Что подарить на Новый год начальнику и коллегам

Выбирая праздничные подарки, волей-неволей вспомнишь поговорку про дареного коня, которому, как известно, в зубы не смотрят.
Татьяна Чухрова
|
01 Декабря 2014
Подарки
Фото: Shutterstock.com

Выбирая праздничные подарки, волей-неволей вспомнишь поговорку про дареного коня, которому, как известно, в зубы не смотрят. Правда, знатоки этикета уверяют, что это изречение давно устарело, поэтому не стоит утешать себя привычной мыслью «подарю — авось, понравится». Оказывается, удачный выбор презента, особенно делового, зависит не только от вкуса или состояния кошелька, но и от знания некоторых секретов «подарковедения». 

Подарки сослуживцам, начальникам и партнерам (особенно заморским!) требуют, как выясняется, особых знаний. Только так можно свести на нет вероятность попасть впросак — как, например, в истории со знаменитым крылатым конем из кинофильма «Служебный роман», предназначавшимся юбиляру в подарок. Коня, купленного энергичной активисткой, вначале надлежало спрятать в укромном месте, чтобы юбиляр его случайно не увидел и «заранее не обрадовался». К такого рода подаркам на Руси всегда относились очень настороженно и даже придумали по этому поводу поговорку «остаться с носом». 

Интересно, что «носом» называли деловые подношения чиновникам — если подарок отказывались принимать, даритель оставался с тем самым «носом». На Руси даже существовала царская подарочная дипломатия — великий князь Московский, к примеру, любил одаривать иноземных послов и государей шубами с царского плеча, золочеными кафтанами и дорогими мехами. 

А вот заморские подношения он принимал очень своеобразно: если подарки ему нравились, казна тщательно оценивала их и отправляла деньги дарителю. Дары, не представлявшие интереса для великого князя, возвращались послам. Впрочем, те времена давно ушли в прошлое, да и этикет делового подарка изменился до неузнаваемости. Освоить основные правила такого этикета совсем несложно.

Подарки
Фото: Shutterstock.com
Подарки
Подарки
Фото: Shutterstock.com

Главное помнить, что цель подарка в деловой жизни — демонстрация уважения, добрых намерений и создание атмосферы благожелательности. По служебному этикету не принято делать индивидуальных подарков руководителю — уместен только коллективный презент от сотрудников к празднику. И лишь секретарь начальника может не только принять участие в покупке коллективного презента, но и подарить что-нибудь от себя лично. Каждый сотрудник вносит кто сколько может — в некоторых   организациях даже есть специальные подарочные фонды.

Презент начальнику не должен быть слишком дорогим, чтобы не поставить его в неловкое положение. Такие подарки обычно вручаются в торжественной обстановке в присутствии всех сотрудников компании. 

Руководитель же может делать подарки подчиненным по самым различным поводам — праздники, успешное завершение проекта, сверхурочная работа, день рождения ребенка, юбилей или вступление в брак. Кроме того, руководители часто дарят сотрудникам по случаю праздников целевые чеки на покупку товаров в дорогих специализированных магазинах, оплачивают уикэнд в роскошном отеле или наем автомобиля на несколько дней.

Кстати, такие презенты могут быть оплачены не только из подарочных фондов, в которые ежегодно делают взносы сотрудники и руководство компании. Зачастую руководитель организации покрывает расходы на подарки из собственного кармана. 

В качестве праздничного подарка сотрудникам глава фирмы может оплатить и коллективный поход в ресторан. В этом случае заранее оговаривается сумма, на которую можно сделать заказ (все, что выходит за ее пределы, сотрудник оплачивает сам).

Нередко руководители фирм устраивают для сотрудников, проработавших в компании долгое время, и специальные праздники с «денежными деревьями». Перед таким праздником к ветвям искусственного дерева, предназначенного для «старожила» фирмы, все желающие привязывают скатанные в трубочки или упакованные в красивую бумагу чеки и банкноты, визитные карточки и поздравления. 

Если чествуют сразу двух «старожилов», то наряжают два дерева, а возле них ставят таблички с именами виновников торжества. Индивидуальные подарки, которые коллеги делают друг другу по случаю праздников, относятся к сфере межличностных отношений и не ограничиваются регламентом. Самым распространенным типом деловых подарков являются презенты партнерам и клиентам.

Подарки
Подарки
Фото: Shutterstock.com

Обычно в компаниях, заботящихся о своем имидже, существует набор сувениров с фирменной символикой, которые дарят по различным поводам: офисные принадлежности, брелки, зажигалки или визитницы. При этом по деловому этикету логотип фирмы принято оставлять только на сувенирах стоимостью до пяти долларов. Не следует дарить партнерам иконы, жемчуг, носовые платки, зеркала или ножи — и на Западе, и на Востоке это считается плохой приметой. 

С подарками зарубежным партнерам нужно быть особенно внимательным. Японцам, к примеру, не стоит дарить подарок из четырех предметов — это число у них связано со смертью, а китайцам — часы: ведь они напоминают о скоротечности жизни. По этикету при первой встрече подарки делают представители принимающей стороны — это знак гостеприимства и желания развивать отношения.

Сувениры вручают упакованными — в отличие от бытовой ситуации (подарок следует сразу распаковать и выразить благодарность дарителю) их не обязательно тотчас разворачивать. В США и Великобритании, к примеру, выработан определенный круг предметов, которые можно считать деловыми подарками к праздникам, — записные книжки, зажигалки, пепельницы, канцелярские товары, а на Рождество — алкогольные напитки. Такие подарки к праздникам популярны и в странах Латинской Америки — кроме того, в Мексике, Венесуэле и Аргентине часто дарят и красочно оформленные корзины с продуктами. 

А вот в Германии презенты в деловом общении преподносить не принято. В Финляндии коллеги поздравляют друг друга, партнеров и клиентов подарочными открытками и плакатами (особенно на Рождество и на Новый год). Обмен новогодними подарками между фирмами-партнерами — дело очень деликатное: для европейцев и американцев такие дары не должны превышать двадцати долларов (для сравнения — в России эта сумма иногда переваливает и за сто долларов). По японским меркам стоимость делового презента не должна быть более двадцати пяти долларов.

Подарки
Подарки
Фото: Shutterstock.com

Кстати, по данным британских исследователей, на деловые подарки большинство европейцев и американцев тратят в среднем пять процентов своего годового бюджета, а латиноамериканцы — более десяти процентов. Особое место в деловом этикете занимают цветы. 

Букет, предназначенный сотруднице, должен быть небольшим и изысканным, в сдержанных тонах и одной цветовой гамме — орхидеи, лилии или герберы с зеленью аспарагуса или папоротника. Следует избегать розового цвета, передающего чувственность, красного — символа пламенной страсти и лилово-фиолетового, навевающего грусть. Идеальными цветами считаются белый (чистота и мудрость), синий и голубой (глубина мыслей и преданность) и желто-оранжевый (жизнь, свет и радость). 

Однако в Германии желтые и белые цветы, символизирующие печаль, не дарят. В современный деловой этикет внедрились и мужские букеты и цветочные композиции с преобладанием темных оттенков.

Традиционно «мужскими» признаны гвоздики, ирисы и гладиолусы. На дом обычно посылают свежесрезанные цветы, не оформленные в букет, чтобы хозяева могли аранжировать их по своему усмотрению. А вот на работу или прием приносят готовые цветочные композиции. Кроме того можно дарить и цветы в горшочках — на Западе эта традиция очень популярна.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог