Евгений Миронов: «Новогоднее обращение»

Первое января для известного актера «абсолютно проходной день», в который он может выспаться.
Марина Денисова
|
Серго Кухианидзе
|
31 Декабря 2009
Князь Вероны в исполнении Евгения Миронова выглядит весьма современно
Князь Вероны в исполнении Евгения Миронова выглядит весьма современно
Фото: Юрий Феклистов

Евгений Миронов — человек одержимый. Чем бы ни занимался, он отдается этому полностью, самозабвенно, без остатка. В этом еще раз убедились на днях корреспонденты «7 Дней», которых актер пригласил на закрытую репетицию.

Заснеженный московский центр. Cтаринный особняк. Здесь на втором этаже в одной из комнат в полной тишине начинается репетиция. Евгений Миронов за массивным столом в элегантном костюме с бокалом шампанского в руке.

Во время репетиции
Во время репетиции
Фото: Юрий Феклистов

На заднем плане — наряженная елка. Все точь-в-точь как во время новогодней речи президента. Съемочная группа действительно готовится записать видеообращение Евгения, но не к российскому народу, а к двум враждующим кланам — Монтекки и Капулетти, для премьерного спектакля Театра Наций «Ромео и Джульетта» в рамках Шекспировского проекта. Миронов заучивает монолог князя Вероны: «Изменники, убийцы тишины, грязнящие железо братской кровью! Не люди, а…» Евгений на несколько секунд закрывает глаза и сокрушается: «Опять забыл слова! Хотя таблетки для улучшения памяти пью уже третий день. (Смеется.) Я сейчас учу много разных текстов одновременно — снимаюсь в телевизионном фильме «Достоевский», готовлюсь к благотворительному вечеру, и в голове все это тяжело умещается.

Запись заключительных слов пьесы: «Но не было судьбы грустней на свете, чем выпала Ромео и Джульетте...»
Запись заключительных слов пьесы: «Но не было судьбы грустней на свете, чем выпала Ромео и Джульетте...»
Фото: Юрий Феклистов

Впервые в жизни купил себе даже сбор на основе уникальных алтайских трав — мы только что вернулись с гастролей. Спектаклем «Рассказы Шукшина» наш театр закрывал там, на Алтае, юбилейный год Василия Макаровича».

К Миронову подходит Владимир Панков, режиссер спектакля «Ромео и Джульетта». Именно он придумал этот ход: на сцену Евгений не выйдет, а несколько раз появится перед зрителями на видеоэкране. «Не хочется раскрывать все карты, — говорит Владимир, — но мы решились на эксперимент. Клан Капулетти у нас — это Восток, а клан Монтекки — Европа. В общем, поднимаем национальный вопрос в «Ромео и Джульетте». Тогда любовь становится не подвластной ни одной системе — ни политической, ни коммерческой, ни религиозной. В нашем спектакле артисты говорят на нескольких языках — английском, русском, узбекском…

Сцена из спектакля. Ромео — Павел Акимкин, Бенволио — Анастасия Сычева, Меркуцио — Петр Маркин, Тибальт — Александр Новин
Сцена из спектакля. Ромео — Павел Акимкин, Бенволио — Анастасия Сычева, Меркуцио — Петр Маркин, Тибальт — Александр Новин
Фото: Юрий Феклистов

Но главный язык, вы удивитесь, — музыка. Мы жонглируем жанрами: то вдруг возникает мюзикл, то рок, то джаз, то опера. Спасибо Жене, что он согласился на этот риск».

— Евгений, не боитесь экспериментировать с Шекспиром?

— Шекспир для артиста и режиссера — огромное поле, на котором можно разгуляться. Вообще я давно неравнодушен к этому произведению. Сыграть самому так и не довелось, а поставить у нас в Театре Наций захотелось. И мы позвали молодого и талантливого режиссера Владимира Панкова. Его «Ромео и Джульетта» — спектакль дерзкий, а это сразу цепляет: так остро, смешно и трагично подмечены наши национально непримиримые комплексы.

Роль Джульетты исполнила молодая актриса Сэсэг Хапсасова
Роль Джульетты исполнила молодая актриса Сэсэг Хапсасова
Фото: Юрий Феклистов

И вообще получается, что эта история могла произойти где угодно — во дворе моего дома. А поют и танцуют ребята просто здорово. Кстати, музыку написали музыканты студии SounDrama, которые также участвуют в спектакле. А риск, конечно, был. Но если не сейчас, то когда еще пробовать? В кринолинах в паутине посидеть всегда успеем.

— Ровно три года назад, в декабре 2006 года, вы стали художественным руководителем Театра Наций, адаптировались уже?

— Да, хотя вначале было тяжело. Я очень остро реагировал на технические и административные проблемы. Артист — это ведь человек без кожи. Сейчас я стал проще ко всему относиться. А тогда я ужасно переживал, что реконструкция Театра Наций затянулась. Два года назад я даже был вынужден обратиться за помощью к Владимиру Владимировичу Путину.

Он откликнулся моментально и выделил средства на реконструкцию.

— Почему вы решились пойти к Путину?

— Я был в отчаянии. Меня попросили возглавить этот театр. Мы уже разработали новую концепцию, началась работа, репетиции новых спектаклей, но нам так никто и не мог сказать, когда же будет закончена реконструкция здания. Это здание всегда считалось одним из лучших в России, с уникальной акустикой, поразившей Станиславского, Яблочкину, Москвина и множество других великих артистов. Но вот уже 20 лет это большой котлован, где никак не может закончиться реконструкция.

Владимир Владимирович, выделив средства, меня предупредил: «Рано радуешься, потому что ты не знаешь, что такое бюрократия».

Евгений Миронов с режиссером спектакля Владимиром Панковым
Евгений Миронов с режиссером спектакля Владимиром Панковым
Фото: Юрий Феклистов

Как в воду глядел. Я себе представить не мог, что когда-нибудь столкнусь с подобным. Мы, артисты, — дети, счастливые люди, живем в каком-то своем сказочном царстве, абсолютно карамельно-надувном, и смотрим на мир в розовых очках. А, оказывается, есть мир другой, настоящий, с акулами и прочими хищниками. И в этот мир вдруг попал я. Честно говоря, вначале сходил с ума. Каждое утро просыпался и думал: зачем мне это надо? Как все осилить? Деньги на реконструкцию были выделены, но два года потребовалось на громадное количество согласований с различными комиссиями, на сбор необходимых подписей для начала восстановительных работ. Эти два года отняли, наверно, лет пятнадцать моей жизни. Если бы не мои близкие и моя команда, я бы не выдержал. Но даже среди чиновников нашлись порядочные люди.

В результате все закрутилось-завертелось. Хотя даже сейчас я не могу уверенно сказать, когда закончится реконструкция. Но мы продолжаем работать, хоть и вынуждены для репетиций снимать помещения, платя каждый день 30 тысяч рублей, а репетиции порой идут по три месяца. И играем мы пока тоже на разных площадках, которые арендуем. Вот по поводу «Ромео и Джульетты» договорились с Центром им. Вс. Мейерхольда. Следующие спектакли будут показаны там в январе. Но всего этого не было, если бы не поддержка наших постоянных партнеров, спонсоров. Я им очень благодарен.

— Премьера «Ромео и Джульетты» состоялась накануне Нового года. Специально так подгадывали, к любимому празднику?

— Нет, ничего не подгадывали. Так получилось. Раньше Новый год я любил. Когда был жив папа, мы его всегда очень талантливо справляли. Собиралось огромное количество людей, даже не понимаю, как все умещались в нашей квартире. Мама отвечала за кухню, папа — за украшение квартиры. Сколачивал столы, вешал гирлянды. Мы с сестрой придумывали целую карнавальную программу. Программа продолжалась до 7 утра. К нам в дом приезжали мои друзья — Володя Машков, Ингеборга Дапкунайте — и вплетались в общее веселье, песни-пляски. Но вот уже пять лет, как все прекратилось. Умер папа. Совершенно внезапно. Это случилось сразу после Нового года. И с тех пор мы дома даже елку не наряжаем. Ставлю небольшую искусственную, с горящими фонариками, так сказать, для глаз. Поэтому первое января для меня абсолютно проходной день, в который я могу выспаться.

— В обычные дни вы рано встаете?

— Сейчас просыпаюсь в полседьмого утра.

Встаю только с одной мыслью — повторить текст, который выучил накануне, вечером. Ложусь поздно. Пока приеду со съемки, пока разберусь с делами в театре. Где-то к часу отключаюсь.

— Вы тратите на все так много душевных сил, как же вы восстанавливаетесь?

— Организм очень хитро устроен. Когда, казалось бы, силы на исходе, вдруг они появляются вновь. Откуда? Из разных источников. От встреч с приятными людьми, от собаки, которую люблю. У меня тойтерьер, девочка — маленькая, но злая, ужас! Гроза всего двора. Когда вылетает из подъезда, разбегаются все — дети, люди, собаки.

Машины даже разъезжаются! Если кто не успел уйти, она догоняет и хватает за штанину — не за ногу. Понимает ведь, что если вцепится в ногу, то однажды ее просто расстреляют. В нашем дворе я таких собак не видел! Но больше всего солнечной энергии мне дарят племянники — семья моей сестры Оксаны живет в соседнем подъезде. Когда они виснут гроздьями у меня на руках — это счастье! Минута с ними заряжает на месяц.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Как коронавирус изменил мир и медицину
Пандемия коронавируса, начавшаяся в конце 2019 года, изменила мир, и не только медицинский: многие компании отправили своих сотрудников на удаленку, стремительно стали развиваться различные онлайн-сервисы, люди начали более трепетно относиться к своему личному пространству, повысился уровень личной и общей гигиены и т. д.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог