Новости Звезды Красота Здоровье Мода Развлечения Стиль жизни Видео Скидки

Владимир Финогеев: Теория ошибок

На банкете, где мы чествовали 100-летнего Ивана Сергеевича Муленкова, я сидел и думал о том, что в...

На банкете, где мы чествовали 100-летнего Ивана Сергеевича Муленкова, я сидел и думал о том, что в обыденность вплетаются какие-то странности, непонятности, которые эту обыденность немного расшатывают, делают ее не столь предопределенной. И что свет появляется еще до туннеля. Что я имею в виду? Тут надо вернуться назад. Я ехал в поезде из Москвы в Нижний, и у меня было невнятное чувство беспокойства, какая-то тревога и печаль. Года два тому назад я виделся с Иваном Сергеевичем, тогда ему было 98, я, помню, всмотрелся в его лицо и вздрогнул: голова его сделалась большой и тяжелой, но не от физического веса, а от времени, в каждой складке, морщине, в самой коже, в чертах лица лежала такая толща дней, что дух захватывало. Видно было, да — человек прожил каждую секунду века. Мнилось, он уже еле держит этот груз секунд, что он на пределе. И вот я ехал в вагоне, смотрел в окно, на фоне пейзажа летела мысль: каким я увижу его теперь, когда ему 100? Воображение рисовало грустную картину встречи: человек с отсутствующим взглядом, трясущейся головой, его ведут под руки и даже не пытаются объяснить, что происходит. Но когда я вошел в зал и увидел подтянутого, бодрого, неимоверно адекватного и, как сказала одна моя знакомая, взглянув на его фотографию, красивого человека — какую радость я испытал! Какое это счастье и как хорошо бы всем так встречать свой сотый день рождения! И уж потом, когда вечером возвращался к моим друзьям, стал думать об этом странном омоложении: вместо того чтобы от 98 лет перейти к 100, он биологически вернулся лет на двадцать — тридцать назад. Как это возможно? И тут я вспомнил теорию моего друга Вовки Патрушева, с которым мы учились в одной группе и которого все звали Пат. У него был длинный нос, пронзительные, ироничные глаза, аналитический ум, чувство юмора, и он очень много знал. Мы часами хаживали по улицам Нижнего, беседуя на самые глубокие темы. Раз я пришел к нему на съемную квартиру. Никого не было дома — он жил еще с двумя парнями из нашей группы. Отсутствовала и хозяйка — плотная, энергичная, вульгарная женщина, муж которой был в два или три раза тоньше ее и имел огромную светло-пегого цвета бороду, всклокоченную и пожелтевшую от никотина. «Где хозяева?» — спросил я удивленно, ибо всегда заставал их дома. Володя только махнул рукой, что должно было означать: бог их знает где. «Чего у тебя такой унылый вид?» — спросил я. «Я только что сформулировал теорию ошибок». — «И что?» — «Дело нехорошее». — «То есть?» Он оглянулся, приблизил лицо ко мне, сказал: «Сам посуди: я сидел за столом, делал перевод, и чего-то не пошло, я задумался, грыз ручку, смотрел в окно, вдруг ручка случайно выпала у меня из руки и ударилась об стол. Я отстраненно, без всякой мысли стал поднимать и ронять ручку и смотреть, как она летит к столу, потом отскакивает. — Он остановился, посмотрел на меня: — Тебе это не кажется странным?» — «Нет». — «Ладно, хорошо. Итак, я искал слово, какое лучше всего подойдет, и глядел в окно на деревья, ветви от разных деревьев сплелись и были так сильно перепутаны, что я подумал: как вообще это может быть? Тут мне в голову пришла верная трактовка, я — хвать, а ручки нет. Нечем записать. В руках — нет, на столе — нет, под столом — нет, где ручка?» Он вопросительно смотрел на меня. «Может, ты отлучался и занес куда?» — «Не сдвигался с места». Я про себя недоумевал, мне это казалось пустяком. «Закатилась под диван», — предположил я. «Я там смотрел», — сказал Пат. Я пожал плечами: «Да завалилась куда-нибудь, бывает такое». — «Нет, все куда сложнее и опаснее, — начал Пат. — Ты не задумывался о том, что ты всегда просыпаешься на своей кровати в своей комнате и в своем доме? И что все вещи остаются на своих местах, и что они вообще остаются вещами, не теряют своего облика? Почему твое лицо все время остается твоим? И почему наутро наступает завтра, а не позавчера? По какой причине время течет в будущее, а не в противоположную сторону? Как поддерживается предыдущий порядок? Отчего?» — «Наверное, потому, — предположил я, — что природа ничего не забывает». — «Именно, не забывает и никогда не ошибается! — воскликнул Пат. — Мы к этому привыкли и воспринимаем как должное! — Он опять сделал паузу. Потом с волнением заговорил: — А если природа забудет? Или вдруг ошибется? Вдруг?! В какой-то миг, в какой-то точке пространства она про тебя забудет, как она забыла про мою ручку». — «Да ладно, ручка валяется где-нибудь», — сказал я без всякой уверенности, отмечая про себя, что так, видимо, и сходят с ума: легкий холодок уже бежал по моей спине. Пат не унимался: «Предста вь, утром ты просыпаешься, открываешь глаза и не можешь понять, где ты? Что вокруг? Ни одного знакомого лица, объекта или образа, чужая неузнаваемая среда! Смотришь на себя и вместо обычной формы видишь черт знает что! Привычного тебя нет! Реальность забыла, кто ты и где проживал!» Он замолчал, я невольно проникся этой фантазией и начал проводить рукой по волосам, чтобы убедиться, что волосы не шевелятся. «Теперь ничего уже не будет как раньше, — заключил Пат, — уже нельзя будет избавиться от смутного и постоянного опасения, что в какой-то момент или в каком-то месте не случится ошибки». И вот много лет спустя, наблюдая обратные изменения в дяде Ване, я вспомнил теорию моего товарища и подумал, что если природа запамятовала направление течения процессов в отдельно взятом организме и пустила их назад в молодость, то надо бы расширить теорию ошибок в теорию прекрасных ошибок. Но, как говорится, на теорию надейся, а сам не плошай.

Возможно, природа и может что-то забыть, но мы с вами никогда не должны терять память, давайте учиться, тренировать мозг. Рука может помочь, простимулируем линию головы (рис. 2, синие стрелочки): для этого безымянным пальцем в течение минуты промассируем линию головы в направлении, указанном красными стрелочками.

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий

Читайте также

Ольга Анохина: «Кто сглазил счастье»

Ольга Анохина: «Кто сглазил счастье»





Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники


Анита Цой Анита Цой певица, поэт, актриса, композитор, филантроп, телеведущая
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй