Клара Лучко боялась самолетов, но опасность поджидала ее в поезде

«После гибели Леонида Быкова к Лучко пришел какой-то человек и говорит: «Я сын Быкова. Помогите...
Записала Анжелика Пахомова
|
23 Февраля 2017
Клара Лучко
В фильме «Ларец Марии Медичи». 1980 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

«После гибели Леонида Быкова к Лучко пришел какой-то человек и говорит: «Я сын Быкова. Помогите собрать деньги на творческий вечер памяти отца». И Клара Степановна дала — всю сумму. Она говорила: «Я понимала, что он меня обманывает, что он никакой не сын. Но думала: а вдруг?» — рассказывает подруга Клары Лучко Лариса Лужина.

У Лучко вечно случались какие-то истории, связанные с техникой, с транспортом. Как-то раз ее подвозил со съемок Николай Крючков. По дороге Клара попросила его остановиться — ей надо было забежать в магазин. Не желая задерживать Николая Афанасьевича, Клара возвращалась бегом через дорогу. И тут Крючков увидел, что прямо на нее несется машина. Он закричал. В последний момент Клара увернулась от удара. Го­ворила потом: «Я думала, Крючков меня убьет». Ведь у него супруга (третья жена, Зоя Кочановская. — Прим. ред.) погибла ровно при таких же обстоятельствах — перебегала дорогу у него на глазах. В другой раз Клара чуть было не пострадала на железной дороге. Я сама была в том поезде. Он уже тронулся, а ее все нет… 

И тут смотрим, бежит за последним вагоном. Запрыгнула на еще открытую площадку, но не удержалась, сорвалась и повисла, держась за поручни. Проводник с трудом ее наверх, на площадку затащил. Ругался: «Ты понимаешь, что могла остаться без ног?» Клара же, находясь в шоке, только говорила: «Сережка, где моя сережка? Где я ее потеряла?» Так и ходила с одной серьгой в ухе... Ничего-то она не боялась. Кроме самолетов. Ей с ними не везло: несколько раз ее полеты завершались аварийной посадкой. Однажды самолет не выпустил шасси, но тем не менее сел, и на взлетной полосе их встречали машины «скорой помощи» и пожарные. 

На Клару это произвело огромное впечатление: была бы ее воля, она вообще отказалась бы от полетов. При этом она понимала, что от судьбы не уйдешь. Рассказывала про своего друга — Женю Урбанского, что у него была настоящая аэрофобия. И как-то раз, когда они летели с кинофестиваля, чтобы его отвлечь, Клара предложила угощать всех пассажиров шампанским (у них было с собой два ящика). Ну а в итоге Урбанского погубил вовсе не самолет, а автомобиль, которых он, наоборот, совершенно не боялся. Вот Клара и говорила, что бояться бессмысленно.

Клара Лучко с Аллой Ларионовой
«Однажды Клара на гастролях, играя сцену из «Двенадцатой ночи», забыла несколько строчек из Шекспира. А публике-то все равно — лишь бы увидеть любимых артистов» С Аллой Ларионовой в фильме «Двенадцатая ночь». 1955 г.

— Вы с Кларой Степановной на съемках познакомились? «На семи ветрах»?

— Да. Режиссер Станислав Ростоцкий настойчиво добивался, чтобы Клара сыграла в этом фильме небольшую роль хирурга. Просто однажды он случайно встретил ее в коридоре больницы, куда Лучко пришла навестить свою подругу. Она шла в белом халате, как положено, и в этот момент Ростоцкого осенило. А Клара Степановна не хотела, отказывалась, роль-то небольшая… Но Станислав Иосифович ее уговорил. И в конце концов эта роль стала ее любимой. Ей удалось почти без слов передать чувства женщины, у которой муж не был на фронте, и она этого стыдилась. Помню, меня поразило, что ради этой маленькой роли Клара ездила в больницы, посещала настоящие операции, осваивала приемы хирургов. Я потом узнала, что она ради многих фильмов вникала в новые профессии. Для нее это было нормально… Ко мне Клара Степановна сразу стала относиться как к своей: мы же с ней обе «герасимовцы». 

Хоть и учились на курсе у Сергея Апол­линариевича во ВГИКе в разное время, а все равно словно дети одних родителей. Клара — со знаменитого «военного» курса Герасимова, который он набирал, когда институт находился в эвакуации в Алма-Ате. Девочкой, из Джамбула, куда ее семья перебралась с Украины, спасаясь от немцев, она на перекладных добиралась в Алма-Ату, чтобы там держать экзамен. А потом в Москву, когда институт уже вернулся из эвакуации. По дороге Клара отстала от поезда и потом без денег и документов ехала в столицу, прячась в тамбурах… Большинство сокурсников Лучко прославил снятый Герасимовым фильм «Молодая гвардия». Она тоже могла бы стать знаменитой и получить Сталинскую премию, ведь Клара Степановна готовилась сыграть Ульяну Громову. 

Герасимов ей обещал эту роль, да и в студенческом спектакле она уже играла Ульяну. Но потом он передумал и отдал главную роль Мордюковой: влюбился в казачку Нонну… Лучко все-таки была более интеллигентная, утонченная, а Нонна — «от земли»… Мордюкову эта роль прославила, а Лучко сыграла небольшой эпизод — тетушку Марину. Для нее это была большая трагедия. Но, наверное, жизнь так устроена, что все возвращается. Нонна Викторовна позже попала в точно такую же ситуацию с Герасимовым. Она должна была играть роль Аксиньи в «Тихом Доне»: казалось, ей сам бог велел. Но взяли Быстрицкую, которой пришлось для этой роли полнеть, изучать повадки казачек и вообще сильно меняться…

Клара Лучко с Сергеем Лукьяновым
«С первым мужем, актером Сергеем Лукьяновым, у Клары была большая любовь. И это вызывало со стороны режиссера Пырьева (тоже влюбленного в Клару) бешеные приступы ревности» С Сергеем Лукьяновым в фильме «Кубанские казаки»
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

— В результате славу Кларе Лучко подарил другой великий режиссер — Пырьев…

— Судьба улыбнулась ей, когда после ВГИКа Клара поступила в Театр киноактера (позже в этот же театр пришла и я). А Пырьев устроил читку сценария к «Кубанским казакам» именно в Театре киноактера. Клара Степановна рассказывала, что где-то в коридорах столкнулась с Иваном Александровичем, и он, взглянув на нее, сказал: «Приходи на пробы!» Если бы не эта мимолетная встреча, может быть, ничего бы и не было. Потому что в официальном списке актрис, рекомендованных на пробы, Лучко не числилась. Герасимов, обычно протежировавший своих учеников, ее не рекомендовал. Потому что считал, что ей нужно играть лирических, тургеневских девушек. 

Так и было написано в ее характеристике. Это сейчас очень смешно, поскольку Лучко ­переиграла много именно деревенских женщин… «Кубанские казаки» вознесли ее на недосягаемую высоту. После этого фильма режиссеры старались заполучить Лучко хотя бы на эпизод. Так получилось и с картиной «На семи ветрах», где мы с ней познакомились. Кстати, наша дружба началась с того, что Клара Степановна поддержала меня. У меня не получалась роль, Ростоцкому не нравилось, и Лучко была таким буфером между мной и им. И в конце концов она ­сумела изменить отношение ко мне ­режиссера. Она мне сделала много добра…

— Вы ведь потом с ней вместе много ездили с программой «Товарищ кино»?

— Да, меня, совсем еще девочку, тоже включили в этот знаменитый десант от Театра киноактера, наряду с такими знаменитыми актерами, как Клара Лучко, Николай Крючков, Валентина Серова, Марина Ладынина, Лидия Смирнова, Алла Ларионова с Николаем Рыбниковым, Петр Глебов — звезда «Тихого Дона»… Мое имя тогда зазвучало в связи с вышедшим фильмом «На семи ветрах». Все вместе мы ездили по стране, это было очень весело. Коля Рыбников неизменно пел «Не кочегары мы, не плотники» и все время боялся забыть текст. При этом, когда Лучко, играя с Ларионовой сцену из «Двенадцатой ночи», забыла несколько строчек из Шекспира, он был вне себя. А публике-то все равно — лишь бы увидеть любимых артистов. Если площадка, где мы выступали, оказывалась достаточно большой, Петр Глебов выезжал на нее на коне, в косоворотке и картузе. 

Клара Лучко с Дмитрием Мамлеевым
«Лучко купалась в любви Дмитрия. Он же ее обожествлял, буквально на руках носил! Только и слышно от него было: «Клара! Клара!» Со вторым мужем Дмитрием Мамлеевым

Что позволило ему потом вспоминать: «Я обскакал на лошади все стадионы в стране!» Нонна Мордюкова пела казачьи песни… Так каждый и держался на своей «визитной карточке». Многие в Театре киноактера вообще не играли, а только ездили с этой программой по стране. Но не Лучко. В одном спектакле мы с ней даже делили роль, несмотря на разницу в возрасте 15 лет. Вот так она молодо выглядела! Она и в «Цыгане» легко сыграла свою героиню в молодости, которой по сценарию было всего 25 лет. А ей-то уже тогда исполнилось 54 года!

— Она оставалась эффектной красавицей очень долго. Признайтесь, о ее романах вы что-нибудь знаете?

— Недаром никто никогда не хвастал, что у него был роман с Кларой Лучко. Романов вне брака она просто не заводила. Для такой красивой актрисы это редкость. Я не застала первого мужа Клары Степановны, актера Сергея Лукьянова (Лучко не было еще и сорока лет, когда он умер от инфаркта прямо в Театре Вахтангова. — Прим. ред.). Но знаю, что там была большая любовь. Вот если вы пересмотрите «Кубанских казаков», то увидите, что герой Лукьянова, для которого Даша — воспитанница, ревнует ее буквально как муж, и свои общие сцены они играют очень проникновенно. Говорят, Пырьев этим был недоволен и не понимал, почему это получается. Потом догадался: Лукьянов просто влюбился. И это вызывало со стороны режиссера (тоже влюбленного в Лучко) бешеные приступы ревности. 

Такая невероятная история любви, которая была у них с Сергеем Лукьяновым, случается не у многих. У меня вообще сложилось впечатление, что Лучко — однолюб. Правда, была одна история в юности, о которой Клара Степановна иногда рассказывала мне. Она всю жизнь помнила красивого юношу Славу, который ей так нравился, что ради него она даже прыгала с парашютом. Лишь бы обратить на себя его внимание. А он не оценил. Из-за высокого роста прозвал ее Жирафой, и ее все так стали дразнить в школе. Ну а потом с этим Славой Клару жизнь постоянно сталкивала. Однажды она его в Москве встретила, когда уже училась во ВГИКе. 

Клара Лучко с Михаем Волонтиром
«Когда Клара узнала, что Михай погибает от тяжелой болезни, она в считаные недели собрала на его лечение огромную сумму. Михай потом говорил: «Клара вытащила меня с того света!» С Михаем Волонтиром в фильме «Цыган». 1979 г.

Потом на съемках фильма «Карнавал» она столкнулась с внуком Славы, которого мама привела по объявлению, и Кларе этого мальчика дали в качестве киношного сына. И так все время, будто судьба испытывала ее… Пока Лучко, уже спустя много лет, не встретила этого Славу в поезде, уже постаревшего. Она была поражена, как он изменился. И сказала: «Слава богу, что я за него не вышла замуж!»

— Она ведь была счастлива в браке?

— В обоих браках. Лучко тяжело переживала смерть первого супруга, а потом ей встретился журналист Дмитрий Мамлеев. Он был собкором в газете «Известия», выезжал за границу. Помню, я пришла к Кларе Степановне домой, и она меня с Дмитрием познакомила. Я им сразу сказала: «Ой, вы как близнецы! Так похожи…» Оба высокие, улыбчивые, красивые… Они действительно подходили друг другу, не зря он ее называл «свой парень». Лучко, кажется, купалась в его любви. 

Он же ее обожествлял, буквально на руках носил! Только и слышно от него было: «Клара! Клара!» Дмитрий Федорович собирал коллекцию ее наград, портретов с кинофестивалей, гордился ее успехами. И главное, у него сложились хорошие отношения с дочкой Лучко, Оксаной, которая на тот момент уже была довольно взрослая. В актерской среде завидовали Лучко страшно, потому что не каждый такую любовь в жизни встретил. Также раздражала, видимо, ее безупречная репутация.

— Вы говорите, что познакомились с мужем Клары Степановны, когда пришли к ней домой. А что это был за дом? Лучко ведь по тем временам считалась обеспеченной женщиной…

— Она жила в роскошной высотке на Котельнической набережной. Но, придя к ней, я удивилась, какие там маленькие комнаты. Неудачная планировка в этом доме, недаром Раневская оттуда переехала. Хотя обстановка у Клары была прекрасной. По современным меркам — никакой роскоши, но по советским понятиям там все было дорогим и красивым. У Клары жил роскошный рыжий пес, который прекрасно смотрелся на фоне этой квартиры. Они с мужем обожали этого пса. Когда собака потерялась, у Дмитрия случился сердечный приступ…

Клара Лучко с Владленом Давыдовым
«Романов вне брака она просто не заводила. Для такой красивой актрисы это редкость. У меня вообще сложилось впечатление, что она была однолюб...» С Владленом Давыдовым в фильме «Кубанские казаки». 1949 г.
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

— А в поездках Лучко выдвигала какие-то требования по комфорту?

— Познакомившись с ней, я была поражена, как легко она относится к трудным бытовым условиям, какая она простая и неприхотливая. Нас селили в номере по 2—3 человека, часто в плохих гостиницах, а то и по избам, по хатам, в семьях. И Клара смотрела на все это очень спокойно. Правда, как-то она прочитала, что в Голливуде актерам положены специальные вагончики: с кондиционером, раковиной, туалетом и так далее. И как-то на съемках в Средней Азии Клара Степановна спросила, существуют ли такие вагончики в СССР? В Средней Азии такой бы точно пригодился — они снимались в пекле, буквально в пустыне. Оказалось, что вагончик существует, но он один на весь Союз и постоянно стоит в Ташкенте. И Кларе его не дали. Она говорила: «Представляешь, никто его даже не испытал, не провели ни воду, ни свет, он так и стоит без дела на студии, как какая-то диковинка».

— А это правда, что Клара Степановна многим помогала?

— Некоторых просто спасла! Как это было с Михаем Волонтиром, с которым ей, кстати, после «Цыгана» постоянно приписывали роман, хотя на самом деле их связывала хорошая крепкая дружба. И когда Лучко узнала, что Михай погибает от тяжелой болезни, она в считанные недели собрала на его лечение огромную сумму. И помогла перевезти Волонтира в столицу, чтобы сделать операцию. Михай потом не раз говорил: «Клара вытащила меня с того света! Но я никогда не думал, что переживу ее…» О добрых делах Лучко ходят легенды. Но я могу рассказать историю, связанную лично со мной. Ведь квартира, в которой я сейчас живу, досталась мне благодаря ей. До этого у меня была небольшая двухкомнатная кооперативная квартира, а я захотела купить трехкомнатную. Но действовал закон: если у тебя есть хоть на один метр больше разрешенной площади, то ты вторую квартиру строить не можешь, даже за собственные деньги. 

Клара Лучко с Ириной Муравьевой
«Я потом узнала, что она даже ради маленькой роли вникала в новые профессии. Для нее это было нормально…» С Ириной Муравьевой в фильме «Карнавал». 1981 г.

В советское время таких дурацких ситуаций было много. И я никогда не умела с этим разбираться. Раз в молодости пошла тоже по поводу жилья, уже после своих громких ролей, после фестивалей, в Союз кинематографистов. А мне там сказали: «А что вы сделали для советского кино?» Помню, я опешила… Все-таки уже заслуженная артистка… Заплакала, встала и ушла. И на этот раз даже не хотела никуда идти просить. Но тут Лучко собрала «десант». Пригласила с собой Петра Глебова, Евгения Матвеева, повела их в Моссовет. А я ждала их, бегала от волнения по улице Горького. И тут Клара Степановна выходит и говорит: «Лариска, все в порядке». Какое же это было счастье! Ее добротой и отзывчивостью, бывало, пользовались и непорядочные люди. 

Как-то Лучко дала деньги «сыну» Леонида Быкова. Она понятия не имела, как выглядит сын этого актера. А тут после гибели Леонида приходит взрослый человек и говорит: «Я сын. Помогите собрать деньги на творческий вечер памяти отца». И Клара Степановна дала — всю сумму. Она рассказывала: «Я понимала, что он меня обманывает, что он никакой не сын. Но думала: а вдруг? И тут он стал интересоваться адресом Людмилы Гурченко, еще кого-то. Явно ходил по всем артистам. Но не забирать же деньги назад…» Какая-то врожденная интеллигентность не давала ей сказать в лицо человеку, что она ему не верит. Потом еще был один находчивый молодой человек — из Индии. Клара с ним познакомилась случайно, когда была в Англии на кинофестивале. И этот студент стал писать ей, что хочет учиться в СССР и для получения визы ему нужно обязательство от Клары, что она берет на себя его содержание. Но тут уж она не попалась…

Клара Лучко и Лариса Лужина
«О добрых делах Клары ходят легенды. Но я могу рассказать историю, связанную лично со мной. Ведь квартира, в которой я сейчас живу, досталась мне благодаря ей» Клара Лучко и Лариса Лужина. 2003 г.
Фото: Андрей Эрштрем

— Молодой человек мог решить, что она наследница состояния. Клара Степановна, кроме всего прочего, славилась еще и своими великолепными нарядами…

— Мы с ней не раз вместе посещали знаменитую «двухсотую» секцию ГУМа, куда она имела доступ. Больше всего Клара обожала шляпки, которых у нее было великое множество. Я даже помню, в какой шляпке она была, когда мы виделись в последний раз. Это произошло незадолго до ее ухода, накануне женского праздника. Мы с ней вдвоем пришли на съемки одной телепередачи. Кроме нарядной шляпки на Кларе были невероятно красивые сапоги на высоченной шпильке. Четыре часа шла съемка, и было видно, как эти сапоги сковали ей ноги. И у Клары улыбка стала такая вымученная, сквозь слезы… Но все-таки она досидела. Я ее потом спросила: «Ну стоит ли так мучить себя?» — «Стоит!» Могла ли я думать, что через две недели ее не станет?..

В последние годы Клара у себя на дому организовала «телевидение». Это была передача наподобие «Чтобы помнили». Она сама достала оборудование для студии, приглашала актеров на интервью. Все это показывали по кабельному телевидению, только для жителей района. Но Клара могла это себе позволить. Ей не хотелось, чтобы забывали актеров старого поколения. И я ее понимаю. Мне бы тоже не хотелось, чтобы забыли Клару…

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог