.
Новости Звезды Красота Здоровье Мода Развлечения Стиль жизни Видео Скидки

Илья Репин: блестящая карьера и трагическая любовь великого художника

Бывало, что в поисках нового решения Репин совершенно портил картину. Но указывать ему на это было бесполезно.
Картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» (1870—1873 гг.) Картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» (1870—1873 гг.) Фото: Ираклий Чохонелидзе /ИТАР-ТАСС/

— Чему вы усмехаетесь, Илья Ефимович? — спросили во время этой вакханалии у Репина его сторонники, сбившиеся на задних скамьях.

— А я вспомнил, как ко мне в гости приходил поэт Хлебников, тоже из футуристов. Талантливый! Хотел я его портрет нарисовать, а он мне отвечает: «Меня уже рисовал футурист Давид Бурлюк. В виде треугольника. Вышло непохоже...»

На задних скамьях рассмеялись, ничуть не смутив этим Волошина. Тот уже доказывал, что Репин своей кровавой картиной провинился перед душевнобольным Балашовым, и требовал судить художника судом присяжных.

Илья Ефимович оправдываться не хотел, но поклонники чуть не силой поставили его на сцену. Он начал говорить убедительно, но, сбитый свистом и улюлюканьем, стушевался и, досадливо махнув рукой, полез со сцены. В зале тем временем завязалось форменное побоище.

В тот вечер Репин остервенело заканчивал реставрацию. А положив последний мазок, сел на извозчика и уехал на вокзал, домой, в Куоккалу. К счастью, глава Третьяковки вовремя увидел, что натворил с картиной автор: лицо царя было прописано в каких-то диких лиловых тонах. Грабарь схватил губку и на свой страх и риск стер краску, пока не высохла. Неделю опытные реставраторы мазок за мазком заново восстанавливали места порезов, пока картина не стала прежней. Репину ничего не сказали, положившись на авось. А ведь Илья Ефимович славился гневливостью!

В следующий раз он приехал в Москву спустя несколько месяцев, прошелся по галерее, постоял, ссутулившись, перед «Иваном Грозным» и… ничего не сказал! «Не заметил», — с облегчением вздохнул Грабарь. А на выходе из галереи Илья Ефимович сорвался. Все из-за одного незнакомца, попросившего подписать какие-то дикие, бездарные этюды, якобы репинские. «Что это за гадость? — свирепствовал Илья Ефимович. — Да, я стар и бессилен! Я уже давно не могу написать ничего стоящего. Был Репин, да весь вышел! Ну и оставьте меня в покое, торгуйте моими картинами и моим именем. Но не смейте обращаться со мной как со слабоумным! Я еще не так плох, чтобы не отличить своих собственных работ, в каждую из которых я вложил по нескольку лет жизни, от чужих подделок!» Грабарю, слышавшему все это, сделалось дурно…

Бурлаки в бильярдной

Тридцать лет прошло с тех пор, как Репин принялся за «Ивана Грозного». Сюжет родился в его воображении, когда дочь Верочка делала гимнастику, упала с трапеции, разбила лицо. Переполох, мать бежит с водой, а Илья Ефимович умоляет подождать. Он смотрит на струйки крови, запоминает их направление. Его давно будоражит мысль написать «кровавую» картину в духе Гойи...

Одну комнату в доме отвели под «апартаменты царя» — обставили ее в соответствии с эпохой, и Репин часами сидел там, проникался атмосферой. Он сам скроил и сшил костюмы своих воображаемых героев: черный — для царя, розовый — для царевича. В поисках натурщиков Илья Ефимович бродил по улицам. Он присмотрел было одного мастерового и даже, чтобы увидеть, каково выражение ужаса на этом лице, бросился на беднягу из-за угла в темном переулке. Увы! Лицо оказалось недостаточно выразительным. Как это часто бывает, искал Репин далеко, а нашел близко. В цари Илья Ефимович определил художника Мясоедова, а в царевичи — писателя Гаршина. «Гаршин красив, как красная девица, при этом в его лице есть какая-то обреченность, — восторгался Репин. — Именно то, что нужно: человек с таким лицом будто бы обречен скоро погибнуть». (Лицо не обмануло: скоро Гаршин в приступе психической болезни покончит с собой, бросившись в лестничный пролет.) Когда Репин закончил картину, он и сам испугался: «Никому не хочется показывать этого ужаса. Я обращаюсь в скупца, тайно живущего своей страшной картиной».

Наконец он решился представить ее публике. Первые зрители ошеломленно молчали. «Стоят, как перед покойником», — волновался Репин. Потом оказалось, что мнения разделились: одних картина привела в восторг, у других вызвала отвращение. Страсти разгорелись нешуточные. Профессор-анатом Ландцерт прочитал лекцию о прегрешениях в анатомии фигур царя и царевича: мол, не могло быть таких поз. Два студента, поклонники Репина, поднялись со скамей и в точности воспроизвели эти позы. «Но крови-то столько точно вытечь не могло!» — взвизгнул профессор. Кончилось тем, что высочайшим указом картину запретили. Три месяца репинский шедевр провисел в закрытой комнате у Третьякова, прежде чем стараниями художника Боголюбова, принятого при дворе, удалось снять запрет. Никогда еще Репин не был так популярен, как в тот год!

Впрочем, он смолоду был избалован успехом. Карьера задалась как-то сразу: приехал из украинского города Чугуева в Петербург этакий полуграмотный парубок, сын военного поселенца, и за год освоил рисунок, тушевку и все остальное, необходимое для поступления в Академию художеств. 25 рублей за обучение внес в кассу один генерал, с кухаркой которого в молодости дружила мать Репина (благодарный Илья целовал атласную полу генеральского халата). Уже в конце семестра талантливый юноша получил серебряную медаль на выставке Академии. И с тех пор каждый год отхватывал то «серебро», то «золото». Однокашник, энциклопедически образованный Адриан Прахов, отчаянно завидовал Илье: «Наш запорожец опять приходил ко мне спрашивать, какие костюмы носили египтяне, ведь в Академии дали египетскую тему. Но до Репина плохо доходят мои россказни, пришлось мне взять в руки кисть и набросать эскиз. Он его чуть тронул, подправил, сдал — и медаль! Весьма смешной господин, взял привычку по-городскому разговаривать, к каждому слову прибавляет «субъективно и объективно». Но как дело доходит до живописи, так первый номер — непременно господину Репину. И ведь не через раз, а всякий раз!».

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий

Читайте также

Как откровенное видео помогло Ким Кардашьян стать суперзвездой

Как откровенное видео помогло Ким Кардашьян стать суперзвездой




Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники

Леонид Ярмольник Леонид Ярмольник актер, режиссер, телеведущий, продюсер
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй