«Смехоточки» Гайдая

Фильмы этого режиссера давно разобраны на цитаты, немалая часть которых — дело его фантазии.
Ирина Данилова
|
30 Января 2013
Плакат фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Плакат фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Фото: РИА "Новости"

Фильмы Леонида Гайдая давно разобраны на цитаты, немалая часть которых — дело его фантазии. Чего стоят только эти: «требую продолжения банкета», «икра заморская — баклажанная» или «Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал, Шпака — не брал!»...

Если бы какой-нибудь дотошный историк решил внимательно посмотреть фильм «Иван Васильевич меняет профессию», то просто за голову бы схватился — так много неточностей допустили создатели картины. И родился Иван Грозный не в «тысяча пятьсот тридцать третьем от Рождества Христова», как отвечает милиционерам царь, а в 1530 году.

Режиссер фильма Леонид Гайдай
Режиссер фильма Леонид Гайдай
Фото: ИТАР-ТАСС

К тому же во времена Ивана IV летоисчисление велось «от сотворения мира», лишь в период Петра Великого появилось «от Рождества Христова». Не могли оказаться в руках царя и скипетр с державой, поскольку эти символы власти возникли только в XVII веке. В конце концов, замурованный в лифте многоэтажки Грозный крестится тремя перстами, в то время как православные его века использовали только два перста. Впрочем, едва ли не в любой картине можно отыскать исторические неточности. Желающие «дойти до правды» находятся. Даже несмотря на то, что в самом начале именно для них создатели ленты «Иван Васильевич меняет профессию» указали: «ненаучно-фантастический, не совсем реалистический и не строго исторический фильм».

«Царем» режиссер видел только своего друга Юрия Никулина, но тот отказался
«Царем» режиссер видел только своего друга Юрия Никулина, но тот отказался
Фото: ИТАР-ТАСС

Так что ни когда Леонид Гайдай приступил в 1972 году к работе над сценарием будущего фильма, ни когда Михаил Булгаков писал для Театра сатиры в 30-х годах пьесу «Иван Васильевич», исторические реалии не имели принципиального значения. Куда ценнее был скрытый смысл пьесы: во главе государства оказывались проходимец и жулик Жорж Милославский и прирожденный доносчик управдом Иван Васильевич Бунша, которые запросто решали судьбы людей и государства. Как ни старался писатель завуалировать реалии современности, переделывая пьесу несколько раз, прочитывались они четко. Кстати, изначально пьеса была куда жестче и называлась «Блаженство». В ней ученый Тимофеев, в финале арестованный милицией вместе с двумя путешественниками во времени, говорил: «Да, я сделал опыт. Но разве можно с такими свиньями, чтобы вышло что-нибудь путное?..»

Да и управдом признавался, что жильцы дома «рассказывают про советскую жизнь такие вещи, которые рассказывать неудобно». Но по просьбе Театра сатиры Булгаков пьесу отредактировал, и она была принята к постановке, репетировалась. Только на генеральной репетиции после нелестных комментариев партийных чиновников была запрещена. И при жизни автора «Иван Васильевич» не только не ставился ни в одном театре, но и не был опубликован.

Только в конце 60-х годов пьеса выходит на сцене сразу нескольких столичных театров. Леонид Гайдай, искавший в то время литературный материал для будущей картины, оказался на одной из таких постановок в Театре-студии киноактера. И если сам спектакль на режиссера не произвел большого впечатления, материал заинтересовал.

И в 1972 году Леонид Иович вместе с соавтором, писателем Владленом Бахновым, принялся за написание сценария «Иван Васильевич меняет профессию, или Совершенно новые приключения Шурика». Однако чтобы и спустя тридцать с лишним лет не возникло проблем с цензурой, кинематографистам пришлось несколько переработать классический материал. На режиссерском сценарии можно увидеть метки Гайдая, вроде таких как «не стоит рисковать», «боюсь, что не пройдет»… Помимо политических правок соавторы несколько осовременили «Ивана Васильевича». У Булгакова действие происходило в коммуналке, где соседствовали Шпак и Тимофеев, у Гайдая и Бахнова — в квартирах модной многоэтажки. В первоисточнике Милославский воровал у Шпака патефон, но в 70-х технический прогресс сделал его неактуальным, поэтому речь шла уже о магнитофоне, кинокамере и прочих новинках.

Осталось в сценарии немало ярких эпизодов и реплик Булгакова, однако Гайдай обогатил картину и своими задумками.

Перво-наперво, теперь главного героя, изобретателя, звали не Николай Иванович, а Александр Сергеевич, как персонажа предыдущих картин режиссера. Ведь и «Иван Васильевич» предполагался как продолжение истории Шурика. Появилась и панорама Москвы с балкона многоэтажки, восхищающая перенесенного в 70-е царя. И фразочка Бунши в образе Грозного, обращенная к шведскому послу: «Гитлер капут!» И «икра заморская — баклажанная». В пьесе не было и допроса Ивана Грозного: «Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал, Шпака — не брал!» Весной 1972 года сценарий был завершен и принят на студии.

Однако от создателей потребовали корректировок. Например, исключить из сценария место действия — Кремль. В первоначальном варианте на допросе у милиции Грозный на вопрос о месте жительства отвечал: «Москва. Кремль». Теперь в фильме ответ такой: «В палатах…» Начиная работу над «Иваном Васильевичем», Гайдай видел в роли царя и Бунши своего друга и любимого актера Юрия Никулина. Возможно, кому-то покажется забавным, но режиссер был уверен, что известный клоун невероятно похож на Ивана IV. Дело в том, что в 70-е были опубликованы исследования советского антрополога, который по костям черепа царя воссоздал его портрет. И Гайдай находил в нем сходство с Никулиным. А потому, едва закончив сценарий, поехал к актеру. Однако тот категорически отказался сниматься. По его мнению, картина обязательно ляжет на полку.

«Сниматься у Гайдая было большой удачей, - говорит Юрий Яковлев. - Передо мной стояла непростая задача — сыграть в одном гриме двух абсолютно разных по характеру людей…» (кадр из фильма, Юрий Яковлев в роли Ивана Грозного)
«Сниматься у Гайдая было большой удачей, - говорит Юрий Яковлев. - Передо мной стояла непростая задача — сыграть в одном гриме двух абсолютно разных по характеру людей…» (кадр из фильма, Юрий Яковлев в роли Ивана Грозного)
Фото: ИТАР-ТАСС

Как режиссер ни убеждал, что такого не случится, — без толку. «Я не хочу рисковать и потратить год жизни и работы впустую, — не внимал уговорам Никулин. — И тебе, кстати, не советую…» Но в фильме все равно остались сцены, изначально писавшиеся под Никулина. Так, режиссер Якин, наблюдая за Грозным, удивляется: «Я не узнаю вас в гриме. Кто вы такой? Сергей Бондарчук? Нет. Юрий Никулин?» А еще в картине фоном звучит песня в исполнении Юрия Владимировича из «Бриллиантовой руки»: «Косят зайцы траву, трын-траву на поляне…»

После отказа Никулина Гайдай пробовал на Грозного — Буншу Евгения Лебедева, Георгия Вицина, Евгения Евстигнеева. Но остановил выбор на Юрии Яковлеве. По воспоминаниям актера: «Сниматься у Гайдая, от картин которого я был в восторге, было большой удачей.

Передо мной стояла непростая задача — сыграть практически в одном гриме двух абсолютно разных по характеру, по внутреннему миру людей…» То, насколько Яковлев хотел сыграть у Гайдая, иллюстрируют воспоминания Натальи Крачковской. Она рассказывает, как еще во время проб у актера постоянно из-под царской шапки выскакивал чуб. Гайдай замечал: «Юрочка, ну пожалуйста, уберите…» На третьем замечании актер просто-напросто взял ножницы и со словами «Лишь бы утвердили» отрезал мешавшие волосы… Но, видимо, к середине съемок они снова отросли: в одной из «исторических» сцен из-под царской меховой шапки предательски выглядывает чуб.

Хотя «Иван Васильевич» предполагался как продолжение приключений Шурика, на роль изобретателя Александр Демьяненко был утвержден не сразу.

Вместе с ним на роль Тимофеева претендовал Олег Видов. И Наталья Селезнева не с первого раза стала Зиночкой. Режиссер предупредил актрису, что будет пробовать многих. Селезнева переживала и даже изредка позванивала ассистенту по актерам, интересуясь, кто еще претендует на Зиночку. На роль Жоржа Милославского пробовались Андрей Миронов, Вячеслав Невинный, Георгий Бурков, но пригласил режиссер Леонида Куравлева. Проще всего было со Шпаком — Владимира Этуша режиссер увидел в этой роли сразу. А самому актеру хотелось сыграть Грозного, однако, как признается Владимир Абрамович, предложить себя он не осмелился. Наталью Крачковскую на роль Ульяны Андреевны, жены управдома, Гайдай утвердил после первого же разговора с актрисой. Получив приглашение на пробы, она была на седьмом небе от счастья и, едва прочитав сценарий, попросила режиссера: «Мне так нравится материал, возьмите меня, пожалуйста!

Честное слово, я хорошо сыграю!»

Подготовительный период «Ивана Васильевича» длился два месяца, 21 августа съемки начались с исторических эпизодов в Ростове. Из Ярославской области группа переехала в Москву, где отсняли столичные пейзажи. А в середине октября перебралась в павильон «Мосфильма» — там выстроили декорации квартир и царских палат. Как вспоминают актеры, по Гайдаю никогда нельзя было понять, что он думает о снятой сцене. Он был крайне скуп на похвалы, максимум мог сказать: «Нормально…» И никогда не смеялся на площадке. Чтобы сосредоточиться, Гайдай нередко, прихватив свое кресло, отходил от группы в сторонку. Так, со сценарием в руках, он мог просидеть несколько часов.

Владимира Этуша режиссер сразу увидел в роли Шпака. Самому актеру хотелось сыграть Грозного, однако предложить себя он не осмелился
Владимира Этуша режиссер сразу увидел в роли Шпака. Самому актеру хотелось сыграть Грозного, однако предложить себя он не осмелился

На это время вокруг все утихали, понимая: режиссеру необходимо побыть одному, он придумывает, как снимать следующую сцену, изобретает новые трюки. Именно в такие «тихие часы» Гайдай придумал, как Бунша прячется от погони в Кремле, усевшись напротив статуи. Или как Грозный в квартире изобретателя плюхается на магнитофон, из которого тут же звучит песня Высоцкого. Или как Милославский дарит шведскому послу шариковую ручку с обнажающимися дамами (между прочим, эта ручка принадлежала самому режиссеру). Или как героиня Крачковской снимает парик, под которым почти лысая голова: «И тебя вылечат…» Кстати, с этим эпизодом актрисе пришлось помучиться. Наголо ее, конечно, не брили, зато надели сразу два парика — сначала купальную шапочку для ребенка, на которую был нашит «бобрик», а потом обычный парик.

Эта конструкция так стягивала кожу, что начинала болеть голова, а лицо отекало… Конечно, мучения стоили свеч, смех в кинозале не утихал долгое время. Хотя за эту сцену режиссеру досталось от некоторых критиков, один из которых написал: «Гайдаю, по-моему, порой изменяет вкус. Вот, например, женщина снимает парик и оказывается... лысой. Смешно? Может быть. Но как-то непривлекательно».

Ценил Гайдай и актерские импровизации, под которые мог с легкостью переделать эпизод. Так, роль Шпака — во многом актерская импровизация Владимира Этуша. Актер придумал на реплику Тимофеева «А где царь?» ответ: «Закусывать надо…» А еще он жалуется овчарке на лестничной клетке: «Украли магнитофона — три… куртки замшевые — три…» В первоначальном варианте все заканчивалось на «двух магнитофонах».

Наталья Крачковская придумала фразу, которую выкрикивает за дверью Шурика: «Интеллигент! Выучили вас на свою голову! Облысели все!» Как рассказывает Наталья Леонидовна, фраза «Облысели все» возникла у нее неожиданно, когда она вспомнила, что в фильмах про ученых последние чаще всего лысые. Режиссеру актерский вариант понравился, и он вставил его в картину. Также оставил придумку Леонида Куравлева, герой которого танцует в царских палатах с пачкой американских сигарет той самой марки, которую курил Гайдай. С удовольствием режиссер принял и находки Юрия Яковлева. Именно актер задумал, что Бунша говорит шепелявой скороговоркой, сбивчиво, а Грозный, наоборот, громко, четко, раскатисто. Он же придумал, как из-под царского подола предательски выглядывают носки и стандартные советские сандалии.

Когда Леонид Гайдай начинал работу над «Иваном Васильевичем», он написал на одной странице своего сценария слова режиссера Бориса Барнета: «Пока не ощутишь радость — не снимай кадра».

И хотя внешне по Гайдаю никогда нельзя было понять, ощущает ли он радость от каждого кадра — слишком уж серьезен был, — однако, как вспоминает Селезнева, Леонид Иович всегда знал, что покажется зрителю интересным, и точно замечал: «Здесь будет смех». Эти моменты режиссер называл «смехоточками». В вышедшем в сентябре 1973 года в прокат фильме этих «смехоточек» оказалось предостаточно. Картина стала лидером проката и собрала в кинотеатрах более 60 миллионов человек. И, между прочим, на каждого своего зрителя режиссер смотрел с экрана — как смотрит и сейчас.

Эпизод, где его князь Милославский танцует с пачкой любимых Гайдаем сигарет, Леонид Куравлев придумал сам
Эпизод, где его князь Милославский танцует с пачкой любимых Гайдаем сигарет, Леонид Куравлев придумал сам

Леонид Гайдай навсегда запечатлел себя в эпизоде в самом начале картины… в роли осветителя, направляющего свет на поющую Зиночку…

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог