков вперед даст любому из нынешних представителей этого жанра. Ведь он не просто читал монологи, но и общался с публикой, которую прекрасно чувствовал. Рассказывал ей о себе, своей жизни, своих друзьях. Став мегапопулярным, Миша уже сам начал звать меня на свои выступления. Помню жуткий 90-й год, концертов нет. Но тут звонит Задорнов, говорит: «Хочешь выступить со мной в «Лужниках»?» Я отвечаю: «Конечно, хочу!» Мы не только вместе выступали, но и встречались, выпивали, ходили друг к другу в гости, особенно когда стали соседями. Один мой знакомый уезжал в Израиль и продавал свою квартиру рядом с моим домом. Я пришел к нему, договорился, и Миша купил эту квартиру. До этого он жил на 24 квадратных метрах на северо-востоке столицы.

— Говорят, встречаясь, вы с Задорновым любили перемыть коллегам косточки?

— Обязательно, как без этого! (Улыбается.) Но, скажу вам по секрету, так поступают абсолютно все артисты, а также все писатели-сатирики. У нас с Мишей была своя шуточная игра, мы садились, я доставал блокнот и говорил: «Ну, кого мы сегодня будем…» Дальше следовало крепкое словцо, похожее и по звучанию, и по смыслу на «обсуждать». Мы составляли список, набиралось человек двенадцать. Но до поименного разбора дело, как правило, не доходило. Мы обсуждали список целиком, всех скопом. (Смеется.)

— Представляю, какие искры юмора летали, когда юмористы собирались большой компанией...

Михаил Задорнов
«Миша мог четыре часа стоять на сцене, доводя зал до истерики своим юмором. Задорнов был классическим стендап-комиком, который сто очков вперед даст любому из нынешних представителей этого жанра» Михаил Задорнов в своем доме. Юрмала, 2007 г.
Фото: Елена Сухова

— Это точно, много было забавных историй. Помню такую шутку Ар­кадия Хайта. В день 70-летия Леонида Брежнева в кругу друзей он остроумно заметил: «Несмотря на то что Леонид Ильич старше советской власти, выглядит он значительно лучше». Как-то Аркаша придумал оригинальнейшую фразу, состоящую из имени, отчества и фамилии: Пал Палыч Смертью-Храбрых. К сожалению, Шендерович, выступая на сцене, приписал ее себе, что, конечно, не делает ему чести. Сколько бы человек ни было за столом, Хайт для каждого мог придумать репризу, причем классную. По чувству юмора я его ставлю даже выше Михаила Жванецкого. Спору нет, Жванецкий был остроумнейшим человеком, но он писал только монологи, а Хайт еще и создавал мультфильмы, пьесы, сценарии больших фильмов.

— Вы хорошо знали Жванецкого?

— Да, было время, мы на гастролях даже жили в одном номере. Помню свою первую поездку в составе бригады «Клуба 12 стульев» «Литературной газеты» в Томск в 1972 году. Всех мэтров — Арканова, Горина, Веселовского, редактора «Клуба 12 стульев», — поселили в отдельных номерах люкс. Нам же с Мишей дали один простенький номер на двоих. Я отнесся к этому спокойно, поскольку был самым молодым, начинающим писателем-юмористом, Жванецкий же переживал из-за такого отношения к себе. Просто тогда еще никто не знал, что он гений. Вскоре выяснилось, что вдвоем мы можем отлично проводить время. Миша сказал: «Ты там гуляешь с девушками, а я тут сижу один. Давай, приведи двоих». Я приводил двух девушек, и мы веселились все вместе. Это уже потом, в 90-х годах, Жванецкий стал таким маститым и недосягаемым, что мы практически не общались. Он получил театр, вращался среди политиков, членов правительства, короче, стал совершенно другим человеком.

— Надо же! Это явно не характеризует Жванецкого с хорошей стороны…

— А я и не говорю, что это хорошо. Писатель он гениальный, а человек, мягко выражаясь, сложный…

— При этом не все понимали, о чем он писал…

Михаил Жванецкий
«В 90-х годах Жванецкий стал таким маститым и недосягаемым, что мы практически не общались. Писатель он гениальный, а человек, мягко выражаясь, сложный…» 2006 г.
Фото: Юрий Феклистов

— Конечно. Я не раз встречал людей, которые говорили, что терпеть не могут Жванецкого, поскольку совсем не понимают его тексты. Это еще раз подтверждает истину — каждый должен работать на свою аудиторию, знать ее, специально готовиться к тому или иному выступлению. Одно дело, например, курортная, отдыхающая публика, другое — концерт в Доме актера, куда приходят люди искушенные, сами умеющие блеснуть юмором.

— Что такое юмор?

— Когда страшно хочется смеяться.

— А сатира?

— Когда хочется смеяться, но страшно.

— Тех, кто лишен чувства юмора, Людмила Гурченко называла ущербными людьми, калеками...

Геннадий Хазанов и Лион Измайлов
«Во времена дефицита мы выступали с шутками в магазинах, и за это нам позволяли отовариваться. Благодаря Гене Хазанову лет десять мясник давал мне мясо, которое хоть можно было есть…»
Фото: Photoxpress.ru

— Очень на нее похоже, так как сама Люся была в высшей степени юморной, хулиганистой! Мы дружили, нередко встречались, я приглашал ее в одно из своих телевизионных «Шоу-досье». Но однажды чувство юмора Гурченко напрочь изменило. Произошло это после спектакля, где она играла вместе с Сергеем Шакуровым. Как только он закончился, мы все вместе поехали в ресторан «Пушкин», где уже был накрыт стол человек на пятнадцать. Люся сидела напротив меня со своим мужем Сергеем Сениным. И вот мы выпиваем, закусываем, и в какой-то момент я говорю: «Люся, ты даже представить не можешь, какую роскошную фотографию я тебе принес, она хранится у меня с давних лет!» Эту фотографию я обнаружил у себя дома буквально накануне. На ней была запечатлена Людмила Гурченко периода «Карнавальной ночи». Собираясь на спектакль, я прихватил фото с собой специально для Люси. И вот настал удобный момент сделать ей такой подарок. Я протягиваю через стол фото, Люся берет… Что же тут началось! Такого мата, признаюсь, я никогда в жизни не слышал ни до, ни после. За все время ее тирады я не проронил ни слова, ждал, когда Люся успокоится, но весь покрылся пятнами. Я расстроился, конечно. Все за столом замолчали, не понимая, что делать дальше. Затем, несмотря ни на что, мы продолжили пить, есть. Позже Гурченко мне объяснила, что просто терпеть не может напоминаний о возрасте. К счастью, мы быстро помирились, но для меня это было ударом.

— Современных юмористов знаете? «Уральские пельмени», Comedy Club смотрите?

— Да. Считаю, что «Пельмени...» очень хороший коллектив, может быть, они вообще лучше всех. И миниатюры великолепные, и играют ребята прекрасно. Во всяком случае, когда они были в самом расцвете. Последний год я их не видел. Что касается Comedy Club, то в самом начале они мне не нравились из-за своего постоянного мата. Матом крыли все что ни попадя. Я же матерщину вообще не употребляю и считаю, что артисты сквернословят, когда не очень хорошо умеют делать свое дело или когда им не хватает слов. Мат часто идет от неуверенности в себе. Но сейчас Comedy изменились. Прекрасно выступают и Карибидис, и Харламов. Безо всякого мата обходятся, и замечательно все выглядит, смешно жутко! Парни набрались мастерства, любо-дорого на них смотреть. И авторы, чувствуется, грамотные у них там.

— Припомните, когда юмор вам реально помог в жизни, спас положение.

— Например, в советские дефицитные времена мы выступали со своими шутками в продуктовых магазинах, и за это нам позволяли отовариваться там. Однажды Гена Хазанов привез меня в магазин «Диета» напротив памятника «Рабочий и колхозница» и познакомил с директором, а тот отправил к мяснику. И дальше лет десять я ходил к этому мяснику, и он мне всегда давал мясо, которое действительно можно было есть…

— Не сомневаюсь, что директора магазинов встречали вас с распростертыми объятиями, это-то понятно… Но я имел в виду, помогает ли юмор в отношениях с людьми?

Дмитрий Брекоткин, Юлия Михалкова, Ксения Корнева  и Дмитрий Соколов
«Уральские пельмени» очень хороший коллектив. И миниатюры великолепные, и играют прекрасно. Во всяком случае, когда ребята были в самом расцвете» Дмитрий Брекоткин, Юлия Михалкова, Ксения Корнева и Дмитрий Соколов. 2017 г.
Фото: СТС

— Сразу приходит в голову одна старая история. У меня была девушка, мы встречались, но произошел разлад, мы стали часто ссориться. Одно особенно тяжелое выяснение отношений случилось в метро. Мы стоим, серьезно ругаемся, и вдруг, не знаю почему, что-то щелкнуло в моем мозгу, я пристально посмотрел на нее и — подмигнул. В миг наступила разрядка, и мы расхохотались. Хотя до этого момента у обоих в пылу спора были физиономии, перекошенные от гнева.

— Эта девушка и стала в результате вашей женой?

— Нет, с будущей женой Леной Сорокиной, работавшей тогда фоторедактором в журнале «Путешествие в СССР», я познакомился позже, в 72-м году. Спустя три года мы поженились. А еще через три года из-за сложных жизненных обстоятельств развелись, хотя очень любили друг друга. Причем расстались мы в мае, в сентябре официально развелись, а в декабре встретились буквально на минуту, чтобы подписать какие-то деловые бумаги, но поняли, что жить друг без друга не можем. И с тех пор не расстаемся! В 83-м году мы с Леной повенчались. Венчал нас Алек­сандр Мень, мой духовный отец, невероятный по своим качествам человек, который оказал на меня сильнейшее влияние. Как-то я пришел к нему и задал вопрос, который мучил еще замечательного писателя-сатирика Михаила Зощенко: не безнравственно ли шутить, насмехаться над другими? Ведь таким образом — вольно или невольно — ты ставишь себя выше людей, глядишь свысока, считая себя исключительным. Но чем ты, собственно, лучше? Поверьте, это было не праздное любопытство. Я реально думал, что надо завязывать с юмором, иначе на меня начнут сыпать­ся беды, может, я серьезно заболею. Но Александр Мень меня успокоил. Он сказал, что юмор — нужная и полезная вещь в нашей нелегкой жизни. Когда человек шутит, он поднимает настроение окружающим, смех, стало быть, несет по­ложительный заряд. «Главное, — подчеркнул отец Александр, — когда смеешься, не включать злобу, не обижать людей, а делать это исходя из любви к ним».

— Получается?

— Не всегда, конечно… (Вздыхает.) Но я стараюсь шутить без злости, так, чтобы своими шутками никого не оскорблять.

— Высмеивая пороки, писатели-сатирики могут сделать человека хоть немного лучше?

Лион Измайлов с женой Еленой
«С Леной через три года мы развелись. А когда встретились на минуту, чтобы подписать какие-то бумаги, то поняли, что жить друг без друга не можем. И с тех пор не расстаемся!» С женой Еленой
Фото: Елена Сухова

— К сожалению, ни литература, ни кино, ни театр, ни музыка, ни искусство вообще не меняют человеческую природу. Сколько лет люди восхищаются картинами Леонардо да Винчи, читают «Дон Кихота», слушают музыку Моцарта, и что? Разве человечество за все эти века стало лучше, люди перестали воевать, ненавидеть, убивать друг друга? Другой вопрос, что искусство может сделать наше существование не­много легче, чуть поменять нашу психологию, научить сопереживать, подсказать, как не впасть в отчаяние в трудные минуты. Может, после какой-то книги или какого-то фильма тебе не захочется послать куда подальше коллегу, затеять с кем-то ненужный, мелочный спор, обидеть на улице незнакомого человека, грубо ответить жене… Разве это мало?

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Яблочный пирог «Букет роз»: рецепт красивого и вкусного лакомства от Сергея Малоземова
«Рецепт недели на этот раз — пирог с цветами! Получается воздушный инежный пирог, который точно порадует не только вкусом, но и красотой.Пользы тут, конечно, мало. Но мы уверены, что вы вряд ли станете готовитьтакое сладкое каждый день», — говорит телеведущий и врач по образованию Сергей Малозёмов.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог