В гостях у Райкина
Театр «Сатирикон», 8, 16, 22 марта.
Выпущенный в прошлом году к юбилею Константина Райкина спектакль «Константин Райкин. Вечер с Достоевским» числится премьерой и просто обязателен к просмотру для театралов и поклонников Константина Аркадьевича и Федора Михайловича. Несмотря на то, что в постановке участвуют восемь актеров, можно смело считать это моноспектаклем. Весь вечер на сцене, вернее на том, что от нее оставили оформители, будет властвовать Константин Аркадьевич с томиком «Записок из подполья» в руках. Кто видел «Контрабас» с
Райкиным, понимает, что зрелище это интересное и неожиданное.Райкин – мастер заставлять зрителей испытывать самые необычные, порой противоречивые, чувства. А кто читал «Записки из подполья» прекрасно понимает, насколько тяжело ставить на сцене литературную вещь, которая начинается со слов: «Я человек больной... Я злой человек. Непривлекательный я человек». Спектакль состоит из двух частей: в первой актер ищет образ для сцены – ведет себя так, как будто зрителей в зале нет. А вот когда у зрителей уже укрепляется ощущение, что они за кулисами и видят театральную жизнь изнутри, их элегантным пинком выгоняют обратно в зрительный зал, и начинается вторая часть спектакля.
Помогает в холода борода
«Театр «Центр драматургии и режиссуры», 14 марта.
Спектакль «Ощущение бороды», несмотря на колючее название, впечатление оставляет самое прекрасное. Ксения Драгунская, написавшая пьесу про деревню, постаралась передать все ощущения, которые испытывает горожанин, попадая в другой мир. Попытка понять и проанализировать все увиденное и тонкий, местами слишком изощренный для «деревни» юмор, немного усложняют спектакль. Но главное ощущение – тайны, сказок, чего-то древнего, непонятного, но правильного – остается. Актеры – молодые, приятные, веселые. Они танцуют, поют, пьют, ссорятся и дерутся. Деревня – фантастическая: с князьями, бунтарями, разбойниками и даже
чудовищами.Самый трогательный момент в спектакле, когда мужики во время покоса дружно затягивают: «Yesterday, all my troubles seemed so far away…» Ощущение чего-то эдакого после спектакля непременно останется.
Киллер, его любовница и мать-старушка
Театр Наций, 21, 22 марта.
Первая премьера театра в этом году – спектакль «Киллер Джо» поставлен в нетрадиционном для театра жанре «черной» комедии. Ставил спектакль известный болгарский режиссер Явор Гырдев. В основе сюжета – история о том, как брат и сестра решили нанять киллера, чтобы убить свою мать и получить деньги по ее страховке. Дальше, как уже понятно из жанра и названия, развивается комедия в духе Тарантино. Остроумные диалоги, персонажи с двойным дном, необычные повороты сюжета и драйв, с которым играют молодые актеры, – все это делает спектакль весьма любопытным зрелищем, хотя чего-то ему все же не хватает.
Но, может быть, мы просто еще не привыкли к такому жанру на сцене? От театра привыкаешь ожидать однозначности – черное-белое, плохое-хорошее, престпуник-жертва и т.п. А тут – заказчица становится заложницей киллера, а потом и вовсе несусветное – его любовницей. Заказчик передумывает убивать мать и начинает каяться киллеру, а киллер оказывается вовсе не киллером, а… Но это уже посмотрите сами!
Сесть на колени к Хабенскому
МХТ им. Чехова, 11, 12 марта.
Спектакль «Трехгрошовая опера» хорошо знают поклонницы Константина Хабенского, который в этом спектакле играет и поет.
Здесь все поют – опера ведь, хоть и пародийная. Весь спектакль по пьесе Брехта смотрится на одном дыхании, тем более, что со зрительным залом постоянно играют – актеры ходят между рядов, пристают к зрителям, выводят их на сцену, а некоторым счастливицам даже удается посидеть на коленях у Константина Хабенского. Сюжет прост: лондонский гангстер Макки Мессер, бабник и гуляка, влюбляется в дочь короля нищих Пичума — Полли и собирается на ней жениться. Однако, ее отец против, он пытается отправить Макки на виселицу. Больше всего происходящее на сцене по ощущениям напоминает «Одесские рассказы» Бабеля. И только потрясающие костюмы и минимализм декораций не дает забыть, что действие происходит в Лондоне. Но, когда на сцене появляется Алексей Кравченко в тельняшке, Одесса возвращается и уже никуда не уходит.
Это смешной и грустный спектакль о ворах, бандитах, проститутках и доблестной полиции, которая за ними охотится и с ними же дружит.