Выставка песчаных скульптур
Музей-заповедник «Коломенское», до 5 октября.
Самая летняя выставка, которую можно себе представить. 800 тонн песка и самые удивительные сооружения из него! Непременно надо все посмотреть. Тут и Тадж-Махал – самая высокая, между прочим, из всех скульптур, и удивительные фантастические замки, и странные фигуры, которые самым невообразимым образом появляются из песка. Скульптуры делаются не из простого песка, а из речного, который более мелкий и лучше подходит для лепки. Затем обрабатываются специальным скрепляющим составом.
Описывать все это великолепие нет смысла, а есть смысл после «Коломенского» пойти в «Аптекарский огород» МГУ, где 20 июня в 12 часов пройдет детский конкурс «Песчаную скульптуру своими руками». Этот конкурс проходит каждую субботу в рамках международной выставки песчаной скульптуры «Сокровища Древнего Мира». Для участия нужно записаться и оставить заявку-эскиз будущей песчаной композиции в оргкомитете фестиваля. Дети сами при минимальной помощи профессиональных скульпторов сделают свою скульптуру из песка. Результаты их трудов оценит компетентное жюри. Два победителя выйдут в финал, который состоится в сентябре на День города. В прошлом году победителю досталась путевка в Турцию. Каким будет приз в этом году, организаторы пока не разглашают. Но в этом конкурсе важна не победа, а участие, потому что столько позитива и нового опыта ваш ребенок вряд ли где-то получит.
«От заката до рассвета»
Галерея «Ковчег», до 28 июня.
Вечерние парижские кафе, ночные виды Гурзуфа, последний московский трамвай, натюрморты в лунном свете и городские пейзажи при электрическом освещении, тюрьма при заходе солнца, пьяные компании в ночных дворах и прожекторы на ночных стройплощадках советского времени – картины, картины, картины, а за каждой, вернее, на каждой целая история.
С прошлым, настоящим и будущим. Чувствуешь себя фотографом, который только что остановил мгновенье фотоаппаратом, а сам продолжает наблюдать происходящее. Захват железнодорожной станции красноармейцами у Антона Чиркова, фейерверки и маскарады Александра Шевченко, Ильи Машкова, Александра Русакова, тревожное небо над военной Москвой в акварелях Александра Лабаса и на холсте Ростислава Барто, кварталы «хрущевской» застройки при свете звезд в живописи Александра Максимова, полет булгаковской Маргариты и созерцатели космоса в графике Гарифа Басырова, «Сон акробата» Бориса Григорьева и образы снов в монотипиях Татьяны Коцубей, эротические фантазии в работах Ивана Ефимова и Сергея Эйзенштейна – перечислять можно долго.
Лучше прийти и посмотреть. Пробирает до дрожи и захватывает дух. Когда выходишь после просмотра на улицу, ощущение, что побывал в межзвездном пространстве, где нет времени, а есть только красота и музыка души.
«Символ и форма. Польская живопись 1800-1939 годов»
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, до 16 августа.
Свыше сотни работ из 14 музеев Польши обязательно нужно посмотреть, как говорил почтальон Печкин «в целях повышения образованности» и для услаждения своей души. И хотя польское искусство всегда было ориентировано на Западную Европу, между нашими художественными школами существовало довольно много общего — как раз в силу европейского влияния. Польские художники схожим образом проходили через увлечение символизмом, импрессионизмом, кубизмом, авангардом. На выставке нет картин главного польского символиста Станислава Выспяньского (потому что его и так хорошо знают во всем мире) и
главной польской авангардистки Катаржины Кобро (потому что она скульптор-конструктивист), но, тем не менее, здесь есть на что посмотреть, чему удивиться и чем восхититься.Одни картины Яцека Мальчевского чего стоят. Мировое признание к Мальчевскому пришло недавно, но его таланта это ничуть не умаляет.
Экспозиция, как и положено хорошим и умным выставкам, рассказывает историю: любая из европейских школ искала новый путь, создавала свой национальный символизм, затем преодолевала его литературность, попадала под обаяние французов и, наконец, выходила к чистой форме, получая местный вариант в целом интернационального авангарда. Экспозиция так и делится на три части: «Символизм», «Диалог поколений» и «Модернизм». Добавьте к этой истории национального колорита – польские художники своими картины мыслили как вклад в борьбу за освобождение и объединение своей родины – и получится польская живопись.
Яцек Мальчевский изображает себя гордым рыцарем в доспехах. Юзеф Мехоффер «светит» своими картинами в будущее. «Польский Суриков» Ян Матейко придает шуту последних Ягеллонов Станьчику, скорбящему о сдаче Смоленска московитам, черты автопортрета. У Фердинанда Рушица на картине «Земля» на двух могучих волах героический пахарь бороздит эту самую родную землю. Но не пугайтесь кажущегося пафоса экспозиции. Есть здесь и картины, наполненные иронией и самоиронией. Мудрая выставка.