Сергей Жигунов: «Мои «Мушкетеры» побьют женские сердца как тарелочки»

Осенью 2013 года на экраны выходит картина Сергея Жигунова «Три мушкетера». В преддверии премьеры корреспондент 7Дней.ru встретился с режиссером ленты.
Лера Уколова
|
13 Августа 2013
  «Мои мушкетеры побьют, конечно, девичьи сердца, как тарелочки побьют...»
«Мои мушкетеры побьют, конечно, девичьи сердца, как тарелочки побьют...»
Фото: , предоставлено продюсерским центром Сергея Жигунова

Осенью 2013 года на экраны выходит картина Сергея Жигунова «Три мушкетера». В преддверии премьеры новой экранизации романа Александра Дюма корреспондент портала   7Дней.ru   встретился с режиссером ленты. Жигунов рассказал в интервью о том, как ему удалось адаптировать произведение для современных зрителей, о своем отношении к другим экранизациям, и о том, почему его Портос мускулистый, Арамис мужественный, а д'Артаньян юный.

Наряду с актерским и продюсерским опытом, Вы теперь обладаете и опытом режиссерским.

Сергей Жигунов
Сергей Жигунов
Фото: предоставлено продюсерским центром Сергея Жигунова

«Три мушкетера» — ваш дебют в этом качестве. Какая из трех профессий Вам больше по душе?

— Напряженнее всех работает режиссер, самая большая ответственность у продюсера, а у артиста меньше ответственности, но очень сильные эмоциональные нагрузки. Вот и выбирай, что нравится. Профессия режиссера требует присутствия в течение всей смены, всегда, везде: на озвучивании, на съемке. Нужно все объехать, все пощупать, все посмотреть. Должны показать шпаги, ботинки, каблуки, перья, русло реки на восьмом километре, русло реки на третьем, 24 варианта моста. Продюсер может в любой момент уйти и поехать на совещание, режиссер — нет.

Сергей Жигунов и Екатерина Вилкова (Миледи)
Сергей Жигунов и Екатерина Вилкова (Миледи)
Фото: предоставлено продюсерским центром Сергея Жигунова

Это колоссальная нагрузка, и я, конечно, не ожидал, что режиссер столько работает. Мое отношение к этой профессии кардинально изменилось. Режиссеры недооценены в отечественном кинематографе, из-за этого у нас так много проблем.

— Больше не будете снимать фильмы?

— Поначалу я сказал, что не буду. Сейчас немного выдохнул, поэтому не знаю, может, начну снимать что-нибудь еще.

«Я глубоко погрузился в работу еще лет в 20, и вот с тех пор я ни разу оттуда не вышел»
«Я глубоко погрузился в работу еще лет в 20, и вот с тех пор я ни разу оттуда не вышел»
Фото: предоставлено продюсерским центром Сергея Жигунова

Приближается дата премьеры фильма. И его уже активно обсуждают на форумах, критикуют. Как вы относитесь к критике, к сравнениям с картиной Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Три мушкетера», и что можете сказать в защиту своего фильма фанатам Дюма?

— Я проводил фокус-группу в разных возрастных категориях, и у меня есть статистика, которой нет у других. В возрастной категории 14-24 лет нет ни одного отрицательного отзыва. С картиной Хилькевича произошла очень странная история. Когда ее показали в первый раз, она категорически была не принята. Это было общее мнение. Ведь наше поколение читало Дюма. Кстати, социологический опрос выявил, что практически никто из той аудитории, что сейчас ходит в кинотеатры, Дюма не читал. Многие даже не смотрели картины Хилькевича.

Те, кто смотрел, с удивлением спрашивают, почему д'Артаньян такой молодой. Но в книжке-то он молодой, и мне казалось, это главное, чего не хватает в советском фильме. Поэтому я сделал то, что, наверное, подсознательно хотел сделать всю жизнь. Я  хотел исправить некую неточность, которая появилась в моем детстве вместе с фильмом Хилькевича. И я ее исправил.

— И все же фильм «Три мушкетера» с Михаилом Боярским в роли д'Артаньяна многие полюбили.

— Всем нравились песни, но они не были написаны специально для фильма. Максим Дунаевский писал музыку к инсценировке Марка Розовского. Был знаменитый спектакль в Московском ТЮЗе, где Владимир Качан исполнял роль д'Артаньяна. Потом сняли фильм, дописали песню «Пора пора порадуемся», которая сильно отличалась от интеллигентной, благородной интонации инсценировки Розовского.

Там основной темой была песня «Когда твой друг в крови».

Когда вышла советская картина, все растерялись, потому что Боярский был уже не в том возрасте для этой роли (актеру тогда было 28 лет. — Прим. 7Дней.ru). Мне, восьмикласснику, тогда показалось, что он был как мой папа. Я никак не мог себе представить, что мой отец может оказаться д'Артаньяном, я всегда представлял себя на его месте, как и любой мальчишка.

Потом с этой картиной что-то произошло. Она с годами стала все больше и больше нравится. И мне, кстати, тоже. Она вдруг стала классикой, почти великой. Все хуже и хуже становилось телевидение, все жестче закручивали гайки, началась война в Афганистане.

«Мы делаем приключенческий фильм, будут яркие эмоции, страсти, будет большая дружба и великая любовь»
«Мы делаем приключенческий фильм, будут яркие эмоции, страсти, будет большая дружба и великая любовь»
Фото: предоставлено продюсерским центром Сергея Жигунова

Исторические фильмы практически перестали снимать. Развлекательного было все меньше, и картина вдруг заняла такое место на долгие годы. Боярский в роли д'Артаньяна хорош, говорить нечего. Я люблю Мишу и как человека, и как артиста. Но он старше своего персонажа на 10 лет физически, а экранно — на 15. Изначально он должен был играть графа Рошфора и это, наверное, было более точным распределением. В целом, это очень яркий фильм, Хилькевич, несомненно, талантливый режиссер.

Хотя есть хороший французский фильм 1961-го года с Милен Демонжо. Там немножко сыпется финал (говорю так, поскольку успел стать большим специалистом по «мушкетерам»), но, вообще, очень современно и динамично написанный сценарий, хороший кастинг актеров, костюмы, легкая режиссура, великолепная постановка трюков.

Он мне нравится больше.

— И все же Вы считаете, что с советской версией у Ваших «Мушкетеров» мало общего?

— К фильму Хилькевича как к кинопродукту я никогда не относился, поэтому ощущения конкуренции нет. Это почти фильм-спектакль. Были такие программы, телебенефисы, их снимал Гинзбург. Они очень нравились зрителям. «Три мушкетера» Хилькевича сняты в подобном жанре... На лосины Д’Артаньяна, на эти костюмы, в которых ходят актеры, мне страшно смотреть. На город Львов, на асфальт, по которому идут лошади, тоже... Можно ведь было хотя бы соломкой посыпать, так всегда делали, чтобы асфальт было не видно.

Но там не очень старались, оно и не надо — небрежность, которая есть в этой картине, соответствует жанру. Планировали повеселиться у телевизора, но никак не показывать картину на большом экране.

— А на что Вы делаете ставку в своем фильме? Чтобы вы назвали визитной карточкой вашей картины?

— Когда меня спросили в самом начале, что я буду делать с музыкой, я ответил, что музыки у нас не будет. Мы делаем приключенческий фильм, будут яркие эмоции, страсти, будет большая дружба и великая любовь. В конечном итоге мы записали музыку с Лондонским симфоническим оркестром, и она получилась грандиозная. Она такое впечатление производит на зрителя, что я опасаюсь, как бы не оказалось, что это лучшее, что есть в картине.

Сергей Жигунов и Реналь Мухаметов (д'Артаньян)
Сергей Жигунов и Реналь Мухаметов (д'Артаньян)
Фото: предоставлено продюсерским центром Сергея Жигунова

— Как Вы адаптировали роман Дюма для современного зрителя?

— Я уплотнил время. В книжке д'Артаньян только на 32-й день знакомится с Констанцией. То, что у Дюма длилось два года, у нас заняло несколько недель. Плюс я искал мотивы для поступков героев, понятные современному зрителю.

К слову, при всем моем уважении, Дюма сделал много ужасных вещей. Дело в том, что он писал произведение для журнала, получая деньги за строчки. Отсюда, кстати, возникли слуги и их короткие реплики. «Да», «нет» — это строчки, за которые тоже платили. Поэтому даже немой, произносящий «эээ», появляется в книге неспроста. Дюма все время дописывал «Мушкетеров». Первый сезон прошел, рейтинг есть, журнал раскупили, заказывайте второй.

Видимо, он не знал, в какой момент ему придется заканчивать. Вторая часть книги возникает искусственно. Кардинал перестает быть злодеем и становится более-менее положительным героем, а Миледи превращается в злодейку. До этого она появилась, срезала подвески и исчезла, а тут вдруг становится главным персонажем. Пропадают король с королевой. Есть несколько глав, около 160 страниц, где д'Артаньян даже не упоминается. Так что идеально было бы закончить эту историю на возвращении из Лондона. Д'Артаньян счастлив с Констанцией, прекрасный боевик, сплошные драки, скачки и поцелуи. Но я побоялся это сделать.

— С какими трудностями Вы столкнулись на съемках, все-таки проект очень масштабный?

— Сначала я собирался снимать фильм в России, но в середине подготовительного периода понял, что надо уезжать заграницу. Поэтому половину фильма мы сняли в Чехии. Снимать у нас такое кино невозможно. Нет фехтовальщиков, реквизита, нет костюмов, мастерских, которые могли бы шить эти костюмы.

— Кстати, о каскадерах. Часто пользовались их помощью или большинство трюков делали актеры?

— Актеры отлично всё делали! Но надо понимать, что есть определенные трюки, которые артистам не позволят выполнить. Это бесчеловечно, но если «ломается» каскадер, ровно через полчаса на его место встанет другой, а артиста поменять нельзя. Кстати, в советском кино запрещено было делать некоторые трюки, но мы делали. Так, например, нужно было быть кандидатом в мастера спорта, чтобы тебе разрешили просто проскакать на лошади.

Сергей Жигунов
Сергей Жигунов
Фото: предоставлено продюсерским центром Сергея Жигунова

Это был трюк второй категории сложности.

У ребят на наших съемках, конечно, были дублеры, потому что нагрузка была такой, что, если бы они дрались от начала до конца, пока снимают бой, они бы выдохлись. Были и неприятные моменты: Алексея Макарова ударили осколки взорвавшейся бутылки, а Паша Баршак получил по глазу шпагой, — но, благо, все обошлось.

— Вы сами не поддались соблазну пофехтовать, сесть на лошадь?

— Я ведь служил в армии в кавалерии, поэтому постоянно брал в руки шпагу и на лошади ездил. Приходили конники и говорили: «Ну хочешь же посидеть?» Хочу, говорю (улыбается). И мне подводили коня.

—  А Вы строгий режиссер?

—Да, я не разрешал даже менять слова в сценарии, потому что текст хорошо написан и можно разрушить музыку диалога. Не могу сказать, что актеры испытывали трудности, текст легко запоминался. Я писал сценарий вслух, проговаривал, все сцены играл сам с собой.

— А как Ваша семья поддерживала вас во время таких тяжелых съемок?

— Моя дочь Мария работала ассистенткой режиссера монтажа Николя Трембасьевича, она закончила ВГИК. Жена была занята на работе, но приезжала ко мне на съемки и в Чехию, и в Петербург. В Чехию она приехала на свой день рождения. Хорошо, что я был режиссером, и утром мне не надо было входить в кадр.

Надо было идти в ресторан, и я пошел. На следующий день я работал и снял на удивление хорошую сцену (смеется). Отсутствие необходимости с утра стоять перед камерой – единственное преимущество режиссера.

Мне было даже легче, что я на время оставил семью, уехал и занимался только фильмом, потому что сил не оставалось никаких. Это был, наверное, первый раз в жизни, когда я почувствовал, что устал. Обычно я работаю как лошадь. Убить меня невозможно. Я устаю, но сделать так, чтобы я «умер» никому не под силу, а тут я «умер». И я вам больше скажу, я до сих пор не отошел. Никак не могу восстановиться. Страшно представить, какое количество энергии я трачу на эту картину.

— Этим летом Вашей внучке Юлии исполняется пять лет. Стараетесь проводить с ней время?

— Вам соврать? Нет, сейчас я стараюсь сделать хороший фильм.

— Семья не обижается, что вы так глубоко погрузились в работу?

— Я глубоко погрузился в работу еще лет в 20, и вот с тех пор я ни разу оттуда не вышел. У меня был перерыв на службу в армии, но там тоже заставляли работать с утра до вечера.

— У вас не возникало желания снять в своем фильме жену или дочь?

— Роли должны подходить артистам. Конечно, можно было снять всю мою семью, но если они не будут подходить на роли, то кто потом будет смотреть это кино? Ведь очень важно возрастное, психофизическое, внешнее соответствие.

Сергей Жигунов и Василий Лановой (кардинал Ришелье)
Сергей Жигунов и Василий Лановой (кардинал Ришелье)
Фото: предоставлено продюсерским центром Сергея Жигунова

Здесь играют все те, кого я хотел видеть в этом фильме. Никто лучше сыграть бы не смог. Была хорошая версия с Цыгановым, Дюжевым и Крюковым, но тот ансамбль, который мы собрали, я очень люблю. Они чудесные. Очень красивый Паша Баршак в роли Арамиса. Я не женщина, чтобы судить, но у меня ощущение, что он очень сексуальный и при этом в нем нет никаких намеков на женственность. Ведь Арамиса всегда подозревали в неправильной ориентации.

Есть также мнение, что Портос должен быть толстым, но как может быть толстым человек, который целый день скачет на лошади и дерется на шпагах?! Они же фактически сотрудники Федеральной службы охраны. Мушкетеров, личных охранников короля, было всего 100 человек, а гвардейцев кардинала — 50.

Сергей Жигунов и Филипп Янковский (Людовик XIII)
Сергей Жигунов и Филипп Янковский (Людовик XIII)
Фото: предоставлено продюсерским центром Сергея Жигунова,

Между ними часто завязывались драки. Это как две футбольные команды: все знали их в лицо, по именам, и если они выясняли отношения, то все точно знали, кто кому гол забил. Это были специально подготовленные люди, поэтому никаких толстяков там быть не могло. И Леша Макаров в этой роли очень органичен. У него непростой характер, но это даже добавляет прелести (смеется). Он очень точно все делает, хорошо понимает в кино. А Юра Чурсин сыграл настолько благородного Атоса и такую любовь с Миледи, что все женские сердца будут разбиты. Про Риналя я вообще молчу. Мои мушкетеры побьют, конечно, девичьи сердца, как тарелочки побьют...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Яблочный пирог «Букет роз»: рецепт красивого и вкусного лакомства от Сергея Малоземова
«Рецепт недели на этот раз — пирог с цветами! Получается воздушный инежный пирог, который точно порадует не только вкусом, но и красотой.Пользы тут, конечно, мало. Но мы уверены, что вы вряд ли станете готовитьтакое сладкое каждый день», — говорит телеведущий и врач по образованию Сергей Малозёмов.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог