«Розыгрыш»: Кто принес в жертву Навку и Баскова?

Жертва… Профессиональный термин телевизионщиков. Не герой, не объект — именно жертва!
Юрий Ненев
|
22 Июня 2012
Постоянные ведущие программы «Розыгрыш» Татьяна Арно и Валдис Пельш на телешоу с одной из героинь — Татьяной Навкой
Постоянные ведущие программы «Розыгрыш» Татьяна Арно и Валдис Пельш на телешоу с одной из героинь — Татьяной Навкой
Фото: Андрей Эрштрем

После продолжительного перерыва в эфир Первого канала вернулась программа «Розыгрыш», на долю которой в середине нулевых выпал просто фантастический успех. «Но мы, если честно, чуть не поседели за это время», — признается продюсер Ефим Любинский…

Июнь 2012 года. Продюсер первых двух сезонов «Розыгрыша» Ефим Григорьевич Любинский открывает в компьютере файл из архива программы. «Вот они, все 84 сюжета, которые мы выпустили в эфир. Можем пройтись по фамилиям: Аллегрова, Бабкина, Брежнева, Буйнов, Бутусов, Бутырская, Виктюк…

Анастасия Волочкова в полете. Мечтала о глянцевой обложке, а попала на телеэкран
Анастасия Волочкова в полете. Мечтала о глянцевой обложке, а попала на телеэкран

Хорошие фамилии, правда?» Десять-пятнадцать минут истории, показанной в эфире, и дни-недели-месяцы подготовки каждого розыгрыша. Победы и поражения — куда же без них. Впрочем, обо всем по порядку…

Любинский: Идея сделать шоу в формате розыгрыша родилась у нас еще в 1995 году, когда Василий Григорьев, с которым мы вместе работали на небезызвестной программе «Куклы», привез из Франции кассету с программой «Сюрприз сюрприз». Но семь лет спустя опыт мы поехали перенимать не во Францию, а в Италию, где тоже было подобное шоу. Розыгрыш — такой жанр, где учишься только на своих собственных ошибках, и то, что годится в Италии, совсем не подходит в России. В Милане мы получили только один, зато бесценный совет: изучайте слабости жертвы и играйте именно на этих слабостях!

Жертва…

Профессиональный термин телевизионщиков. Не герой, не объект — именно жертва! Ведь знаменитостей окружают и загоняют в тупик, как на настоящей охоте. Куда было деться Игорю Вернику из лифта? Актера пригласили поработать на корпоративе, попросили поучаствовать в фокусе, поместили в ящик иллюзиониста, благополучно распилили, и тут замок заклинило… Верника, скорчившегося в половине ящика, закатывают в лифт — якобы отправляют к слесарю. Но лифт ездит с этажа на этаж, туда заходят разные люди: дети, видя метровый в высоту ящик с торчащей головой Верника, удивляются, почему дядя такой маленький, горничные узнают любимого актера и принимаются его фотографировать, кто-то смеется, кто-то не обращает на Верника никакого внимания…

Любинский: Мы так выстраивали свои сюжеты, чтобы обложить персонажа со всех сторон, чтобы он не мог вырваться из той реальности, что мы для него устроили.

Игорь Верник думает, что становится соучастником фокуса...
Игорь Верник думает, что становится соучастником фокуса...
...а на самом деле он стал объектом розыгрыша
...а на самом деле он стал объектом розыгрыша

Тут самое важное — найти сообщника, то есть человека из близкого окружения жертвы, который будет помогать на протяжении всей операции. В случае с Верником это был его брат — Вадим. Только этот человек расскажет тебе про звезду всю подноготную, «сдаст» все ее слабые места. И только после этого можно придумать сюжет. Поэтому самой первой нашей жертвой, «пробой пера», стал Виктор Шендерович*, с которым мы работали бок о бок уже много лет, сами про него все знали и не нуждались в сообщнике. Сценарий первого розыгрыша написал Аркадий Инин, режиссером был Василий Пичул, снявший «Маленькую Веру».

Виктор Шендерович* стал самой первой жертвой и хохотал как безумный, когда понял, что его «подставили»
Виктор Шендерович* стал самой первой жертвой и хохотал как безумный, когда понял, что его «подставили»
Слабым местом Ксении Собчак оказалась любовь к бриллиантовым безделушкам...
Слабым местом Ксении Собчак оказалась любовь к бриллиантовым безделушкам...

Мы подтягивали лучшие силы. Сюжет был такой: Шендеровича пригласили выступить в обшарпанный подмосковный Дом культуры, а там все время что-то происходит. Ради первого сюжета, конечно, размахнулись — Инин придумал несколько поворотов сюжета, как в настоящем киносценарии. То в середине концерта поднимались и выходили строем солдаты, то в зале оказывались глухие, и на сцену выходил сурдопереводчик. Ну а кульминацией стал момент, когда за кулисами Виктора арестовывает милиция: за то, что работает мимо кассы. Представьте себе: Шендерович настолько поверил в происходящее, что уже реально собирался в тюрьму, причем навсегда! Мы понимаем — все, уже достаточно, и ничего не можем сделать! Опыта у нас еще совсем не было, и мы не знали, как все это закончить.

...которая закончилась похищением — к счастью, фальшивым
...которая закончилась похищением — к счастью, фальшивым
Нина Русланова всерьез поверила, что под танком лежат обломки ее новой машины
Нина Русланова всерьез поверила, что под танком лежат обломки ее новой машины

Принимаем решение: в комнату заходит Пичул и успокаивает Шендеровича. А тот его не слушает и говорит: «Вася, меня сажают!» Ну ничего человек не видит, не слышит, не понимает. Потом заходит наш финансовый директор, которого Шендерович тоже прекрасно знает. Опять — ноль внимания. Мы думали: удивится, как эти люди попали в подмосковный ДК, вот и догадается… Но нет! У него для этого слишком стрессовое состояние. И слышать не хотел, что это розыгрыш. Потом зашел я и чуть ли не криком сообщил, что это скрытая съемка… Потом у Виктора, конечно, был отходняк, он по полу катался от смеха!

Появление «Розыгрыша» на главном канале страны — ОРТ, ныне Первом канале — мгновенно стало сенсацией. Селебрити страны перешли на режим чрезвычайного положения, понимая, что каждый из них может в любую секунду оказаться жертвой.

После того как в студии Екатерины Рождественской разыграли Николая Баскова (во время фотосессии он разбивает якобы бесценный музейный сервиз), его ближайшего друга — Филиппа Киркорова охватила настоящая паранойя. Он тщательнейшим образом обследовал гостиничные номера, гримерки, автомобили, не говоря уж о студии Екатерины Рождественской, когда сам приехал туда сниматься. И не только он один… Что ж! Чем осторожнее становились звезды, тем тщательнее приходилось готовить сюжеты «Розыгрыша». Некоторые потребовали просто колоссальных усилий.

Любинский: Самый большой метраж мы наснимали с Волочковой — розыгрыш продолжался восемь часов. Работало шесть камер — вот материала и набралось на 48 часов, а в итоге из них смонтировали десятиминутный сюжет.

Слабым местом у Насти оказалась мечта попасть на обложку престижного глянцевого журнала. Нашим сообщником была главный редактор Алена Долецкая. Сюжет построили на том, что концепция фотосессии якобы все время меняется. Фраза Долецкой: «Настя, нет предела креативу!» — после эфира сделалась крылатой. Ну а в финале, как вы помните, Волочкову подвесили на тросах под потолком, все люди исчезли — «взорвался» прожектор и якобы начался пожар. Настя бултыхалась в воздухе, на ее лице очень красноречиво сменялись эмоции — нам пришлось срочно подвозить запасные кассеты, мы боялись упустить даже одно мгновение! По продолжительности съемок с этой историей может поспорить разве что розыгрыш Собчак. С Ксюшей вообще боевик получился! Один из самых ярких розыгрышей, которым я особо горжусь.

В ту пору Ксения Собчак еще была далека от политики и увлекалась светской тусовкой.

Художник по гриму Людмила Раужина готовит Николая Баскова для фотосессии в студии Екатерины Рождественской. Розыгрыш начинается...
Художник по гриму Людмила Раужина готовит Николая Баскова для фотосессии в студии Екатерины Рождественской. Розыгрыш начинается...

По большей части искала богатых женихов — на этом и решили сыграть постановщики. Лучшая подруга Ксении — дизайнер Ульяна Цейтлина стала сообщницей «Розыгрыша». По сценарию, в ресторане, где подруги давали интервью, за соседним столиком оказывался некий арабский принц и вслед за вином стоимостью $20 000 преподносил Ульяне в подарок внушительный бриллиант. Он пригласил девушек на закрытую тусовку с участием отца и сына Иглесиасов, они согласились, но вместо концерта их привезли в аэропорт и заперли в ангаре — в компании с парой десятков африканцев в камуфляже с винтовками «М16», которые стали теснить их к самолету, приговаривая, что сейчас девушки полетят «в одну очень хорошую страну»…

Какую именно? Ну, мол, не важно. В Марокко пересадка…»

Любинский: «Собственно говоря, главной головной болью при подготовке этого сюжета был не самолет и не вооруженные африканцы, а кольцо с бриллиантом. Не имея настоящего камушка, не стоило и затеваться — Собчак девушка непростая и в один миг раскусит фокусы с бижутерией. Спасибо Цейтлиной, она одолжила у своей приятельницы, жены одного олигарха, кольцо стоимостью 800 тысяч долларов. Когда Собчак его увидела, то повелась мгновенно. Ульяна нам здорово помогла, но она же нас и подвела. Она должна была еще в ресторане взять у Ксюши телефон, выйти в туалет и подменить в нем батарейку на разряженную. Потому что один звонок от Собчак маме-сенатору — и через три минуты мы лежали бы лицом вниз под прицелом спецназовцев.

Ульяна этого не сделала. И вот наши люди везут девушек в спецангар в «Домодедово», мы — следом, и тут понимаем: мало того что у Ксюши в руках работающий телефон, так еще за ней едет «хвост» — то ли слежка, то ли негласная охрана. Полный улет! Но мы ребята тоже непростые, нам помогали люди одной из спецслужб, они прижали этот автомобиль в тоннеле под Добрынинской площадью, промурыжили их минут пятнадцать. С телефоном тоже придумали, что делать: дали одному из актеров команду вырвать его у Собчак из рук, как только она выйдет из машины в ангаре. В общем, так все и получилось. А Ксения оказалась молодцом: еще и на шоу зажгла, а потом стала нашим верным сообщником.

Сюжеты с привлечением военной техники стали фирменными для программы, и они всякий раз требовали серьезной организации.

...Кульминация сюжета: Баскову объясняют, что он разбил бесценный музейный экспонат. С фотохудожницей Екатериной Рождественской
...Кульминация сюжета: Баскову объясняют, что он разбил бесценный музейный экспонат. С фотохудожницей Екатериной Рождественской

Взять хотя бы розыгрыш Нины Руслановой. Актриса по дороге на дачу заезжает в магазин, припарковывает свою новенькую иномарку на стоянке, а когда возвращается с покупками, то видит вместо машины лепешку искореженного металла, на которой преспокойно стоит танк. Русланова принимается звонить в страховую компанию, ей не верят, свидетелей нет, и так далее и тому подобное…

Любинский: Мы мечтали сделать этот сюжет у большого торгового центра на Ярославке, но нам было сказано: как только танк выходит за пределы воинской части, об этом тут же узнает президент… Что логично — а вдруг это мятеж? Поэтому нам сказали: «Ребята, все сделаем, но только на территории части». Пришлось подстраиваться.

Хорошо, что официально территория части больше, чем та, что обнесена забором, и что там есть магазин. Какими-то правдами-неправдами дочь Нины Ивановны заманила ее в этот магазин...

С этой военной техникой — сплошная головная боль! С Инной Гомес снимали сюжет на полигоне Кантемировской дивизии. Ее привозят туда на фотосессию, дают в руки пулемет Калашникова, и она якобы сбивает вертолет… Разрешение надо было получать в Генштабе, а они говорят: «Снимать что-то подобное на территории военной части можно только в выходные, но в выходные нельзя стрелять. А то дачники будут писать жалобы». Еле договорились! Сюжет получился очень дорогостоящим — одни холостые патроны немереных денег стоили! Два доллара за выстрел, а из одного рожка таких выстрелов — тридцать за пять секунд…

А еще вертолет, БТР, пиротехнический взрыв… И в итоге все деньги и усилия — на ветер! Сюжет в эфир не вышел. Инна так разволновалась, думая, что погубила вертолет, что, когда ей сказали про розыгрыш, психанула — и уехала в Москву не переодеваясь. А смонтированный материал даже смотреть не стала! Этот же сюжет потом переснимали, кажется, с Навкой, я в этой съемке уже не участвовал… Ведь, казалось бы, ты являешься публичной персоной, значит, должна понимать: все, что связано с публичностью, — твоя работа, по большому счету, тебе и за это тоже платят деньги! Процентов 90 звезд это понимают, но не все…

Обидно, когда трудишься впустую. Но железное правило «Розыгрыша» — в эфир попадают только те сюжеты, на которые герои после монтажа дали разрешение.

Страдания Баскова оказались ненапрасными. Его портрет, в основу которого легла картина Джорджа Доу «Ливен Шарлотта Карловна, светлейшая княгиня» украсил коллекцию Екатерины Рождественской «Мужчина и женщина». 2004 г.
Страдания Баскова оказались ненапрасными. Его портрет, в основу которого легла картина Джорджа Доу «Ливен Шарлотта Карловна, светлейшая княгиня» украсил коллекцию Екатерины Рождественской «Мужчина и женщина». 2004 г.
Фото: Екатерина Рождественская

На девять успешных работ приходилась одна «холостая». Порой крайне неудачная — как в случае с Чулпан Хаматовой. Об этом сюжете, который так и не вышел на экраны, в свое время говорили даже больше, чем о том, что было показано. Напомним, что 1 сентября 2004 года в Беслане взяли заложников и удерживали их в спортзале. Несколькими днями позже, 9 сентября, в ресторан, где Чулпан Хаматова обедала со своей приятельницей, режиссером Ниной Чусовой (сообщницей «Розыгрыша»), ворвались люди с автоматами…

Любинский: Должен признать, что Хаматова — это наше реальное поражение. По нашей задумке, Нина Чусова, вернувшаяся на днях из Вьетнама, привезла некую заразу. И вот всех, кто был в том самолете, вылавливают по Москве... Там были настоящие врачи со «скорой», одному актеру стали брать кровь из вены — именно в этот момент Чулпан поверила во все происходящее.

Сюжет готовился около двух месяцев, и за несколько дней трудно было что-то поменять. Нам еще повезло, что мы не оставили в сценарии спортзал, куда должны были свозить всех зараженных, а запланировали съемку в ресторане. Но мы не учли эмоционального порога Чулпан. Она же актриса, тонко все переживает. К тому же через неделю после Беслана… Это был, конечно, сильный перебор с нашей стороны. Вообще грань между смешным и страшным в «Розыгрыше» всегда была очень тонка. Сюжет даже не был смонтирован — уже по материалу я понял, что у нас провал. Я же не идиот, я видел, что получается жестоко, страшно и уж точно совсем не смешно… Мы принесли Чулпан свои извинения и готовы сделать это еще раз, если она до сих пор таит на нас обиду.

Скандалы вокруг программы разгорались то и дело.

Наряду с обвинениями в жестокости, которую порой проявляли создатели к своим жертвам, зрители иногда стали замечать некую ненатуральность, будто звезда обо всем предупреждена заранее и просто играет свою роль. Пошли разговоры о том, что в «Розыгрыше» наряду с реальными сюжетами снимаются и игровые…

Любинский: Забудьте вообще это определение «игровой сюжет»! Сейчас многие могут говорить — «я все знал и играл». Кому охота признать, что тебя разыграли? Бывали случаи, когда жертвы догадывались о происходящем до финала. Помню, Глюк’оZа заметила в окне дома напротив оператора — штора, за которой он прятался, упала. Но мы продолжали съемку как ни в чем не бывало.

Глюк’оZа, молодец, не стушевалась и почти подыграла. Еще могу рассказать, как получилось с Бабкиной. Во время съемки все шло как по маслу: Надежда якобы дирижировала электронным оркестром, мы были довольны и не замечали ничего неестественного. Оказалось, она все знала — ей нас сдал директор, который был нашим сообщником. Узнали мы про это через несколько лет…

Вообще мы с большой неохотой брали в сообщники подчиненных наших жертв — они люди подневольные, боятся неприятностей. Именно поэтому у нас ничего не получилось с Пугачевой. Моя заветная мечта! А кто может быть сообщником против Аллы Борисовны? Мы ­несколько раз встречались с Филиппом, но это ни к чему не привело.

Возможно, команда «Розыгрыша» нашла бы способ подобраться к Пугачевой, просто не успела — вскоре программа закрылась. К финалу второго сезона истощились силы создателей.

Любинский: Три года работы в условиях постоянного эмоционального перенапряжения дали о себе знать. Розыгрыш — это тяжелейший труд, я ничего более сложного не знаю на телевидении. Знаете поговорку про любимый чемодан без ручки: и тащить нельзя, и выбросить жалко. Так и получилось в 2007 году с «Розыгрышем». Мы подумали и отправили программу в долгосрочный отпуск. Я полностью ушел от дел, стал заниматься кинопроизводством, надеюсь, успешно — взять хотя бы сериал «Глухарь». Возвращаться в жанр розыгрыша не собираюсь, сейчас уже другие интересы. Но рад, что передача снова вернулась в эфир Первого канала.

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Свистать всех наверх! Не упустите шанс отправиться в «Круиз Ретро FM» в Египет
Совсем скоро слушатели «Ретро FM» станут участниками фантастического путешествия за четыре моря на комфортабельном лайнере Astoria Grande в компании звёзд отечественной и зарубежной эстрады. Шанс отправиться в «Круиз Ретро FM» есть у каждого — благодаря эфирной суперигре, которая завершится 29 марта.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог