Выставки 1 — 6 февраля

Вильяма Бруя надо увидеть прежде, чем смотреть его картины. И не забудьте темные очки для «Шпиономании».
Дмитрий Пирогов
|
04 Февраля 2011
«Искусство Северной готики и Ренессанса»
«Искусство Северной готики и Ренессанса»
Фото: Фото предоставлено Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина

«Искусство Северной готики и Ренессанса»

Государственный музей изобразительных искусств
им. Пушкина, до 13 марта.

Серьезная и «вкусная» выставка, которая доставит удовольствие как ценителям, так и непосвященным. Коллекция Михаила Перченко — одна из лучших в стране по искусству Северной Европы. И значительную ее часть составляют раскрашенные деревянные скульптуры и старинные предметы мебели, а не живопись, поэтому обязательно надо сюда придти, чтобы

увидеть все воочию.
«Коричневая пуговка, или Шпиономания»
«Коричневая пуговка, или Шпиономания»
Фото: Фото предоставлено Галереей «Проун»

Естественно, выставка представляет не всю коллекцию Перченко, а где-то ее треть, но даже она впечатляет. Тем, кто любит громкие имена, будет приятно услышать, что на выставке есть работы Лукаса Карнаха-младшего, Хуго ван дер Гуса, Бартеля Брейна-старшего, Гиллиса Мостарта, Яна Массейса и других. И все равно подборка деревянных скульптур и церковные алтари, как часть экспозиции, впечатляют гораздо больше картин, вернее, досок. Но и ими не стоит пренебрегать, тем более, что и среди них есть на что посмотреть. Например, одна из самых ранних картин на выставке «Бичевание Христа» анонимного швабского мастера, «Свадебная процессия на фоне сельского пейзажа» — реплика одноименного произведения Питера Брейгеля Мужицкого, «Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, курфюрста Саксонского» 1556 года, серия из восьми досок, рассказывающая о страстях Христовых, и многое другое.

Вильям Бруй. Ретроспектива
Вильям Бруй. Ретроспектива
Фото: Фото предоставлено Московским музеем современного искусства

Еще более любопытные экспонаты среди скульптур: большой тщательно исполненный алтарь, принадлежавший династии Гогенцоллернов-Зигмарингенов, фигуры Святой Анны и Марии с младенцом, созданные почти семьсот лет назад и прекрасно сохранившиеся, разные святые Варвары и Михаилы, деревянные резные сундуки и многое другое. Поспешите, несмотря на то что выставка не привозная, — российские коллекционеры не часто нас балуют такими показами.

«Коричневая пуговка, или Шпиономания»

Галеря «Проун», до 28 февраля.

Еще одна любопытная выставка, со вкусом и юмором сделанная.

В ней даже чувствуется некая ностальгия по временам, когда разоблачение шпионов и бдительность всегда и везде были важным делом и особо ценным качеством. А между тем даже в знаменитом альманахе «Чукоккала» была история о бдительном младенце, который выполз из кроватки и дополз до границы, чтобы сообщить пограничникам, что в деревню пробрался вражеский лазутчик. В галерее вас ждут гуашевые рисунки к диафильму «Судьба барабанщика», фотографии 1950-х годов, запечатлевшие будни пионерского лагеря, горны, барабаны, гипсовые скульптуры, крохотные фотокамеры, «сумки шпионов» со встроенным оборудованием, портреты пограничника Карацупы с овчаркой и Дзержинского, пограничная форма, многочисленные ручки с «невидимыми» чернилами, пуговицы-чужестранки и многое другое.

Вильям Бруй
Вильям Бруй
Фото: Фото предоставлено Московским музеем современного искусства

Художник Андрей Волков сделал фотопроект на шпионскую тему. Облачившись в белый костюм и шляпу, он запечатлел сам себя в роли агента неизвестной, но наверняка враждебной спецслужбы. Гвоздем выставки стал видеосюжет под названием «Шпионы как мы-2», где заглавные роли исполнили важные чиновники от культуры — Михаил Швыдкой, Павел Хорошилов и Иосиф Бакштейн. Они с заговорщически таинственным видом гуляют с черными портфелями по улицам. Проникнитесь и вы!

Вильям Бруй. Ретроспектива

Московский музей современного искусства, до 27 февраля.

Возможно, людям постарше имя Вильяма Бруя говорит многое, но молодежь вряд ли его хорошо знает. А между тем, необычный с виду иностранец родился в Ленинграде в 1946 году, там же окончил художественную школу.

В 1959 году юный художник выставил свои произведения в собственной квартире, в 1961 уже он устроился подмастерьем в граверную мастерскую, в 1963 году начал работать с абстракцией, в 1965 начал сотрудничать с полуофициальной галереей «Лавка художников», а в 1971 уже переехал в Париж. Ретроспективная выставка, которую мэтр лично открывал в ММСИ, охватывает пятьдесят лет карьеры художника, начиная с ленинградского периода и до наших дней. Ядро экспозиции — ранние работы. Именно они, по словам мастера, подпитывали все его творчество в следующих этапах жизни. Находясь под влиянием знаменитой ленинградской графической школы, Бруй создал собственный стиль офорта, используя технику сухой иглы. Бруй добился такого эффекта, при котором поверхность оставляет оптически-тактильное впечатление движения массы живых микроорганизмов.

Когда смотришь много картин сразу — это впечатляет. Одни из самых интересных серий — «EX ADVERSO», которая подводит итог ленинградскому периоду творчества, «United Fields» («Объединенные поля»), называемые пост-живописной абстракцией, «Temple» («Храм»), «Вещества-существа» и другие. Не пропустите!

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
В Москве прошла пресс-конференция XXII Международного фестиваля кинодебютов «Дух огня»
11 марта в Москве состоялась официальная пресс-конференция XXII Международного фестиваля кинодебютов «Дух огня», который включен в программу председательства России в объединении БРИКС в 2024 году и пройдет с 23 по 26 марта в Ханты-Мансийске.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог