Закончился один из самых знаменитых кинофестивалей класса «А» — «Берлинале-2013». Сюрпризы в раздаче призов были лишь в частностях, в мелочах. Глобально берлинский кинофорум подтвердил свой статус самого политически и социально ангажированного киносмотра, в первую очередь руководствующегося основными тенденциями в общеевропейском пространстве. А потому особого удивления не вызвало решение жюри отметить призами румын, цыган и иранских бунтарей.
В итоге главная награда 63-го Берлинского кинофестиваля — «Золотой медведь» — отошел драме румынского режиссера Калина Питера Нецера «Поза эмбриона».
«Поза эмбриона» — третья работа Нецера, получившего образование на режиссерском отделении Будапештского университета. И первая, где Нецер является одновременно и режиссером, и сценаристом, и продюсером.
Фильм, обремененный минимумом событий, умудряется рассказать поистине шекспировскую трагедию, где главные роли отданы властной матери и великовозрастному младенцу-сыну, безропотно принимающему ее помощь. Корнелия (Люминита Джерджи) не готова смириться с тем, что ее сын попадет в тюрьму, даже если по его вине погиб мальчик.
Сам Нетцер отмечает, что его фильм — «это рассказ о патологических отношениях между матерью и сыном. Все остальное в фильме — коррупция, работа судов и полиции — лишь фон для их отношений».
Второй «неожиданностью» «Берлинале» стало объявление о том, что в номинации «Лучший актер» награду — Серебряного медведя — получил безработный цыган из Боснии и Герцеговины Назиф Мужич.
В короткометражке «Эпизод из жизни сборщика железа» безработный Мужич сыграл самого себя — цыгана, торгующего подержанными автомобилями.
Впрочем, новостью информация о призе стала лишь для тех, кто не следит за тем, насколько активно в последние годы поддерживает цыган ЕС. К тому же, фильм, объявленный конкурсантом от Боснии и Герцоговины, помимо соотечественников, был спродюсирован еще и французом. Справедливости ради стоит отметить, что о серьезных вложениях тут говорить не приходится — бюджет картины составил 50 тысяч евро.
«Эпизод из жизни сборщика железа» режиссера Даниса Тановича был отмечен дважды, получив также гран-при жюри под руководством Вонга Кар-Вая.
Кстати, сам Танович много лет специализируется на социальной драме. Так, в 2002 году его фильм «Ничья земля» получил «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке.
И третьей «новостью» стал приз «За лучший сценарий» знаменитому иранскому режиссеру Джафару Панахи, находящемуся под домашним арестом. Как известно, Панахи в течение 20 лет запрещено заниматься профессиональной деятельностью. Так что сценарий для фильма режиссера Камбузьи Партови «Закрытый занавес» Панахи создавал, игнорируя запрет.
Сценарист также сыграл в собственной драме о двух беглецах, спасающихся от иранского режима, одну из главных ролей.
На этом сенсации «Берлинале» закончились. И в номинации «Лучшая актриса» победу одержала Полина Гарсиа, отмеченная за роль в картине «Глория» чилийского режиссера Себастиана Лелио. А лучшим режиссером был признан Дэвид Гордон Грин, представивший на суд жюри комедию «Повелитель лавин».
Премия Альфреда Бауэра «За открытие новых путей в искусстве» ушла фильму французского режиссера и кинокритика Дени Котэ «Вик и Фло увидели медведя», отразившему наблюдения о том, с какими проблемами приходится сталкиваться в совместной жизни паре лесбиянок.
Стоит также отметить, что «Серебряного медведя» «За выдающийся вклад в искусство» жюри отдало казахскому оператору Азизу Жамбакаеву, работавшему вместе с режиссером Эмиром Байгазиным над фильмом «Уроки гармонии».
На том берлинский фестиваль, в основном конкурсе которого участвовало 19 картин, завершился. Осталось лишь добавить, что Россию на «Берлинале» представал фильм «Долгая счастливая жизнь» режиссера Бориса Хлебникова. Картина осталась без наград.