Новости Звезды Красота Здоровье Мода Развлечения Стиль жизни Видео Скидки

Секреты актерской памяти

У каждого артиста есть свои секреты для запоминания текста.
Жерар Депардье не утруждает себя заучиванием ролей — для него на площадке вывешивают  подсказки-растяжки Жерар Депардье не утруждает себя заучиванием ролей — для него на площадке вывешивают подсказки-растяжки Фото: Ирина ДАНИЛОВА

А вот молодые актеры во многом отстают от мэтров. Звезда «9 роты» Михаил Евланов, например, признается, что не может похвастаться хорошей памятью. «Знаю, что надо развивать эту способность, но все никак не займусь. Поэтому частенько выхожу за счет импровизации. Конечно, попадаются режиссеры, которые требуют дословного знания роли, как у Федора Бондарчука в фильме «Обитаемый остров». Но у нас с ним был договор: я учу текст, а он позволяет мне расширить рисунок роли. Конечно, Федор дал мне общую картину моего героя, но позволил привнести в нее собственные краски. И это стало стимулом для меня…»

Конечно, чем больше у актера практики, тем быстрее он справляется с текстом. «На съемках сериала «Танго втроем» я натренировалась до такой степени, что было достаточно посмотреть на лист с текстом, как через минуту могла его пересказать, — делится опытом Галина Бокашевская.

— А бывали такие ситуации, когда мы приезжали домой в полночь, под дверьми находили сценарий и должны были к утру его выучить. Объемы текста были гигантские, иногда учили по 27 сцен. Но через несколько месяцев съемок мне было уже достаточно один раз посмотреть текст, как бы фотографируя его, чтобы запомнить». Ростислав Плятт во время театральных репетиций, вечером получая переписанный и переработанный текст, на следующее утро приходил с блестящим его знанием. А вот его партнерша, которую взяли с 3-го курса театрального, с этой задачей не справлялась... «Молодым артистам еще мешает страх, от этого клинит память», — объясняет Галина Сазонова.

Вообще, существуют два типа памяти: короткая и длинная. Первая часто выручает артистов кино: выучил, сыграл и забыл. Если не брать примеры, когда режиссеры до съемок начинают репетиции с актерами, как это делал Никита Михалков в «Механическом пианино». Вторая — исключительно в театре, когда долго репетируют, проходят мизансцены, проговаривают роль с партнером. «По большому счету, текст должен усваиваться во время репетиций, — рассказывает Александр Ширвиндт. — Когда от застольного периода переходишь на сцену, текст уже должен быть в тебе. Он ложится органично вместе с пластикой, взаимоотношениями. Он оседает сам, становится легким, своим. Зубрить особенно ничего не надо, хотя иногда приходится — когда срочный ввод или большой монолог, особенно в классических произведениях». Именно благодаря длинной памяти актеры, не игравшие спектакль несколько месяцев, только выйдя на сцену и пройдя свои мизансцены в привычной декорации, тут же вспоминают роль.

Впрочем, запоминается роль не только во время репетиций.

Актеры работают с текстом и самостоятельно. И у каждого свой метод. Так, Елена Яковлева и Марина Неелова переписывают слова своей роли в отдельную тетрадь, чтобы удобнее было работать и запоминать. Наталья Гундарева тоже вела свою актерскую тетрадь, в которую еще записывала комментарии и советы режиссера во время репетиций. Сергей Шакуров, когда надо выучить большую роль, порой записывает текст в аудиофайл, а потом прослушивает его, запоминая на слух.

Но сколько бы репетиций или дублей ни было сделано, ни один актер не застрахован от того, что нужные слова вдруг вылетят из головы.

Татьяна Васильева, играя в фильме «Все могут короли», писала для себя шпаргалки на ладонях Татьяна Васильева, играя в фильме «Все могут короли», писала для себя шпаргалки на ладонях Фото: Ирина ДАНИЛОВА

В этот момент главное — не растеряться. У Сергея Юшкевича напрочь вылетели нужные слова, когда снимали финальную сцену «Тоталитарного романа». Его персонажа, Андрея, в одной ночной рубашке и босиком выбегает провожать главная героиня Надежда. И все бы ничего, только на улице мороз за 30 градусов, вся съемочная группа в валенках и тулупах. Актер, едва увидев босую партнершу в снегу, так за нее испугался, что вместо ее экранного имени выкрикнул: «Галя! Галя! Что ты делаешь?» В результате сорвал дубль и извинялся: «Простите, но как увидел ее босиком, на морозе, слова из головы выскочили…» Галина Бокашевская едва не сорвала съемки по другой причине: «Снимали мой крупный план в «Джек Восьмеркин — американец». Надо было сыграть эмоцию и произнести небольшой монолог. И вот команда «Мотор!», камера — на меня.

Но вдруг чувствую, что мне на шею села пчела! Она медленно ползет по мне, я же покрываюсь холодным потом, ведь вот-вот укусит. В глазах ужас, текст вышибло напрочь. Но пленку жалко, тогда мы работали в режиме экономии. Не знаю, как взяла себя в руки, только слова произнесла. До сих пор не могу смотреть этот фильм без содрогания...»

Фильмы со звездами:

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Новости партнеров
Написать комментарий

Читайте также





Мы в соцсетях
Facebook
Вконтакте
Одноклассники


Юлия Высоцкая Юлия Высоцкая актриса театра и кино, телеведущая
Все о звездах

Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.

Хотите узнаватьо звездах первыми?
Читай бесплатно
Журнал Караван историй
Журнал Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй
Журнал Коллекция Караван историй