Ричард Хэмблтон. Нью-Йорк
Московский музей современного искусства, до 26 сентября.
Хэмблтон, несмотря на то, что окончил престижный институт искусств Сан-Франциско, начинал свою карьеру настоящим хулиганом. Первая серия его работ — «Криминальные сцены» — появилась прямо на улицах города и пугала многих прохожих. На тротуарах и мостовых люди наступали на изображения силуэтов человеческих тел и пятна крови. Хэмблтон хотел диалога с окружающими, хотел, чтобы
люди выражали эмоции открыто, даже если они негативные.И у него получалось эти эмоции вызывать. Одной из его самых знаменитых серий стала «Shadowman» — тени людей, которые подстерегали прохожих в разных местах города и, чаще всего, пугали. Позже Хэмблтон ушел от стрит-арта, стал галерейным художником, живет в уединении, но, по-прежнему, много работает. В московской экспозиции представлены 35 работ художника, 15 из которых впервые демонстрируются публике. Эти черно-белые картины, написаны столь экспрессивно, что даже странно, что фигуры на них не двигаются. В них есть динамика, драйв, многоцветное, несмотря на черно-белую гамму, настроение и общее ощущение сильного ветра, который пронесся по выставке, «смазав» все работы. Сюда плохо приходить неподготовленным, потому что самое интересное здесь — представлять себе художника за работой, а для этого надо хоть что-то о нем знать.
Фабрис Ибер.
Бессмертия
Фонд культуры «Екатерина»,
до 3 октября.
Еще один художник, о котором нужно хоть что-то знать, чтобы лучше понимать его работы. Фабрис Ибер — предприниматель. Он основал ООО «Безграничная ответственность», главная цель которого — сочинение реальности. Знаменитейшая работа Ибера — зеленые человечки-фонтаны. Одного из них можно увидеть на экспозиции. Ибер придумывает «Прототипы Действующих Объектов». Его живопись, графика, инсталляции — конструкторы, из которых каждый человек собирает свою реальность, придумывает собственные объекты, моделирует свое поведение.
Специально для России Ибер создал выставку, лейтмотивом которой стала русская матрешка. Например, распиленная матрешка похожа на саркофаг. Пластиковые матрешки становятся символами единения жителей одной страны. Матрешки в непривычной русскому глазу цветовой гамме превращаются в практически неопознанные объекты. И не думайте, что Ибер представляет Россию только по матрешкам. Художник много ездил по стране. Для этой экспозиции он сделал серию огромных полотен и граффити прямо на стенах выставочного зала. По залу, между прочим, ходит прозрачный целлофановый мишка, пластиковых матрешек можно потрогать, квадратный мяч — рассмотреть вблизи. Ибер не просто художник, который, скрепя сердце, позволяет обывателям буквально прикоснуться к его искусству.
Для него важно, чтобы люди участвовали в его творчестве: удивлялись, смеялись, переставляли фигуры на шахматной доске, им созданной.
Мы жили в Москве
Выставочная галерея «Ковчег»,
до 7 ноября.
Москва — это не только третий Рим и порт семи море, метрополитен и огромные спальные районы, МКАД и Кремль. Москва — это образ жизни, стиль, выбор. Она не резиновая, не белокаменная, не «сити» — Москва у каждого своя. Организаторы выставки хотели показать не Москву, которую мы «потеряли», и не Москву, которой и не было, а город, в котором просто живут люди. Такие как, например, график Александр Максимов. В семидесятые годы прошлого века он был бытописателем района Бескудниково.
Юрий Фатеев пишет Красную Пресню, Гарифа Басырова интересуют пригороды, Наталья Нестерова любит «изучать» Москву в самую разную погоду. Николай Дронников, живущий во Франции с 1972 года, представлен живописью шестидесятых годов и графическими портретами своих современников. А совместный фотопроект Андрея Волкова и Светланы Ланшаковой посвящен Москве семидесятых. Обязательно возьмите с собой на выставку детей, чтобы показать им что-то, что вы еще помните, а они уже не знают. Это так же интересно, как перебирать старые вещи на дачном чердаке, удивляясь находкам.