«Слово пацана. Кровь на асфальте» фото
«Слово пацана. Кровь на асфальте»
Фото: Кадр из сериала

«Слово пацана»: сериал от режиссера «Горько!» про малолетних преступников

Жора Крыжовников и Андрей Золотарев («Триггер») раздают правды жизни об СССР 1980-х.
Иван Афанасьев
|
12 Ноября 2023

Казань, 1980-е. Андрей – скромный парень, который учится в школе, ходит в «музыкалку» и живет с мамой и младшей сестрой. Однажды в автобусе он подвергается прессингу со стороны малолетнего гопника Марата. Обстоятельства внезапно сводят с ним ближе (учителя просят подтянуть юного бандюгана по учебе). Чтобы иметь возможность постоять за себя в мире, где все летит к чертям (на дворе «перестройка», из Афгана идут «грузы 200», улицы наводнили молодежные банды, стирающие в кровь кулаки в битвах за территорию), он примыкает к одной из таких банд. Получив прозвище Пальто, Андрей все больше отдаляется от себя старого и все больше ожесточается, превращаясь в беду семьи.

«Слово пацана. Кровь на асфальте» фото
«Слово пацана. Кровь на асфальте»
Фото: Кадр из сериала

У «Слова пацана» уже есть солидный бэкграунд для того, чтобы превратиться в самый обсуждаемый сериал года. Критики почти поголовно хвалят новую сериальную работу Жоры Крыжовникова, отмечая, что на малом экране он делает по-настоящему большое кино, как было до этого с «Звоните ДиКаприо!». В то время как общественность, с самого начала настроенная негативно в отношении сериала, «романтизирующего бандитизм» (и это в мире, где существует «Бригада»), требует чуть ли не запрета. Вспоминается ситуация с «Айтой» – вновь включается маховик перманентной «это не запрет, но…» от тех, кто сериал даже не видел. Те же, кто «Слово пацана» смотрел (как автор этих строк), могут смело заявить: лучшей пропаганды вреда бандитизма просто не придумать.

В отличие от вышедшего недавно сериала Евгения Стычкина «Цикады», тоже о трудной молодежи, «Слово…» с самого начала поражает своим документализмом – недаром рядом так или иначе упоминается документальная же книга Роберта Гараева о преступности в Казани 1980-х. Здесь какая-то совершенно феноменальная работа художников-постановщиков, художников по костюмам, а также кастинг-директоров – в героев сериала даже не приходится, что называется, всматриваться, чтобы увидеть в них настоящих малолетних бандитов. И это не романтизированные герои в духе жестокого, но справедливого (или, лучше сказать, понятийного) Саши Белого, а настоящий, объемный портрет преступности, который отталкивает, а не призывает быть похожим на него.

«Слово пацана. Кровь на асфальте» фото
«Слово пацана. Кровь на асфальте»
Фото: Кадр из сериала

Уж в чем-чем, а в «романтизации бандитизма» «Слово пацана» при всем желании упрекнуть не удается: слезы родителей, в частности невероятно органичной героини Юлии Александровой, играющей мать Андрея, хочется сочувственно смахнуть носовым платком. Правда жизни, которая пахнет не дорогими парфюмами, а потными подвалами с боксерскими грушами под потолком, захлестывает с самого начала и не отпускает благодаря, в том числе, изящному и, одновременно, эффектному монтажу, построенному на джамп-катах: кажется, что смотришь «На последнем дыхании» пополам с «400 ударов». И это лучший способ перебить долгоиграющую идеализацию героев все той же «Бригады» и показать, что в преступности нет ничего хорошего, особенно когда у нее еще молоко не обсохло, зато губы уже разбиты в кровь.

События на видео
{{ label }}






Новости партнеров