Галина Волчек рассказала страшную театральную историю

«Если в трех московских театрах были громкие скандалы, значит, должен быть и в нашем. Но его нет».
Татьяна Зайцева
|
21 Октября 2011
Галина Волчек
Галина Волчек
Фото: Елена Сухова

«Противно, что некоторые представители СМИ просто изощряются, лишь бы «объявить» у нас скандал, — говорила Галина Борисовна Волчек на сборе труппы «Современника». — А как же? Если в трех московских театрах были громкие скандалы, значит, должен быть и в нашем. Но его нет. И дай бог, такой радости мы им не доставим». Однако не секрет, что новый сезон театр открыл в очень непростой обстановке — его поочередно покинули Елена Яковлева, Валерий Шальных и Марина Александрова. А такой урон для труппы — не шутка.

Галина Волчек: «После отказа Ахеджаковой, Нееловой и Яковлевой играть в новом спектакле, я даже угодила в больницу»
Галина Волчек: «После отказа Ахеджаковой, Нееловой и Яковлевой играть в новом спектакле, я даже угодила в больницу»
Фото: PHOTOXPRESS.RU
Марина Неелова перед спектаклем «Вишневый сад» за кулисами «Современника». 2006 г.
Марина Неелова перед спектаклем «Вишневый сад» за кулисами «Современника». 2006 г.
Фото: Юрий Феклистов

— Галина Борисовна, было ли когда-нибудь такое сложное, напряженное начало сезона? Все-таки с вами расстались сразу три артиста, среди которых две актрисы — ведущие…

— Бывало и хуже. За длинную жизнь много всякого случалось: и спектаклей было меньше, и уходы из театра куда драматичнее — в свое время ведь целая группа актеров покидала «Современник», а он тогда еще не так крепко стоял на ногах, как теперь. Но знаете, меня больше всего подкосил даже не уход артистов, хотя это, безусловно, неприятно. Самое тяжкое из того, что я испытала за много лет, — это поочередный отказ в прошлом году трех артисток играть в спектакле израильского режиссера Евгения Арье «Враги. История любви» по великолепному произведению лауреата Нобелевской премии по литературе Исаака Башевиса Зингера. Хотя роли, им предложенные, — прекрасные, в них большая женская судьба.

Причем произошло это в отпуск, накануне нового сезона, когда мне невозможно было предпринять никаких действий — в театре же никого не было. И еще я очень боялась, что об этом узнает Арье и, не дай бог, откажется от постановки, о которой я давно мечтала, поскольку «Враги...» — один из самых моих любимых романов. Да еще к тому моменту на декорации уже были потрачены огромные спонсорские деньги... Вот это, пожалуй, одна из самых страшных историй в моей театральной жизни.

— В прессе писали, что речь идет о Марине Нееловой, Лие Ахеджаковой и Елене Яковлевой. Поясните, а с чем был связан их отказ, не с тем ли, что им — актрисам такого уровня — предлагались не главные роли?

— Не знаю. И мне не хочется об этом вспоминать. Это артистки, с которыми прожита моя жизнь, которых я очень люблю. Скажу одно: случай этот совершенно беспрецедентный. Такого никогда не было. И главное, ни одна из актрис вразумительно не объяснила мне причины своего отказа. Возможно, им не понравилось то, что в спектакле нет единственной героини, все — главные? Повторяю: не знаю. Лена только обмолвилась, что видит себя в этом спектакле лишь в одной роли — молодой красавицы Маши, той, которую играет Чулпан Хаматова… И ведь я пыталась уговаривать их, объясниться — бесполезно. Никакой мотивировки в ответ, какая-то абсолютная демагогия... Да ладно, бог с ними. В конце концов, для всех это только эпизод, было и прошло. Но не для меня. Я восприняла это как катастрофу. Такой невероятной силы стресс пережила тогда, что даже угодила в больницу — заработала болезнь, от которой до сих пор никак не оправлюсь.

«Лена, уходя, кинула заявление даже не на мой стол. Такой поступок иначе, как бесстыдством, назвать нельзя...»
«Лена, уходя, кинула заявление даже не на мой стол. Такой поступок иначе, как бесстыдством, назвать нельзя...»
Фото: Елена Сухова

Слишком уж остро среагировала. Гораздо более тяжело, чем на уход Яковлевой. (Усмехнувшись.) Наверное, к тому времени была уже закалена и подготовлена к такому удару, поэтому перенесла его довольно стойко. А сейчас переживаю только из-за того, что до сих пор не могу отделаться от болячки, которая случилась у меня из-за того стресса. И больше ни из-за чего — честное слово. Все-таки я верующий человек и убеждена: все, что ни делается, — к лучшему. Бог разумеет...

— Елена предупредила вас о том, что планирует уйти из театра?

— Нет. Она просто положила заявление об уходе на стол заведующей труппой. На мой взгляд, со стороны артистки, которая работала со мной почти 30 лет, кидание заявления даже не на мой стол, а на стол другого человека, иначе, как бесстыдством, назвать нельзя.

Особенно с учетом того, что после отказа Лены играть во «Врагах…», никаких санкций против нее не было предпринято. Так же, как и против Нееловой, и Ахеджаковой. У Лии скоро будет новая работа, от которой, надеюсь, она не откажется. Марина сейчас репетирует «Осеннюю сонату» Ингмара Бергмана в постановке режиссера-дебютантки Екатерины Половцевой. А Лене мы предлагали роли в двух пьесах. Но от обеих она отказалась.

— Отказ Яковлевой от ролей и решение покинуть театр, в котором она проработала 27 лет, как-то связаны между собой?

— Для меня — нет, а для нее — понятия не имею.

Мне Лена ничего не объясняла. Говорю же, со мной она вообще разговаривала только один раз, когда все уже было решено. Попрощаться пришла… скажем так. Но хотя бы зашла… А муж ее как повел себя? Человек, которого я пестовала и лелеяла, которому в свое время, когда он только пришел со школьной скамьи, дала главную роль — в спектакле по пьесе Гельмана «Обратная связь», несмотря на то что тогда одновременно со мной Ефремов репетировал эту же пьесу во МХАТе со Смоктуновским в той же роли. Но я не побоялась такого невероятного соперничества и дала возможность играть Шальных. Мне кажется, достаточно вспомнить только это, не говоря уже про всякие другие проявления к Валере хорошего отношения, чтобы, мягко говоря, удивиться тому, что человек не посчитал нужным, уходя, даже попрощаться. Просто оставил бумажку и...

«Всеми силами я уговаривала Ваню Стебунова остаться в театре. И счастлива, что сумела убедить. Думаю, сейчас и он очень доволен»
«Всеми силами я уговаривала Ваню Стебунова остаться в театре. И счастлива, что сумела убедить. Думаю, сейчас и он очень доволен»
Фото: Елена Сухова

всё. При том, что театр никому из них, включая Марину Александрову, не сделал ничего плохого. Ни-ко-му. Ни у кого из них не было повода так повести себя. Если, конечно, не считать поводом то, что было написано в одной газете: «Елена Яковлева ушла из «Современника», потому что роль ее мечты (имеется в виду Маша во «Врагах…») отдали Чулпан Хаматовой». Я запомнила это дословно, но комментировать такое просто смешно.

— Но неужели вы не пытались задать вопрос артистам, с которыми проработали столько лет, о причинах, побудивших их на столь радикальные решения?

— Нет. А зачем? Для меня это оскорбительно, поскольку никакой моей вины перед ними нет. Тем не менее я абсолютно искренне желаю им добра и счастливого дальнейшего пути.

Убеждена только в одном: на мой взгляд, их поступок — очень неразумный.

— А Марина Александрова как с вами попрощалась?

— Ее уход — это пример не просто некорректности, а крайне непрофессионального отношения к своему делу. Я ведь очень ее любила, считала хорошей артисткой и, главное, серьезной, но… Сами посудите, как я должна относиться к ней после произошедшего? Ну представьте, артистка звонит мне за день до конца сезона и говорит: «Я должна с вами встретиться». Удивляюсь: «Для чего? Завтра же последний день…» Быстро прокрутив в голове ситуацию, тут же спрашиваю: «Ты что, уходишь?» Она отвечает: «Да, я, наверное, уеду из страны. Но мне хочется увидеться с вами». Я спрашиваю: «Зачем?» И напоследок лишь сказала: «Запомни, если актриса, которая уважает свою профессию, даже беременеет, то первый человек после мужа, кому она должна сообщить о своем положении, — это режиссер, с которым она работает.

А заявлять в последний день «я уезжаю…» по меньшей мере неприлично». Очевидно же, что артист — это особая профессия, и, если в его жизни что-то меняется, не важно — настроение испортилось или даже он решил перебраться в другое государство, он обязан сообщить об этом театру или киногруппе, в которых работает. Но Александрова посчитала нужным рассказать о своих планах в последний день сезона… Трудно найти слова, которыми можно прокомментировать произошедшее. Да и незачем их искать, все и так ясно. Поймите, это действительно вопрос этики, за которым нет ничего личного. Просто надо отдавать себе отчет в том, что стоит за таким поступком артистки.

Это же не шутка, не бирюльки: «уйду-приду, буду играть — не буду». Это сформированный план, это зависимость от тебя всей труппы, это ломка жизни большого количества людей. Ведь минимум пол-отпуска потеряно у людей, которые репетировали «Джентльменъ», вместо того чтобы заслуженно отдыхать. Это и Вика Романенко, и Артур Смольянинов*, и Ольга Дроздова, и Иван Стебунов, и Илюша Лыков. Я всех их благодарю и считаю это замечательным примером для тех, кто уже зазвездился настолько, что скоро потеряет себя на этом звездном небосклоне.

— Какие-то извинения от своих прежних подопечных вы получили?

— Нет, что вы! Никаких извинений, никакого раскаяния, никаких объяснений.

Светлана Иванова и Иван Стебунов в фильме «Дом Солнца». 2010 г.
Светлана Иванова и Иван Стебунов в фильме «Дом Солнца». 2010 г.
Фото: KINOPOISK.RU

— После случившегося произошла некая переоценка или вы все так же продолжаете любить своих артистов, доверять им?

— Разумеется, продолжаю. А как можно иначе? Тогда нет смысла работать. Пусть мне придется ошибаться, разочаровываться, но все равно я буду рисковать, надеяться и верить в них. По-другому невозможно. Но это моя личная позиция. А вообще, по моим наблюдениям, сейчас, наверное, такое время, когда многими людьми все ценности переоцениваются. А может, они просто об этом не думают?..

— Так с каким же внутренним состоянием вы начинаете новый сезон?

— С надеждой, с желанием победить любые трудности и с абсолютной верой в то, что у нас все получится и мы не проиграем, а, наоборот, выиграем.

Алена Бабенко уже в работе, начинает репетировать «Пигмалион» вместо Лены Яковлевой. Машу Аниканову мы ввели на ее же роль в «Вишневый сад». Взяли в театр Свету Иванову и сразу же займем в спектаклях. Я увидела ее примерно полгода назад, случайно включив телевизор в момент, когда там показывали фильм Гарика Сукачева «Дом Солнца». Очень мне понравилась — в ней заметна ярко выраженная индивидуальность. Потом эта девочка мелькнула в каком-то сериале, где она была совсем другая, и я опять обратила на нее внимание. А когда случилась история с Александровой, сразу вспомнила о ней. И 26 сентября моя помощница по литературной части Евгения Кузнецова позвонила ей с предложением прийти на переговоры. Выяснилось, что это был день рождения Светы, и она восприняла наш звонок как подарок. На следующий же день прибежала в театр счастливая...

Теперь будет в очередь с Чулпан играть Патрицию в «Трех товарищах».

— Хаматова к этому нормально отнеслась? Актрисы не любят, когда их кто-то подталкивает в спину...

— У Чулпан очень много спектаклей, ей хватает. И еще будут. И никто ее в спину не толкает. (С улыбкой.) К тому же не так-то легко это сделать, потому что она — уникальная.

— А ведь и Елена Яковлева, и Марина Александрова были в числе ваших любимиц...

— Да, конечно, но я не могу сравнивать мое отношение к Яковлевой и к Александровой. Конечно же в Лену вложено было гораздо больше, и вообще я считаю ее невероятно талантливой артисткой.

Она мне не просто очень нравилась, я любила ее, и как актрису, и как человека. Всегда искренне переживала за нее, когда мне казалось, что она что-то не точно делает в жизни, неверно распоряжается своей судьбой. Что же касается Марины Александровой... Почему-то я думала, что она другая. Поначалу меня очень сильно подкупило ее отношение к нашему театру — пять раз в разных интервью она признавалась в том, что после института мечтает работать только в «Современнике». И потом, когда пришла к нам, говорила, что ее вообще не интересует популярность. Когда ее уговаривали участвовать в «Танцах на льду», объясняла свой отказ просто: «Мне не нужна популярность, я хочу учиться быть артисткой». Разумеется, такое отношение к профессии меня невероятно покоряло. Однако со временем что-то в ней не просто надломилось, а сломалось, несмотря на то что интересные роли у нее были.

Она очень способная, и мне нравилась ее работа и в «Трех сестрах», и в «Крутом маршруте»... Но в отношении к жизни, к профессии, в понятии этики отношений мы с ней оказались разные.

— И все равно непонятно, почему вы не попытались уговорить этих людей, отговорить, объясниться с ними, ведь при вашем статусе и авторитете, с вашей аргументацией и логикой наверняка можно было бы найти какие-то компромиссы. Или вы пошли на принцип?..

— Я считаю так: если человек решил уйти не по какой-то экстремальной причине, а просто так — а я это очень остро чувствую, — то резона его уговаривать нет. И я никогда не буду этого делать... Но бывали и другие случаи, когда я уговаривала людей всеми силами.

Из недавних — Ваню Стебунова, который хотел уйти из театра в связи с ситуацией, сложившейся в его личной жизни. И я использовала максимум доводов, убеждая его остаться, вплоть до рассказа ему своей жизненной истории... И счастлива, что сумела убедить. Думаю, теперь и Ваня очень доволен… А в тех случаях, о которых спрашиваете вы, мои уговоры были бы бессмысленны. Сама себе я не могла ответить за них ни на один вопрос, а задавать их просто не считала нужным. Не захотелось мне ни выяснять что-то, ни уговаривать. Ни в коем случае. Да и хватит уже об этом…

Главное, что мы открыли очередной сезон, и планов у нас громадье. Я очень радуюсь тому, что в театр приходят молодые люди, вливается новая кровь. Это здорово, так и должно быть, значит, опять будем рисковать. Мне не привыкать, я всю свою жизнь рискую.

Но этот риск всегда оправдан желанием развиваться, пробовать что-то новое, кого-то воспитывать... (Улыбаясь.) Вот на сбор труппы пришел Елисейка — сын Димы Певцова и Оли Дроздовой. Хотела было представить его как самого молодого члена труппы, стала искать, а он уже сам о себе заявил: устроился на сцене в автомобиле «Карл» из спектакля «Три товарища». Так что жизнь «Современника» продолжается.

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
PREMIER эксклюзивно выпустил документальный фильм о Раисе Горбачевой
18 марта эксклюзивно в онлайн-кинотеатре PREMIER вышел документальный фильм «Горбачева» о первой леди СССР Раисе Горбачевой. Фильм снят Продюсерским центром Киностудии им. М. Горького при поддержке Министерства культуры РФ.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог