Телеигры с Фемидой

Впервые юридическое шоу на отечественном ТВ появилось 15 лет назад. Мода на телесуды не ослабевает до сих пор.
Елена Редреева
|
18 Мая 2012
Павел Астахов, ведущий программы «Час суда»
Павел Астахов, ведущий программы «Час суда»
Фото: КАНАЛ РЕН ТВ

Впервые юридическое шоу на отечественном ТВ появилось пятнадцать лет назад. Жанр  стал столь популярным, что мода на телесуды до сих пор не ослабевает.

Появлению на голубых экранах юридических шоу мир обязан американской пенсионерке Джудит Шейндлин, в прошлом блестящему юристу. Долгое время она проработала судьей на Манхэттене. Но, даже уйдя на заслуженный отдых, Шейндлин не могла расстаться с любимой профессией. К тому же соседи взяли привычку заходить к ней в гости не на чашку чая, а за квалифицированным советом. Так в 1996 году возникла идея юридических телеконсультаций. Ее сразу подхватили на одном из ведущих каналов Америки.

Для передачи Джудит выделили время в дневном эфире. Однако продюсеры поставили условие: в первую очередь программа должна быть зрелищной. Поэтому от жанра ток-шоу пришлось отказаться сразу — к тому времени он уже успел порядком приесться. Студию переоборудовали под зал заседаний, причем со всей атрибутикой правосудия — от молоточка до мантии. Также появились истец и ответчик, которых играли в основном непрофессионалы — люди из массовки. Единственное, что удалось отстоять Джудит, — это круг тем: она попросила ограничить телесудилище гражданскими делами, касающимися в основном семейного права. Хотя изначально ей предлагали покопаться и в криминальных историях.

Шейндлин попала точно в яблочко: жанр судебного шоу оказался нужен и интересен многим.

Ее «Судья Джуди» моментально становится одной из самых рейтинговых программ за всю историю телевидения США. А сама Шейндлин попадает в десятку самых богатых женщин в шоу-бизнесе с годовым доходом в размере 45 миллионов долларов. Неудивительно, что вскоре и на других каналах появляются клоны «Судьи Джуди». Мода на телесуды начинает распространяться по всему миру.

В России первая попытка телевизионного судопроизводства случилась в ноябре 1997 года, когда на канале НТВ вышла программа «Суд идет». Правда, разбирались в ней дела не столько бытовые, сколько общественно значимые. Так, пилотный выпуск посвятили скандалу вокруг предстоящего показа фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа».

В России первая попытка телевизионного судопроизводства была предпринята в 1997 году на канале НТВ. Программу «Суд идет» вел Владимир Ворошилов
В России первая попытка телевизионного судопроизводства была предпринята в 1997 году на канале НТВ. Программу «Суд идет» вел Владимир Ворошилов
Фото: КАНАЛ НТВ

Телесуд возглавил президент Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» Владимир Ворошилов, а шестью «народными заседателями» стали представители шоу-бизнеса. Несмотря на яростную полемику, развернувшуюся в эфире, скандальный фильм энтэвэшникам все же удалось отстоять. Его показали спустя неделю после программы. А вот рейтинги первого выпуска удержать не получилось. С уходом же Ворошилова популярность программы и вовсе сошла на нет. По слухам, руководство канала не сошлось с ­первым телесудьей в вопросе о размере гонорара — Ворошилов попросил тройную сумму. Его сменил режиссер Валерий Белякович (сейчас он руководит Московским драматическим театром им. К. С. Станиславского), который пытался внести новшества. Но рейтинги неизменно падали...

«Реанимация» телесудов началась в 2004 году. Тогда идеологом народного правосудия выступил еще неизвестный зрителю адвокат Павел Астахов. Он только что вернулся из Америки, где был на стажировке. В основу своего шоу Павел решил положить популярную тогда среди американцев программу «Народный суд». «Продюсер нашего «Часа суда...» хотел привнести элемент зрелищности — чтобы кулаками махали и в оскорблениях не стеснялись. Не юридическая программа, а издевательство над правосудием! — вспоминает Астахов. — Первые пять программ мы построили на архивных делах, а все остальные снимали уже по реальным ситуациям из писем телезрителей. В качестве истцов и ответчиков тоже были настоящие герои этих писем. К тому времени мы зарегистрировались как третейский суд, и все выносимые решения были правомерны». Впрочем, кастинги на роли истцов и ответчиков все же проходили.

Часто реальные участники дел панически боялись телекамер. И тогда эти случаи, доработанные сценаристами, разыгрывали люди из массовки. За убедительную игру платили до 4 тысяч рублей. Популярность «Часа суда с Павлом Астаховым» на РЕН ТВ была настолько велика, что при программе открыли бесплатную юридическую консультацию, а само шоу стали клонировать. Так возникли узкопрофильные «Дела семейные» и «По делам несовершеннолетних», которые позже перекочевали на «Домашний». В 2005 году Первый канал запускает проект «Федеральный судья». А «Россия» возрождает программу «Суд идет». Правда, от первоначальной версии телесуда осталось лишь название. В остальном же программа является адаптацией немецкого шоу «Уголовный суд».

В программе «Судиться по-русски» страсти нередко кипели нешуточные!
В программе «Судиться по-русски» страсти нередко кипели нешуточные!
Фото: КАНАЛ ПЕРЕЦ

Теперь в процессе участвуют не только истец, ответчик и судья, но и адвокаты, прокуроры, свидетели. А дела для съемок отбираются в основном из уголовной практики. Вместе с тем ужесточились требования к «актерам» на кастингах. Теперь персонажей выбирают не столько по типажу и способности быстро заучить сценарий, сколько по умению естественно выразить эмоции.

Тем временем на ДТВ закипели «Судебные страсти». Адвокат Николай Бурделов, выступающий в роли служителя Фемиды, разбирает гражданские дела без участия адвокатов. В этом проекте эмоции участников выходят из-под контроля и зачастую заканчиваются легкими потасовками. В программе «Судиться по-русски», ставшей продолжением «Судебных страстей», драки вообще превратились в часть шоу. Но преднамеренная скандальность отпугнула зрителей, и после нескольких выпусков шоу пришлось закрыть.

За годы юридических ликбезов зритель стал настолько подкован в вопросах правосудия, что формат шоу в последнее время пришлось менять.

С легкой руки сценаристов однообразные слушания выходят за пределы судебных залов, а сюжеты разрастаются до мелодрам и детективов. «Телевидение научило народ, как вести себя в суде, рассказало о правовых нормах и показало уголовные слушания, — рассказывает сценарист Эжен Щедрин, создатель программы «Право на защиту». — Но то, как именно изобличался преступник, в судебных телешоу всегда оказывалось за кадром. А ведь сбор улик, поиск свидетелей, работа адвокатов для зрителя всегда интереснее, чем сам процесс судейства.

Чтобы превратить реальное уголовное дело в зрелище, истории художественно дорабатываются, как в полноценном фильме. При этом истории максимально приближены к реальности: все сценарии проверяет группа профессиональных юристов, одних из лучших в стране. Ведь подкованный зритель теперь видит любой промах».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог