Лев Дуров: «Наша свадьба была скромной»

«Мы просто расписались в загсе, а потом отправились пешком к моим родителям».
Олег Перанов
|
04 Июля 2012
Фото: Михаил Клюев

«Такая красавица, а выбрала низкорослого невзрачного Дурова!» — удивлялись знакомые. Не могли понять, что она во мне нашла», — вспоминает Лев Константинович, проживший в браке с актрисой Ириной Кириченко более полувека… Они вместе играли в театре и в кино, воспитали дочь, потом внуков. Но в феврале прошлого года Ирины Николаевны не стало…

— Прошлой осенью я был в Ялте — ездил по делу, на кинотелефорум. А ведь мы там с Ириной много раз отдыхали, в Доме творчества «Актер».

Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны». 1973 г. С Вячеславом Тихоновым
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны». 1973 г. С Вячеславом Тихоновым
Фото: KINOPOISK.RU

Вот и прошелся, что называется, «по ленинским местам», повспоминал… Например, как мы с Ирой как-то раз попали на сеансы гипноза. Тогда, в 60-х годах, мы и слыхом не слыхивали о таком явлении, все это было внове и казалось захватывающе интересным! Зал был набит битком, а некий доктор Шкловский со сцены нас гипнотизировал, причем творил что хотел! Помню, он говорит: «Согните руки в локтях, а теперь попытайтесь соединить ладони перед собой». И ни у кого это элементарное действие не получается — так он нас заворожил. Вот просто ни на сантиметр руки сблизить не удается! И тут вдруг крик: «Женщине плохо!» Я не сразу понял, о ком это. Оказалось — о моей жене. Смотрю, у Иры руки самым неестественным образом выкрутились куда-то назад, за спину. Страшное зрелище! Гипнотизер подошел, скомандовал: «Спать».

Кадр из фильма «Не бойся, я с тобой!». 1981 г. С Поладом Бюльбюль оглы (слева) и Мухтарбеком Кантемировым
Кадр из фильма «Не бойся, я с тобой!». 1981 г. С Поладом Бюльбюль оглы (слева) и Мухтарбеком Кантемировым
Фото: KINOPOISK.RU
Лева Дуров с любимой собакой Мурзаком. 1948 г.
Лева Дуров с любимой собакой Мурзаком. 1948 г.
Фото: Фото из семейного альбома

Она мгновенно заснула, и только тогда ее руки расслабились. Доктор Шкловский потихоньку вывел ее из сна и сказал, чтобы мы уходили. Мол, Ира слишком чувствительная, ей гипноз противопоказан. Сильный был гипнотизер! И глаза у него такие выразительные, зеленые. Я сам на его сеансах и собачкой лаял, и змеей ползал. (Смеется.) А одновременно с нами в «Актере» тогда отдыхал Валентин Гафт. И он решил, что все, что с нами вытворяет этот гипнотизер, — форменное издевательство. И задумал отомстить. А у гипнотизера была ассистентка — очень симпатичная девушка. Было видно, что у него к ней чувства. И Гафт стал назло гипнотизеру демонстративно ухаживать за этой девушкой. Как-то раз лежим мы все на пляже: я, Ира, Валя и тут же неподалеку гипнотизер. Вдруг Гафт встает, потягивается и говорит

нарочито громко: «Пойду в номер, побреюсь.

У меня сегодня свидание». И тут Шкловский очень спокойно объявляет: «Не пойдешь ты сегодня ни на какое свидание». Валя лишь ухмыльнулся в ответ и ушел. После чего пропал на сутки! В конце концов я стал его разыскивать, заглянул к нему в номер, а он там лежит с перегоревшей бритвой в руках и спит. (Смеется.) Да что там, множество историй случилось с нами в Ялте! И вот я ходил по знакомым местам, вспоминал и улыбался. А горечи не было — только радость оттого, что все это в нашей жизни было… Мы с Ирой прожили 57 замечательных лет, и теперь я стараюсь не плакать о ней, а вспоминать ее с тем добрым и светлым чувством, которое мы сумели сохранить друг к другу за все эти годы.

СВЕТА В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ Я НЕ УВИДЕЛ

Сам я смерти не боюсь.

В кино я столько раз умирал, что это даже надоело. Да и в реальности однажды уже побывал ТАМ: в конце 1990-х у меня случился инсульт. И никакого света в конце тоннеля я не видел. Было только странное ощущение, что все земное мне стало абсолютно безразлично. Помню, любимый внук Ваня навестил меня в больничной палате, а я совершенно равнодушно, даже холодно с ним поздоровался… Так что в жизнь после жизни я не особо верю. Думаю, единственное, что остается от человека, — это память о нем. Если тебя помнят — значит, ты не исчез. Только так! В спектакле «Буря» я играю старика Просперо и произношу в одной сцене: «По моему велению могилы послушно возвратили мертвецов. Но этой грубой магии не нужно больше мне. Я отрекаюсь». Вот и я считаю, что даже в мечтах не нужно никого возвращать. Мол, ах, вот если бы человек был жив…

«Иру я ревновал. Вижу однажды, жена увлеченно беседует с каким-то здоровенным мужиком. Ну я подбежал и с ходу ему в челюсть засадил...»
«Иру я ревновал. Вижу однажды, жена увлеченно беседует с каким-то здоровенным мужиком. Ну я подбежал и с ходу ему в челюсть засадил...»
Фото: Фото из семейного альбома

Нет! Просто нужно помнить его, и все!

К уходу Иры из жизни я успел внутренне подготовиться. Она ведь умирала почти три года — с тех пор, как зимой 2008-го поскользнулась на улице и сломала шейку бедра. Ей тогда было 77 лет. Из-за возраста врачи отказались оперировать. Многие наши друзья и коллеги даже не знали об этом. Мы старались ни с кем не говорить на эту тему. Зачем свои неприятности на кого-то вешать?!

Жена лежала дома, и, чтобы ухаживать за ней, из Омска специально приехала сестра нашего зятя Лена. Она-то и присутствовала при Ириных последних минутах. Смерть жены была «сладкой» — как ни дико, может быть, это прозвучит… Это случилось утром 11 февраля прошлого года. Лена дала Ирине шоколадку. Спросила: «Вкусно вам?» — Ира кивнула и слегка улыбнулась.

Лена пошла на кухню за чаем, а когда вернулась — Ирины уже не было… Я сначала ничего не понял. У нас в гостях была дочь, Катя. Мы с ней сидели и разговаривали, когда Лена вдруг позвала ее, Катя вышла из комнаты. А вернувшись, тихо сказала: «Дед, мамы больше нет...» Дедом она меня всю жизнь называет — так уж у нас повелось.

СИМПТОМЫ РОМЕО

Мы с Ирой познакомились в 1953 году, когда я учился на третьем курсе Школы-студии МХАТ. Ира же перевелась к нам из Киевского театрального института. Помню, я стоял с друзьями на лестничной площадке, и тут мимо проходит незнакомая красивая девушка. Мы с ребятами проводили ее взглядом, чуть шеи не свернули. А я даже присвистнул от восхищения.

И вообще испытал те же симптомы, что наблюдались у Ромео, увидевшего Джульетту! Ведь Ромео сначала был влюблен в Розалинду. Он на нее смотрел издалека, вздыхал, стал даже каким-то невменяемым, с друзьями не общался, уединялся в роще... А потом на балу оглянулся, смотрит — стоит девочка по имени Джульетта. И Розалинда куда-то мгновенно улетучилась из его головы. Так было и у меня. Когда увидел Иру, позабыл все другие свои влюбленности. Было в ней что-то особенное, аристократичное. Ведь бабушка Ирины служила фрейлиной при императорском дворе, а дедушка — генералом царской армии. Это в ней чувствовалось. Например, Ирина совершенно не переносила мат. А еще в ее семье плебейством и неуважением к человеку считалось предложить гостю разуться. Так у них дома все и топали в уличной обуви, и никаких гостевых тапочек!

Влюбившись в Иру, я сразу ринулся в бой. Постоянно оказывался у нее перед глазами, шутил, ухаживал… И каким-то чудесным образом заслужил свидание! Мы стали встречаться, гулять по городу… Однажды, собираясь на очередное свидание, я чуть не погиб. Наша семья жила тогда в коммуналке в Лефортово, в одноэтажном бараке. Кстати, при Екатерине II там располагались конюшни. У нас не было ни ванны, ни душа, и на все 12 квартир — единственный сортир. Но зато — невиданная роскошь! — у каждой семьи имелся под окном хоть и небольшой, но свой собственный палисадник. Мой папа выращивал там пионы, а соседи — розы. И вот поздним вечером, уже сорвав для Иры наши пионы, я полез к соседям за розами. Лежу на грядке, рву зубами стебли роз — они ведь крепкие, голыми руками не оторвешь, а нож взять я не догадался… Вдруг замечаю тень в окне — соседка выглядывает.

«Когда родилась Катька, я подумал: «Какое счастье, хорошо, что у нас именно девочка! Никого спьяну не зарежет, и на войне ее не убьют!»
«Когда родилась Катька, я подумал: «Какое счастье, хорошо, что у нас именно девочка! Никого спьяну не зарежет, и на войне ее не убьют!»
Фото: Фото из семейного альбома

Я вскочил и побежал. Совершенно забыв, что их участок обнесен проволокой. В темноте горлом налетаю на проволоку — потом долго еще шрам на шее оставался, как у повешенного. (Смеется.) В общем, меня отбросило назад, я упал и шибанулся головой о кирпичи, которыми были обложены клумбы. Отлеживаться пришлось долго. Но цветы я не бросил! Так, немного оклемавшись, и понес их Ире через всю Москву — сам весь в синяках, шишках и ссадинах. Помню, как увидел ее, сразу перестал чувствовать боль. Влюбленные ведь ничего, кроме предмета своей любви, не замечают!

Окружающие удивлялись: такая красавица, а выбрала низкорослого и невзрачного Дурова! Ее часто спрашивали: «Что ты в нем нашла?» Ира отшучивалась: «Вот у тебя балберка есть? Нет? А у Дурова есть!» Тогда озадаченные знакомые потянулись уже ко мне: «Лева, что такое балберка?»

Я напускал еще больше туману: «Ой, не спрашивайте! Это такое интимное... Не могу сказать!» А ведь балберка — это поплавок от рыболовной сети. Кстати, она у меня и сейчас лежит на полочке в прихожей.

Наша свадьба была скромной: на столе лишь бутылка шампанского и килограмм болгарского винограда. И никакой фаты, машин, марша Мендельсона! Не на что было. Мы просто расписались в загсе, а потом отправились пешком к моим родителям.

Дочь Катя родилась в июле 1959 года. И это было для нас самое радостное событие. Я в ожидании все бегал в роддом, стоял под окнами, махал руками, кричал что-то. Но момент родов все-таки пропустил, был в театре.

Туда-то мне и позвонили: «У вас родилась дочь». Помню, я шел потом по улице Горького (нынешней Тверской) и думал: «Какое счастье, хорошо, что у нас именно девочка! Никого спьяну не зарежет, и на войне ее не убьют!» (Смеется.) Ирина в декретный отпуск не уходила, сразу вышла работать. Нянчиться с ребенком помогали бабушки и дедушки. А когда пришло время отдавать Катьку в школу, мы подыскали ей интернат, где она и жила неделями в ожидании, когда же родители смогут взять ее на ночь домой. Дочь мне до сих пор в шутку высказывает претензии по этому поводу: «Что же вы меня бросили, деспоты!» Но мы же с Ириной много работали: спектакли, съемки, гастроли…

Ссорились мы с женой редко. Нам, видимо, удалось вывести формулу семейного долголетия. Заключается она в том, чтобы как можно реже произносить слово «деньги».

С зятем Владимиром Ершовым, внуком Ваней, женой Ириной, внучкой Катей, племенницей Адой и дочерью Екатериной. Во время гастролей в Омске. 1988 г.
С зятем Владимиром Ершовым, внуком Ваней, женой Ириной, внучкой Катей, племенницей Адой и дочерью Екатериной. Во время гастролей в Омске. 1988 г.
Фото: Фото из семейного альбома

Многие ведь любят выяснять, кто в семье главный, кто больше зарабатывает… Мы же с Ирой никогда об этом не задумывались.

Хотя бывали между нами и недоразумения. Чаще всего из-за ревности. Вот говорят, что ревность — это болезнь. Я так не считаю. Мы все по своей природе собственники. Зачем в деревне возводят заборы? Потому что — мое! Даже вокруг могил и то ставят оградки. И уж конечно, влюбленные считают друг друга своей собственностью, это нормально! Помню, мы еще учились в Школе-студии МХАТ и во время занятий повздорили с Ирой из-за какой-то мелочи. Она выскочила на улицу. Я чуть позже — за ней. И вижу: моя жена о чем-то увлеченно беседует с каким-то здоровенным мужиком — даже руками размахивают!

Ну я подбежал и с ходу ему в челюсть засадил. Мужик грохнулся. А Ирка повисла у меня на руке: «Ты что, с ума сошел?!» Оказывается, она объясняла ему, как пройти к магазину «Российские вина»…

В другой раз приступ яростной ревности случился у меня через несколько лет. Ира раздобыла по случаю очень красивое пальто — французское, розового цвета, совершенно необычное. Таких в Москве было не достать! И вот еду я как-то раз в троллейбусе и вижу через окно знакомое розовое пальто! Причем в самом возмутительном контексте: его обладательница целуется с кем-то в сквере на скамейке. Гнев просто оглушил меня! Казалось, в голове все сосуды полопались. Но из троллейбуса на ходу не выскочишь! Пока доехал до остановки, постарел на несколько лет. Сто раз успел переменить мнение, каким способом лучше умертвить соперника.

В мечтах то откручивал ему голову, то вонзал кинжалы... Сам не помню, как дотащился до дома. И тут дверь мне открывает… жена! Оказывается, она дома, а вовсе не на скамейке в сквере. Просто нашлось в Москве точно такое же французское пальто!

Иногда и с Ириной стороны случалась ревность. Как-то раз я написал одновременно два письма: супруге и одной знакомой, которая тогда болела. Никакого романа между нами, разумеется, не было — просто человек оказался в беде, и мне захотелось найти для нее какие-то особенные, теплые, сочувственные слова… И надо же такому случиться — письма эти я перепутал! Супруга обиделась и даже хотела подать на развод. Но я все объяснил, мы посмеялись, и конфликт был исчерпан. Всерьез я обидел Иру только однажды…

УГОЛОК ДУРОВА

Так уж получилось, что и я, и жена, а потом и дочь с зятем долгие годы работали в одном театре на Малой Бронной.

На гастролях в Париже. С Натальей Крачковской, Львом Круглым и Ольгой Аросевой
На гастролях в Париже. С Натальей Крачковской, Львом Круглым и Ольгой Аросевой
Фото: Фото из семейного альбома

Про театр даже шутят, что это, дескать, «уголок Дурова». Честно скажу, работать с родными людьми можно, только если дать себе установку: пока мы в театре, вы для меня не жена и дочь, а актрисы Ирина Кириченко и Екатерина Дурова.

В начале 1990-х я взялся ставить спектакль «Лес» и первым делом назначил на роль помещицы Гурмыжской Иру. А потом засомневался. Ведь пятьдесят процентов успеха спектакля — это правильное распределение ролей! Готовя спектакли, я всегда очень долго ломаю над этим голову. Например, возьмем пьесу «Ромео и Джульетта».

Я сажусь и пишу на бумаге: Ромео — артист Иванов, Джульетта — Петрова. А потом пытаюсь себе вообразить Верону и влюбленных друг в друга Иванова с Петровой. Правдоподобно ли выходит или нет? Ага, правдоподобно, замечательно. Ставим плюсик! Потом в своем воображении добавляю к ним Тибальта — артиста Сидорова. Мысленно переношу в Верону всех троих. Нет, что-то не сходится! Ставим минус, нужно по новой думать. И вот когда я размышлял над распределением ролей для «Леса», все время выходили одни минусы. В конце концов я понял: дело в Ирине! Она слишком аристократична и рафинированна для этой роли. Что делать, спрашивается? Список ролей уже вывешен в театре, жена учит текст. Ну, набрался храбрости, позвал супругу на кухню. Присели. Говорю: «Ира, приготовься. Я понимаю, что поступаю жестко.

Понимаю, что потерять такую роль для актрисы — это настоящая трагедия. Но, деточка, мне важнее результат… Извини, пожалуйста…» Ира молча встала и ушла в комнату. Что она пережила, я не знаю. Может, и плакала, но мне не показала. Что тут поделать?! Как говорится, истина дороже. А спектакль получился хороший. Многие до сих пор его помнят.

Ирина, начинавшая свою карьеру очень ярко (например, она сыграла одну из главных ролей в картине «Странные взрослые»), со временем стала меньше работать и постепенно вышла из разряда, как теперь говорят, медийных персонажей. Потому и с прессой общаться не любила. Ирочка находилась как бы в тени моей популярности, но относилась к этому очень легко.

«Нам с женой удалось вывести формулу семейного долголетия. Заключалась она в том, чтобы как можно реже произносить слово «деньги»
«Нам с женой удалось вывести формулу семейного долголетия. Заключалась она в том, чтобы как можно реже произносить слово «деньги»
Фото: Фото из семейного альбома

А тут и Катя окончила школу и объявила нам, что хочет пойти в театральное училище. Надо сказать, что тогда она была такой полненькой девочкой. Я спросил ее: «А тебя, Кать, ничего не смущает?» Она говорит: «Нет, папа, ничего». Спрашиваю: «А что же ты будешь читать на экзаменах?» Отвечает: «Монолог Алеши Карамазова». Тут я ее снова спросил: «И тебя правда ничего в этом не смущает?» — «Нет, папа. Есть актеры, которые произносят этот монолог, а сами понятия не имеют, о чем он. Я же это чувствую и знаю». Мне потом рассказывали, что комиссия в ГИТИСе плакала, когда Катя читала. И ее сразу приняли.

Так с тех пор у нас и пошло — дочь мало рассказывает мне о своей работе. Вот сейчас в Дзержинске снимается, а я даже не знаю, в каком фильме и кого играет. Наверное, правильно делает, что не говорит, — еще советами замучаю.

(Смеется.) Помню, она играла в спектакле «Ladies Night», а мне смотреть запретила: «Не ходи, а то станешь ругаться!» Но я столько читал и слышал об этой постановке, что не выдержал и однажды пошел. И неожиданно получил большое удовольствие. Конечно, там язык несколько фривольный и в диалогах затрагиваются весьма смелые темы… Там ведь сюжет такой, смелый: лишившиеся работы сталевары решают зарабатывать стриптизом. Моя дочь играет хореографа, которая учит их танцевать. Зал в финале воет от восторга! Актуальный получился спектакль... В общем, я вижу, что дочь выросла в сильную актрису. Достаточно посмотреть фильм «Вдовий пароход», где Катя играет ужасно грубую женщину Паньку.

При этом Катя вырастила двоих детей.

Старшая, тоже Екатерина, работает в администрации Московского театра кукол. Младший, Иван, только что отучился на телевизионного режиссера и сейчас ищет работу. И готовится в августе справить свадьбу с прекрасной девушкой Настей. Смотрю на своих внуков и думаю: «Все-таки хорошо быть молодыми. Столько энергии!» Но мой герой, Просперо, говорит: «Конец завораживает так же, как и начало». Конечно, стареть не хочется. Ты сопротивляешься, но прекрасно понимаешь: всему есть предел. Рано или поздно силы покинут. У нас же определенный ресурс, как и у всего на земле: у металла, у станка, у камня. Иногда думаю: хватит мне уже работать, все-таки 80 лет! В театре поставил 22 спектакля, в кино сыграл больше двухсот ролей. Сколько же можно?! Но зовут, и я не могу отказаться. Недавно вот ездил в Азербайджан, снимался в продолжении некогда популярного фильма «Не бойся, я с тобой!».

Играл я все ту же роль — циркача-каратиста Сан Саныча, правда постаревшего.

Еще я с некоторых пор пристрастился к писательству. В начале нынешнего года вышла уже четвертая моя книга! Оказалось, это очень увлекательно: записывать разные байки из жизни. И те, что случились со мной, и те, что я где-то услышал. Валя Гафт однажды эпиграмму на меня написал:

Актер, рассказчик, режиссер,

Его талант не ровно дышит.

Он стал писать с недавних пор,

Наврет, поверит и запишет...

Ну, пусть не верит. Я-то знаю, что рассказываю правду. Вот, например, взять мою четвертую книгу под названием «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о моем родном скелете».

В своей московской квартире. С внуком Ваней, его невестой Настей, внучкой Катей, дочерью Екатериной и затем Владимиром Ершовым
В своей московской квартире. С внуком Ваней, его невестой Настей, внучкой Катей, дочерью Екатериной и затем Владимиром Ершовым
Фото: Михаил Клюев

Идея родилась спонтанно: шел зимой по улице, поскользнулся, упал, сломал голеностопный сустав. Это был уже 25-й перелом в моей жизни, и я подумал: что товару пропадать? Надо людям рассказать о всех своих переломах. Вспоминаю там, например, как навернулся в детстве с голубятни, а заодно — каким был двор и какие там жили люди… В общем, о времени и о себе. Но самый забавный эпизод связан с институтом Склифосовского, куда я попал с очередной травмой. Там меня стали просить: «Завещайте нам, пожалуйста, свой скелет. Ведь он уникальный, на нем столько переломов! Мы вам прямо сейчас выплатим за него 300 рублей». Хотели после моей смерти сделать из моего скелета учебное пособие для студентов. Раньше ведь не было пласт- массовых скелетов.

Над этим предложением я целый день совершенно серьезно размышлял. Но потом все-таки решил, что мой скелет мне самому дорог.

Меня часто спрашивают, боюсь ли я смерти? Нет, совсем не боюсь. Недавно даже придумал шутливый рассказ о своем уходе. Вот представьте, по телевизору говорят: «Ушел из жизни народный артист Лев Дуров». Уж, я думаю, сообщат об этом, куда они денутся! (Смеется.) Дальше: «Прощание состоится в театре на Малой Бронной». Люди приходят туда, а им говорят: «Дурова уже увезли в Театр имени Ленинского комсомола. Он ведь и там служил». Все бегут в «Ленком». А я, оказывается, уже в Театре сатиры. И так возят меня по всем театрам, где работал, а люди все не поспевают за мной. В конце концов приезжают на кладбище, а там — могила пустая.

Потому что во всех этих переездах меня потеряли. (Смеется.) Родные иногда упрекают меня: «Ну зачем ты так часто говоришь и думаешь о пресловутой женщине с косой? Нельзя шутить на эту тему!» А я все равно шучу. Так уж научила меня жизнь — ко всему относиться с иронией, и прежде всего к самому себе. И еще — я умею вспоминать только хорошее…

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Ретроградный Меркурий расставил капканы: как сократить риск фатальной ошибки с 27 марта
В начале второго весеннего месяца Меркурий снова идет на попятную, путая планы и провоцируя конфликты между близкими людьми. Во время ретроградности планеты не стоит начинать новых проектов, а также вести важные переговоры. Подписание документов и вообще посещение государственных инстанций лучше отложить на потом.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог