Евгений Меньшов: «Ангелина Вовк жаловалась, что из-за меня не вышла за иностранца»

На протяжении 18 лет Евгений Меньшов и Ангелина Вовк были бессменными ведущими «Песни года», в то время едва ли не самой популярной музыкальной передачи на Центральном телевидении.
Варвара Богданова
|
25 Декабря 2013
Евгений Меньшов
Евгений Меньшов
Фото: fotodom.ru

«Я решил уйти, чтобы не мешать Вовк флиртовать с Урмасом Оттом. Но, выходя из квартиры, не удержался и сказал: «Лина, когда гостей приглашаешь, хоть мой халат и тапочки убирай подальше, некрасиво же…» — рассказывает легендарный ведущий «Песни года» Евгений Меньшов.

На протяжении 18 лет Евгений Меньшов и Ангелина Вовк были бессменными ведущими «Песни года», в то время едва ли не самой популярной музыкальной передачи на Центральном телевидении.

Лучшие исполнители и композиторы, тысячи концертов, аншлаги по всему миру...

«Помню, в очередном выпуске «Песни года» участвовал эстонский журналист Урмас Отт, ведущий программы «Телевизионное знакомство», куда он приглашал знаменитых актеров, режиссеров, певцов. Молодой, элегантный, говорит с легким западным акцентом — в общем, красавец. Перед съемкой мы собрались порепетировать у Лины дома, в Староконюшенном переулке. Сидим, пьем чай, обсуждаем предстоящую запись. И тут я замечаю, что Лина на Урмаса, как тогда говорили, запала: глазки строит, кокетничает. И он вроде тоже неравнодушен. Естественно, я сразу засобирался домой, чтоб не быть третьим лишним, а Отту Ангелина предложила остаться.

«Ирина Понаровская постоянно жертвовала карьерой ради любви. А мужчины ее откровенно использовали»
«Ирина Понаровская постоянно жертвовала карьерой ради любви. А мужчины ее откровенно использовали»
Фото: ИТАР-ТАСС

Мол, надо еще раз прогнать диалоги. Он отвечает: «Конечно, с удовольствием». Провожают они меня в прихожей, я прощаюсь: «Ну я поехал». И тут не удержался: «Лина, — говорю, — когда в следующий раз будешь приглашать гостей, убирай мой халат и домашние тапки. А то неудобно все-таки». Ну вот бывает, хочется так, по-актерски, похулиганить! Наверное, я был убедителен, потому что эти двое остолбенели. Урмас стушевался, говорит: «Мне, пожалуй, тоже пора». Так и ушел! Но Лина не обиделась, наоборот, рассказывая потом эту историю, смеялась: «Женя меня счастья лишил, кавалера «заграничного» отвадил!»

«Песня года» задумывалась гениально просто: по письмам телезрителей определить лучшие песни в стране.

«Прекрасно помню первый съемочный день — кошмар! Вовк шипит, делает мне замечания. От ее колкостей еще больше цепенею, понимаю, что все делаю не так»
«Прекрасно помню первый съемочный день — кошмар! Вовк шипит, делает мне замечания. От ее колкостей еще больше цепенею, понимаю, что все делаю не так»
Фото: Елена Сухова

После ежемесячных выпусков в «Останкино» приходили мешки писем. И рейтинги популярности у передачи были сумасшедшие. На первом месте стояла программа «Время», на втором — «Песня года». В разные годы ее вели Игорь Кириллов, Светлана Моргунова, Александр Масляков, Светлана Жильцова, Татьяна Веденеева. И вот руководство захотело поменять основную команду и, в частности, найти постоянных ведущих. Ангелину Вовк утвердили сразу и беспрекословно — она была всеобщей любимицей. В пару к ней искали драматического актера. Решили попробовать меня. Незадолго до этого я на радио записал передачу из популярного цикла «Поют актеры театра и кино», и она понравилась — слушатели просили повторить выпуск. Я приехал в «Останкино» на встречу с руководителем программы — Виктором Сергеевичем Черкасовым. Уникальный был человек на нашем ТВ. Талантливый телевизионный режиссер, имеющий стопроцентный музыкальный вкус, Черкасов умел ладить с людьми…

«На банкете Леонов сказал: «Я болею, пить не могу». — «А Женя?» — «Женя свое уже отпил»
«На банкете Леонов сказал: «Я болею, пить не могу». — «А Женя?» — «Женя свое уже отпил»
Фото: РИА «Новости»

Мы поговорили, и я стал думать: нужно ли мне ввязываться во всю эту историю? Все-таки я был востребованным артистом, много играл в театре, в кино снимался. С телевидения тем временем мне никто и не звонил. Месяц прождал и уже рукой махнул, даже вздохнул с облегчением… Звонок: «Женя, поздравляем! Тебя утвердили! Ты рад?!» А я сам не понимаю, рад я или нет. Прекрасно помню первый съемочный день — кошмар! Условия совершенно для меня новые: восемь телекамер, в какую когда смотреть, не понимаю. Программу снимают одним дублем. Вовк шипит, делает мне замечания, комментируя мой непрофессионализм. А зажат я ужасно. От ее колкостей еще больше цепенею, понимаю, что все делаю не так. Не получается необходимого партнерства.

«Коля Караченцов с детства месяцами жил один, но не ввязался в дурные компании — сидит в нем какой-то важный жизненный стержень»
«Коля Караченцов с детства месяцами жил один, но не ввязался в дурные компании — сидит в нем какой-то важный жизненный стержень»
Фото: photoxpress.ru

И это продолжалось не на одной передаче. Долго я себя чувствовал не в своей тарелке, пытаясь подстроиться под новые обстоятельства, уловить специфику телевидения. И вот, наконец, приезжаю на очередную съемку, а Лина смотрит на меня такими добрыми, даже влюбленными глазами. Думаю: что случилось? Спрашиваю без обиняков: «Лин, в честь чего такие перемены?» — «Моя мама, посмотрев прошлый эфир, сказала: «Ни один из твоих партнеров не смотрел на тебя такими глазами, как смотрит Женя». И после этого работа пошла как надо.

ПОНАРОВСКАЯ СТАВИЛА ЛЮБОВЬ ВЫШЕ КАРЬЕРЫ

Мы с Линой, конечно, здорово подружились за 18 лет, сроднились даже. Мало того что в «Останкино» все время вместе. Так еще гастроли. Объездили с «Песней года» всю страну.

Побывали в Германии, в Израиле, в Америке. Работали на лучших площадках: в Нью-Йорке — в Радио-Сити-Мюзик-холле, в Лос-Анджелесе — в зале, где раньше вручали «Оскар». И всегда все билеты проданы. В одной из таких поездок для меня совершенно с новой стороны открылась Ира Понаровская. Как-то вечером мы вдвоем были на концерте знаменитой американской джазовой певицы. Я слушал ее в полном восторге, а Ира мне все комментировала, потому что здорово разбирается в музыке. Потом мы вместе шли пешком до гостиницы, разговаривали. Ира произвела на меня впечатление очень интересного, глубокого и высоко эрудированного человека. Талантливейшая певица, красивая женщина, при этом постоянно жертвовала карьерой ради любви. А мужчины ее откровенно использовали. Но Ира как будто не замечала этого, для нее на первом месте всегда оставалась любовь.

«Говорю директору Талькова: «Быстро забирайте Игоря, увозите куда хотите. Но чтобы завтра он был в форме»
«Говорю директору Талькова: «Быстро забирайте Игоря, увозите куда хотите. Но чтобы завтра он был в форме»
Фото: РИА «Новости»

На рубеже 80-х и 90-х приглашение на запись итоговой «Песни года» было хорошо конвертируемой валютой, за которую приобретались любые услуги. Так что в первых рядах концертной студии «Останкино» всегда сидели знаменитые адвокаты, лучшие врачи, директора крупных магазинов. Но раздобыть приглашение «на два лица» было сложно даже нам, ведущим. Правда, Черкасов все-таки придерживал для меня несколько «входных»: «Марчелло (так с первых же дней знакомства он в шутку меня называл), держи, четыре билетика тебе». Я отдавал их в нужные руки. Могу твердо заявить, что только «Песня года» позволила моей семье пережить трудные 90-е годы.

«УВОЗИТЕ ТАЛЬКОВА КУДА ХОТИТЕ!»

Но вспоминаю я свою работу в программе с удовольствием и благодарностью главным образом потому, что сотрудничал и дружил с замечательными людьми — профессионалами высочайшего класса, познакомился с кумирами своей юности.

«Нам с Линой предложили объявлять номера… из-за кулис. Я сразу сказал: «Ну это уже без меня. Я ухожу». И тут меня очень удивила Лина. Она поддержала: «Я с тобой»
«Нам с Линой предложили объявлять номера… из-за кулис. Я сразу сказал: «Ну это уже без меня. Я ухожу». И тут меня очень удивила Лина. Она поддержала: «Я с тобой»
Фото: Елена Сухова

Видел, как рождаются новые звезды. Да что говорить, сам несколько раз использовал свое служебное положение, чтобы помочь молодому артисту. Однажды в очередной новогодней программе должен был участвовать Игорь Тальков со своей песней «Россия». Шел первый день съемок. А Игорь появился, мягко говоря, не в форме. Черкасов был в бешенстве, он не терпел даже слабого запаха алкоголя от артиста: «Все, исключайте его из программы! До свидания!» А я на репетиции слышал эту песню-балладу. Она мне безумно понравилась. Подсаживаюсь к Черкасову: «Виктор Сергеевич, ну песня-то потрясающая. Дайте артисту еще один шанс. Завтра — второй дубль, а сегодня пусть уезжает домой, отоспится».

«Когда Саша запел «Мадонну» — голосина будь здоров, по-мужски красивый, с ямочкой на подбородке, в припеве еще и на саксофоне играет, — вопросов не было ни у кого»
«Когда Саша запел «Мадонну» — голосина будь здоров, по-мужски красивый, с ямочкой на подбородке, в припеве еще и на саксофоне играет, — вопросов не было ни у кого»
Фото: ИТАР-ТАСС

Он помягчел: «Если отоспится, хорошо...» Я — к директору Талькова: «Быстро забирайте Игоря, увозите, куда хотите. Но чтобы завтра вечером он был в форме. Сразу будем снимать». Так и получилось. Игорь был сосредоточен, собран, великолепно выступил. После того как песня прошла в эфире, о нем заговорила вся страна.

Как-то во время репетиции мы с Линой сидим в зале, ждем, когда нас вызовут для съемки. Вдруг ко мне подсаживается человек. Говорит: «Женя, привет. Помнишь меня?» Это Игорь Крутой! Я познакомился с ним в начале 80-х, когда мы с ним и с Евгением Леоновым ездили с концертами по Московской области. Игорь был аккомпаниатором у Евгения Павловича. «Понимаешь, я привез классного парня, — продолжает он. — Можешь помочь? Я бы хотел, чтобы он выступил в новогодней программе».

«Когда у Крутого испортились отношения с Первым каналом, «Песня года» перестала выходить в ежемесячном формате, путешествовала по разным телеканалам. В 2006 году мы с Линой в последний раз вели «Песню года». Вместе с нами на сцене была Алла Пугачева»
«Когда у Крутого испортились отношения с Первым каналом, «Песня года» перестала выходить в ежемесячном формате, путешествовала по разным телеканалам. В 2006 году мы с Линой в последний раз вели «Песню года». Вместе с нами на сцене была Алла Пугачева»
Фото: ИТАР-ТАСС

Классным парнем оказался мало тогда известный Александр Серов. Они вместе с Крутым несколько лет подрабатывали в ресторане в Николаеве. Я к Черкасову: «Виктор Сергеевич, послушайте парня!» А он мне: «Марчелло, ты уверен, что это того стоит?» Виктор Сергеевич хоть и ворчал, когда я вторгался в чужую епархию, но прислушивался ко мне. А когда Саша запел «Мадонну» — голосина будь здоров, по-мужски красивый, с ямочкой на подбородке, с собственным стилем, в припеве еще и на саксофоне играет, — вопросов не было ни у кого. Он тут же стал любимцем публики.

КАРАЧЕНЦОВ СКАЗАЛ: «ДАВАЙ ПРОКАЧУ, У МЕНЯ МАШИНА НОВАЯ»

Это странно звучит, но сам я долго относился к телевидению как к чему-то второстепенному.

Хотя снимался в телеспектаклях. Там неплохо платили в отличие от Театра имени Гоголя. Когда я только пришел в труппу после окончания Школы-студии МХАТ, моя зарплата была, как говорится, хорошая, но маленькая: 75 рублей в месяц минус налоги, в том числе на «бездетность», — итого 67 «чистыми». Наверное, прожить на эти деньги можно, микояновские котлеты в «Елисеевском» стоили тогда шесть копеек за штуку. Но мы, актеры, почему-то всегда были без денег. Вот и снимались охотно на ТВ, мечтая при этом о большом кино, о хорошем режиссере, о роли интересной… В одной такой телепостановке я встретился с Колей Караченцовым. В Школе-студии МХАТ мы учились у одного мастера, Виктора Карловича Монюкова, только Коля — на четыре года старше. Мы подружились, гоняли в футбол вместе, приглашали друг друга на свои спектакли. Мне тогда похвастаться было нечем — Лаевский из «Дуэли» Чехова, «Берег» Бондарева были впереди.

А Николай вскоре стал суперзвездой. И всегда приглашал меня на свои спектакли. Благодаря ему я посмотрел и «Тиля», и «Юнону» и «Авось», на которые ломилась вся Москва. Коля по характеру — совершеннейший ураган, но при этом очень воспитанный интеллигентный человек. Его мама Янина Евгеньевна, балетмейстер по профессии, часто и надолго уезжала в творческие командировки, ставила спектакли во многих музыкальных театрах страны и мира. Коля с детства месяцами жил один, но не ввязался в дурные компании, не начал пить — сидит в нем какой-то важный жизненный стержень. Хотя, будучи уже взрослым человеком, Караченцов, как ребенок, совсем не умел скрывать своей радости по поводу новой «игрушки». Встречаемся как-то: «Давай, я тебя прокачу.

«С Игорем Крутым я познакомился, когда мы с ним, в качестве аккомпаниатора, и с Евгением Леоновым ездили с концертами по Московской области»
«С Игорем Крутым я познакомился, когда мы с ним, в качестве аккомпаниатора, и с Евгением Леоновым ездили с концертами по Московской области»
Фото: Юрий Феклистов

У меня машина новая!» Или: «Поехали, мне квартиру дали, посмотрим». Коле хотелось, чтобы все оценили любое его достижение!

«ЖЕНЯ СВОЕ УЖЕ ОТПИЛ»

Актерская судьба свела меня с еще одним замечательным «ленкомовцем». В 82-м году мне позвонили оттуда: «Женя, Евгений Леонов в свой отпуск едет на гастроли по Тюменской области, от Салехарда до Тюмени. Ищет молодого артиста. Нужно будет вести его творческий вечер, уметь петь и играть на гитаре и подыграть в отрывке из «Иванова». Мы предложили твою кандидатуру». Я встретился с Евгением Павловичем, мы порепетировали. Он сказал: «Ты мне подходишь», и вскоре мы поехали на гастроли. В каждом городе давали по два-три концерта в день. За месяц проехали всю область.

Леонова принимали на самом высоком уровне, и вечером в обязательном порядке накрывались невероятные столы: пельмени шести видов со свининой, медвежатиной, олениной, икра, такая, сякая... Ну и, конечно, выпивка. Но ни я, ни Евгений Павлович к ней не притрагивались. Ведь на следующий день в восемь утра у нас выступление на очередном заводе. Но как объяснишь это организаторам банкета? Представьте, за столом, как куры на насесте, в ряд сидят секретари горкома, обкома, исполкома. Поднимают тосты и, конечно, обижаются, что мы не пьем. Первый секретарь говорит: «Евгений Павлович, ну как так, мы же от всей души!» Он отвечает: «Я болею, не могу». — «А Женя?» — «Женя свое уже отпил». Я даже подпрыгнул. Чего это меня выставляют алкоголиком со стажем? Шепчу тихонько: «Собственно, я и не начинал даже».

А Евгений Павлович словно меня не слышит, продолжает: «За нас будет пить администратор Саша». И вот после каждого такого теплого приема мы бережно доставляли нашего Сашу в гостиницу. Год спустя мы снова встретились с Леоновым — он пригласил меня в поездку на этот раз недалеко, по Московской области. Вот на этих-то гастролях мы с Игорем Крутым и познакомились…

НА КОГО ОБИДЕЛАСЬ ПУГАЧЕВА

Нам казалось, что золотое время никогда не кончится. Что мы с Линой всегда будем вести эти концерты, но постепенно ситуация поменялась. Сначала из программы ушел Виктор Черкасов. Появились новые телевизионные режиссеры. Потом музыкальная редакция Центрального телевидения вообще распалась, и «Песню...» закрыли на целый год.

«Из «Песни года» Пугачева ушла в 87-м году. У нее возник конфликт с оператором. А тот оказался человеком с характером. Чем, конечно, навредил программе: как это — главная певица страны не снимается в самой популярной новогодней передаче?»
«Из «Песни года» Пугачева ушла в 87-м году. У нее возник конфликт с оператором. А тот оказался человеком с характером. Чем, конечно, навредил программе: как это — главная певица страны не снимается в самой популярной новогодней передаче?»
Фото: personastars.com

Телевизионные начальники убеждали нас, что передача слишком старомодна. Мы с Линой много ходили по кабинетам и доказывали, что программу надо вернуть. Своего мы добились, но особенно ничего не выиграли: вскоре Игорь Крутой выкупил бренд «Песня года» и стал вкладывать в нее деньги. При этом мы с Линой теперь должны были говорить свои реплики строго по сценарию. Получали его буквально за несколько минут до записи программы. А ведь еще совсем недавно мы импровизировали, общались с залом и музыкантами, и всем нравилось, как мы это делаем! Теперь же требовалось просто проговорить свой текст. Потом у Крутого испортились отношения с руководством Первого канала. «Песня года» перестала выходить в ежемесячном формате. Путешествовала по разным каналам. Так, очередной новогодний выпуск транслировался на НТВ, потом на «России». В 2006 году мы с Линой в последний раз вели «Песню года» в «Олимпийском».

Вместе с нами на сцене была Алла Пугачева.

В «Песне года» она не участвовала несколько лет. Была обижена. В 1987 году у нее возник конфликт с оператором, когда она стала объяснять, как надо ее снимать. А оператор оказался человеком с характером. Чем, конечно, навредил программе: как это — главная певица страны не снимается в самой популярной новогодней передаче? Ну, может, не главная, но одна из двух главных — точно! В 80-х годах на нашей эстраде существовали две абсолютные звезды — Алла Пугачева и София Ротару. Все знали об их неровных отношениях, о взаимной неприязни, о том, как они делили славу, доказывая, кто из них первая, кто вторая… Но как бы то ни было, без Пугачевой нам обходиться было трудно. И вот когда я уже вел «Песню года», Черкасов именно меня отправил налаживать с ней отношения.

Я должен был уговорить Аллу прийти на финал хотя бы в качестве гостьи. Приехал в «Олимпийский», где шли «Рождественские встречи» — новый проект Пугачевой. Алла Борисовна, надо отдать ей должное, встретила меня дружелюбно, побеседовала, но вежливо отказалась. Сказала: «Мне это не интересно». То ли обида была так сильна, то ли ее уже целиком поглотил собственный проект... Позже она все-таки участвовала в «Песне года», в том числе и у Игоря Крутого. Но это была уже другая «Песня...». Во время съемок нам с Линой предложили объявлять номера… из-за кулис. Вообще не выходя на сцену! Я сразу сказал: «Ну это уже без меня. Я ухожу». И тут меня очень удивила Лина. Она поддержала: «Я с тобой». А ведь для нее, всю жизнь проработавшей на телевидении, такой поступок требовал большого мужества.

Два года назад, когда «Песня года» отмечала юбилей, в числе других бывших ведущих пригласили и нас с Вовк. Но мы отказались. Все логично: новое время выбирает новых композиторов, поэтов, исполнителей. А я хочу помнить свою «Песню...».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Яблочный пирог «Букет роз»: рецепт красивого и вкусного лакомства от Сергея Малоземова
«Рецепт недели на этот раз — пирог с цветами! Получается воздушный инежный пирог, который точно порадует не только вкусом, но и красотой.Пользы тут, конечно, мало. Но мы уверены, что вы вряд ли станете готовитьтакое сладкое каждый день», — говорит телеведущий и врач по образованию Сергей Малозёмов.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог