Стивен Спилберг: «Я из тех, кто ищет приключений!»

«Не стоит меня всегда хвалить. Не любите меня всегда, любите меня хотя бы иногда».
Мария Обельченко
|
01 Ноября 2011
Фото: Splash News/All Over Press

В современном кинематографе не найти фигуры, равной Стивену Спилбергу. Трудно себе представить этого человека с его неиссякаемой страстью к кино почивающим на своих более чем заслуженных лаврах. Сегодня самое любимое детище Спилберга — новый анимационный проект в 3D «Приключения Тинтина: Тайна единорога» по легендарным комиксам бельгийца Жоржа «Эрже» Реми.

— Стивен, почему именно эти комиксы — не американские! — вдохновили вас не только взвалить на себя продюсерские хлопоты, но и самому встать у руля режиссерского, что делаете не слишком часто последнее время?

— В 1981 году, когда мне перевели французские рецензии на фильм «Индиана Джонс и Искатели потерянного ковчега», я с удивлением узнал, что тамошние критики расценили мой труд как дань уважения наследию некоего Эрже.

Делать нечего, пришлось ознакомиться с творчеством такого, как выяснилось, знаменитого бельгийца. Попросил помощника, он купил мне одну из его книг — на французском языке. И хотя я не знаю этого языка, я все понял! Потому что рисунки Эрже бесподобны. Словом, я купил все книги этого автора и с тех пор стал одним из многомиллионной армии его фанатов. Чувство юмора Эрже напоминает мне старые, еще немые комедии.

Так вот моя давняя подруга и сообщница Кэтлин Кеннеди (входит в число самых влиятельных женщин и продюсеров Голливуда, вице-президент Академии кино. — Прим. ред.) не удивилась, когда я сказал, что мы обязаны снять кино по этим книгам. Потому что ей отлично известна моя слабость к героям азартным, ищущим на свою голову приключений. Им во что бы то ни стало нужно докопаться до разгадки, раскрыть какую-нибудь безнадежную тайну. Такие люди меня очень вдохновляют. Да я и сам такой. (Улыбается.) Кэти сразу предложила встретиться с Эрже. Я ему позвонил. Он сказал, что всегда считал меня единственным, кто способен перенести его персонажей на экран. И пригласил нас с Кэти к себе в гости. Но спустя несколько недель Эрже, увы, умер. Я был в отчаянии. В то время я конечно же хотел снять обыкновенный фильм, где героев играли бы актеры.

Например, Джека Николсона прочил на роль Капитана Хэддока, спившегося морского волка. А на роль Тинтина я, если бы существовала машина времени, позвал бы Уолтера Маттау. Роман Полански, старый добрый друг, уже согласился снять один из задуманных мною фильмов. Но... Я всегда повторяю: нет смысла говорить о кино, пока не написан сценарий. Тогда так ничего и не вышло. В общем, пришлось продлить договор на владение правами. И вот в 2001 году на меня, наконец, нашло озарение, как нужно перенести любимых героев на экран. И процесс вновь начался. На сей раз с помощью цифровых технологий я хотел скомбинировать анимацию с актерской игрой. То есть передать персонажам, выполненным по правилам анимации, живые и точные актерские качества.

Кадр из фильма «Приключения Тинтина: Тайна единорога»
Кадр из фильма «Приключения Тинтина: Тайна единорога»
Фото: SONY PICTURES

— Но как вы этого добились? Ведь у актеров не было во время съемок ни костюмов, ни грима — все, что им так привычно помогает войти в образ...

— Да, наши актеры вынуждены были носить специальные шлемы. С маленькими камерами и сенсорными датчиками у самого лица, позволяющими фиксировать мельчайшие эмоциональные нюансы речи, выражения глаз, движения губ и лицевых мускулов. Отсмеявшись друг над другом — обычно не менее десяти минут хохотали, — они забывали обо всем и перевоплощались в своих персонажей. В этом секрет актерского мастерства. В умении каждый божий день включать воображение. Я не верю в то, что компьютерная графика и спецэффекты уменьшают творческий подход и потенциал режиссера. Тинтин в этом смысле — огромный шаг вперед для меня. Как был в свое время, в 1993 году, «Парк юрского периода».

Тогда я впервые в истории кинематографа создал персонажей полностью с помощью компьютера, и они стали звездами этого фильма. Злодея в «Тинтине» играет Дэниел Крейг. Сам Джеймс Бонд. Он сказал мне, что очень рад поработать в столь экспериментальном пространстве, но больше всего рад, что, если что-то пойдет не так, его никто не узнает: «Узнают персонаж, придуманный Эрже, а меня винить не будут, потому что лица-то моего не увидят». (Смеется.)

— Вы бываете когда-нибудь не правы?

— Скажу так: я никогда в жизни не брался за дело, не будучи уверен, что все получится. И в голову не приходило спрыгивать с подножки уже мчащегося вперед по уложенным мною же шпалам поезда и сдаваться.

— Питер Джексон — знаменитый кинорежиссер и продюсер вместе с вами работал над «Тинтином...» в качестве продюсера. И он особенно восхищается одним вашим качеством: вы всегда остаетесь ребенком в душе. А чем Питер восхищает вас?

— Я был удивлен терпением Питера и его способностью тщательно все продумывать. Он прирожденный разрешитель проблем, как я называю подобных людей. Ни за что не позволит даже крохотному препятствию или сложности загнать себя и тех, кто с ним работает, в угол. А вот я не могу так методично и спокойно относиться к проблемам и поиску их решения. На площадке я ужасно беспокоюсь и нервничаю. У меня тысячи идей, и я не умею сам себе быть цензором. Если бы я был похож на Питера, не делал бы столько бесполезных кадров, и не пришлось бы все это потом выбрасывать в корзину.

С женой Кэти Кэпшоу
С женой Кэти Кэпшоу
Фото: Splash News/All Over Press

Питер же отлично умеет видеть картину в целом, какой бы гигантской она ни казалась. В общем, мы с ним походили на двух ученых, пытающихся каждый своим методом взломать тайный и загадочный код. Никакой борьбы эго или соревнования — всего лишь два фаната Тинтина, которые хотели как можно лучше представить его приключения зрителям. Пожалуй, только с Джорджем Лукасом я испытывал подобное удовольствие от сотрудничества.

— Скажите, на ваш взгляд, скоро наступит время, когда все будут снимать в 3D?

— Думаю, да. А как только зритель перестанет замечать трехмерное измерение, эта технология превратится в всего лишь очередной инструмент и способ рассказать историю — что всегда, я очень хотел бы верить, останется главным в кино.

И билеты, возможно, станут дешевле, если будет таких фильмов не меньше, чем тех, что в двухмерном измерении. Но пока не всякую историю, не всякий фильм можно снимать в 3D. Потому что 3D требует очень тренированного глаза. И лучше, если продюсеры будут приглашать режиссеров, у которых с этим все в порядке. Очень плохо, когда такие фильмы снимают бездумно, исключительно из коммерческих соображений.

— Какой ваш самый любимый фильм — из своих?

— «Список Шиндлера», потому что это очень личное кино. Я снимал его для себя, у меня есть такие проекты. «Инопланетянин» тоже из их числа. Мне почему-то было ужасно грустно после того, как закончились съемки, расставаться с детьми.

С Дрю Бэрримор, которую я как дочку полюбил. Я не сразу разобрался, в чем причина моей тоски. А потом понял, что хочу иметь много детей и большую-большую семью. А ведь до этого даже мыслей никогда таких не было. Так что, наверное, благодаря этому фильму у меня столь огромная семья — семеро детей. Возможно, я еще испытываю слабость к картине «Индиана Джонс и Храм судьбы». Ведь там я встретил и влюбился в будущую мать своих детей Кэти Кэпшоу. (У Спилберга был сын Макс от первого брака с Эми Ирвинг, а у Кэти — дочка Джессика и приемный сын Тео, которого позже усыновил Спилберг. Кэти родила Стивену троих детей — Сашу, Сойера и Дестри Эллин. А еще они усыновили уже сообща дочку Микаэлу. — Прим. ред.)

— Какие фильмы вы показываете своим детям?

— Разные.

Потому что все дети разные. Даже если воспитываются и живут в одной семье. По-разному взрослеют. Обычно младшие просят показать им «Индиану…», чему я всегда радуюсь. Но потом требуют и другие фильмы и задают много вопросов. Важно знать своих отпрысков, понимать их индивидуальные особенности. Я, например, никогда не показывал «Челюсти» своим детям до 13 лет, а «Список Шиндлера» — пока им не исполнилось 15. Кстати, у нас все дома умеют снимать на камеру. Я поощряю всех снимать как можно больше и чаще. Потому что, просматривая их видеосюжеты, я учусь лучше понимать своих детей как личностей. Вижу, как работает их воображение, ведь они сами изображают разных персонажей, придумывают костюмы, роли себе. Можно почерпнуть очень много полезной информации.

— Значит, ждем от вас «Парк юрского периода 4», продолжение «Тинтина...», фильм «Авраам Линкольн» и…

С сыном Сойером (всего у четы Спилберг — Кэпшоу семеро детей, включая приемных). Портофино, июль 2011 г.
С сыном Сойером (всего у четы Спилберг — Кэпшоу семеро детей, включая приемных). Портофино, июль 2011 г.
Фото: SPLASH NEWS/ALL OVER PRESS

словом, всех проектов, над которыми вы работаете, и не перечислишь…

— Да, сценаристы озадачены и, надеюсь, не подведут. «Парк...» должен выйти года через три-четыре. Но знаете что? Не стоит меня всегда хвалить. Нехорошо, когда всё и всеми оценивается одинаково. Не любите меня всегда, любите меня хотя бы иногда. (Смеется.) Это самый лучший стимул двигаться вперед.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог