Российские фильмы, которые номинировались на «Оскар»

Мы вспоминаем российские и советские фильмы, завоевавшие почетную статуэтку или номинированные на ее получение.
Яна Филимонова
|
23 Января 2015

Недавно стало известно, что картина «Левиафан» режиссера Андрея Звягинцева, уже награжденная несколькими престижными кинопремиями, попала в шорт-лист претендентов на «Оскар». Мы желаем режиссеру удачи и вспоминаем российские и советские фильмы, завоевавшие почетную статуэтку или номинированные на ее получение.

Российские и советские фильмы, получившие «Оскар»:

Утомленные солнцем, 1994
Утомленные солнцем, 1994
Фото: Kinopoisk

Утомленные солнцем, 1994

Драма режиссера Никиты Михалкова — трагическая история одной семьи, в которой преломилась эпоха гражданской войны и репрессий— не оставила равнодушным ни аудиторию, ни критиков, ни даже писателей.

Фильм «Утомленные солнцем» так впечатлил британского драматурга Питера Флэннери, что тот написал по его сценарию одноименную пьесу. Спектакль по ней был поставлен в 2009 году на сцене лондонского Королевского Национального театра с Киараном Хайндсом в роли Котова и Рори Кинниром в роли Мити.

В 1994 году лента получила большой приз жюри Каннского кинофестиваля, а в 1995 году Американская академия киноискусств присудила ей «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

«Москва слезам не верит», 1979

«Москва слезам не верит», 1979
«Москва слезам не верит», 1979
Фото: Kinopoisk

Кинохит Владимира Меньшова стал лидером проката сразу после выхода на экраны. Правда, советские критики восторгов публики поначалу не разделяли: фильм ругали за дешевый примитивизм и упаднические настроения. Номинация на премию «Оскар» и последующее завоевание золотой статуэтки в 1981 году стали для авторов ленты полной неожиданностью.

Режиссер фильма Владимир Меньшов в то время был невыездным, поэтому он не только не смог пройти по красной дорожке в Лос-Анджелесе, но и о самом присуждении премии узнал из телепередачи «Время». Позже режиссер признавался, что премия скорее прибавила ему проблем, чем принесла какой-либо успех. Но для западных зрителей фильм стал ключом к пониманию советской действительности. Говорят, что по настоянию своих помощников Рональд Рейган восемь раз пересматривал «Москву ... », чтобы подготовиться к предстоящей встрече с Горбачевым.

«Дерсу Узала», 1975

«Дерсу Узала», 1975
«Дерсу Узала», 1975
Фото: Kinopoisk

Советско-японский фильм «Дерсу Узала» с Виталием Соломиным и Максимом Мунзуком в главных ролях был снят Акирой Куросавой по мотивам произведений Владимира Арсеньева. Японцам и русским оказалось нелегко работать в одной съемочной команде: наличие языкового и, главное, культурного барьера то и дело приводило к курьезным ситуациям.

Федор Добронравов позже со смехом вспоминал, как при первой встрече оператор Асакадзу Накаи по японскому обычаю склонился и стал целовать ему руку. Совершенно опешив, Добронравов поднял его и поцеловал в щеку, что в Стране восходящего солнца, в свою очередь, считается вопиющим нарушением этикета. Сам Куросава оказался невероятно требователен. Режиссер мог заставить всю команду перестраивать бутафорскую избу из-за перекосившихся бревен или развешивать на деревьях осенние листья взамен опавших.

Однако результат этого каторжного труда оказался блестящим: «Дерсу Узала» получил «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке и множество других наград в разных странах. Исполнитель роли тувинского охотника Дерсу, Максим Мунзук, получил премию французских кинокритиков за лучшую актерскую игру.

«Война и мир», 1965 - 1968

«Война и мир», 1965 - 1968
«Война и мир», 1965 - 1968
Фото: Kinopoisk

Эта экранизация знаменитого романа Толстого стала одной из самых высокобюджетных в истории кинематографа. Режиссер Сергей Бондарчук воссоздал атмосферу роскошных балов и масштабных батальных сцен, детально воспроизведя костюмы начала XIX века. Консультантом по этикету на съемочной площадке работала Анна Книпер-Тимирева, гражданская жена адмирала Колчака. Многие музеи предоставляли свои экспонаты в качестве реквизита для съемок. Работа над лентой контролировалась непосредственно Министерством культуры СССР.

На роль Наташи Ростовой пробовались Наталья Фатеева, Людмила Гурченко и Анастасия Вертинская, однако Бондарчук остановил свой выбор на выпускнице Ленинградского театра оперы и балета Людмиле Савельевой.

Отзывы критиков о фильме были противоречивыми: одни хвалили режиссера за точное воспроизведение духа эпохи, другие порицали за слишком буквальное следование тексту. Тем не менее, картине была присуждена масса наград, в том числе премия Нью-Йоркской ассоциации кинокритиков за лучший фильм на иностранном языке в 1968 году и «Оскар» в 1969.

Фильмы, которые номинировались на «Оскар»:

«Левиафан», 2014
«Левиафан», 2014
Фото: Kinopoisk

«Левиафан», 2014

Режиссер Андрей Звягинцев уже выдвигал на «Оскар» свой фильм «Возвращение». Однако тогда работа не попала даже в шорт-лист. «Левиафан», получивший противоречивые отзывы критиков, числится в списке наиболее вероятных претендентов на главную кинопремию.

Картина «Левиафан», как утверждают сами ее создатели, это «история библейского Иова на материале современной России». Главный герой картины — Николай, житель небольшого приморского поселка на севере страны. Вместе с отцом герой построил себе дом и мастерскую. Но его нормальная жизнь рушится под влиянием судьбы. Главные роли исполнили Алексей Серебряков, Елена Лядова и Владимир Вдовиченков.

Лента уже получила «Золотой глобус» Каннского фестиваля и более десятка других наград, включая главный приз Лондонского кинофестиваля 2014 года. Президент жюри фестиваля Джереми Томас заявил, что его потрясли «грандиозность фильма и затронутые в нем проблемы».

«12», 2007

«12», 2007
«12», 2007
Фото: Kinopoisk

В 2007 году Никита Михалков представил ремейк классической судебной драмы американского режиссера Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин». В истории Михалкова центром действия стал спортзал средней школы, где двенадцать присяжных решают судьбу 18-летнего чеченского юноши, подозреваемого в убийстве отчима.

Фильм демонстрировался на 64-м Венецианском кинофестивале, на котором Михалков получил приз «Специальный лев» за вклад в киноискусство, и вошел в шорт-лист номинантов на премию «Оскар».

Сам режиссер утверждает, что снимал картину без какого-либо прицела на высокие международные награды. «12» — это то, о чем я не мог не говорить, это очень русская картина про нас и о нас», — сказал Михалков.

«Вор», 1997

«Вор», 1997
«Вор», 1997
Фото: Kinopoisk

Жесткая социальная драма Павла Чухрая после своего выхода завоевала 6 премий «Ника» и спeциaльный пpиз жюpи MКФ в Beнeции, а также была номинирована нa «Ocкap» и «Зoлoтoй глoбyc» в кaтeгopии «Лyчший фильм нa инocтpaннoм языкe».

Образ харизматичного, но жестокого уголовника стал одной из наиболеее запоминающихся ролей Владимира Машкова. Отдельных похвал удостоилась игра юного актера Михаила Филиппчука, которому на момент выхода фильма исполнилось всего 9 лет.

«Кавказский пленник», 1996

«Кавказский пленник», 1996
«Кавказский пленник», 1996
Фото: Kinopoisk

Экранизация рассказа Льва Толстого в переложении на исторические события 90-ых годов была смелым ходом режиссера Сергея Бодрова-старшего.

Говорят, что выбор на главную роль сына кинорежиссера был не проявлением семейной протекции, а случайностью. Бодров-младший иногда сопровождал отца во время творческих командировок. Не исключением стала и поездка, запланированная для съемок фильма «Кавказский пленник». В то время кандидат на главную роль еще не определился, и режиссер решил попробовать сына в качестве актера. Родственных поблажек он не делал, и роль в итоге удалась. Сам исполнитель роли Ивана Жилина позже говорил, что воспринимал свою работу как эксперимент.

Самой желанной награды кинематографа картина так и не получила, но была удостоена премии European Film Awards за лучший сценарий и «Хрустального глобуса» фестиваля в Карловых Варах за режиссуру.

«Урга — территория любви», 1991

«Урга — территория любви», 1991
«Урга — территория любви», 1991
Фото: Kinopoisk

«Урга» стала еще одним произведением Михалкова, выдвинутым на «Ocкap». Почти анекдотический сюжет режиссер превратил в серьезный и одновременно трогательный фильм. Молодая монгольская пара с тремя детьми живет в степи на севере Китая. Однажды жена посылает мужа-монгола в город за презервативами: больше трех детей иметь запрещено, но трое-то у них уже есть! Степняк отправляется в путь в сопровождении русского шофера.

Эта лента совместного советско-французского производства в 1991 году получила «Золотого льва» в Венеции, а в 1993 году была номинирована на «Золотой глобус» и «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

«Военно-полевой роман», 1983

«Военно-полевой роман», 1983
«Военно-полевой роман», 1983
Фото: Kinopoisk

«Тодоровский был потрясающим режиссером. Он постоянно эволюционировал, становился все лучше и лучше, с каждом фильмом набирал новую высоту», — такими словами Павел Лунгин охарактеризовал своего коллегу, Петра Тодоровского.

Сюжет мелодрамы был навеян мастеру его собственными воспоминаниями о фронтовой жизни и послевоенных годах. Премьера фильма состоялась на Берлинском кинофестивале, где исполнительница главной роли Инна Чурикова была отмечена как лучшая актриса. Позднее «Военно-полевой роман» был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

«Частная жизнь», 1982

«Частная жизнь», 1982
«Частная жизнь», 1982
Фото: Kinopoisk

Картина Юрия Райзмана рассказывает о жестком и требовательном руководителе предприятия по фамилии Абрикосов, который выходит на пенсию и неожиданно обнаруживает, что его идеалы устарели, близкие отдалились от него и жизнь, кажется, прошла напрасно.

Трагедия человека, который пережил свою эпоху и теперь чувствует себя лишним, тронула сердца кинокритиков и зрителей. «Разве мало людей попали в такое положение, когда рухнула система? Одни сориентировались, приноровились, другие — их много — не были готовы к переменам», — рассуждал создатель фильма. Фильм Райзмана был не только выдвинут на «Оскар», но и получил двух Золотых львов на Венецианском кинофестивале.

«Белый Бим Черное Ухо», 1977

«Белый Бим Черное Ухо», 1977
«Белый Бим Черное Ухо», 1977
Фото: ИТАР-ТАСС

Трогательная история о верной собаке, которая отправилась на поиски своего хозяина, на десять лет опередила японскую «Историю Хатико» и на тридцать — ее знаменитый голливудский ремейк с Ричардом Гиром.

И хотя картина Станислава Ростоцкого не стала всемирно известной, зарубежное жюри ленту оценило. Белый Бим получил «Хрустальный глобус» в Карловых Варах и попал в список номинантов на «Оскар». А главному герою картины и одноименной повести, спрингер-спаниэлю Биму, установили памятник на одной из площадей Воронежа.

«А зори здесь тихие», 1972

«А зори здесь тихие», 1972
«А зори здесь тихие», 1972
Фото: Kinopoisk

Фильм по повести Бориса Васильева, также снятый Станиславом Ростоцким, стал классикой советского кино и одной из любимых народных картин на военную тему. В 1973 году фильм стал лидером проката: его посмотрело около 66 миллионов человек.

Большинство актеров, утвержденных на главные роли, были дебютантами, и потому их игра оказалась особенно искренней. После выхода работа Ростоцкого получила памятный приз МКФ в Венеции и попала в шорт-лист претендентов на «Оскар».

«Чайковский», 1969

«Чайковский», 1969
«Чайковский», 1969
Фото: Kinopoisk

История жизни великих — предмет неистощимого интереса писателей и режиссеров. Но рассказать о личности такого масштаба дано не всем. Игорю Таланкину это удалось. Двухсерийный фильм-биография, повествующий о жизни знаменитого композитора, был снят на основе переписки Чайковского с Надеждой Фон Мекк.

Лента была номинирована на «Золотой глобус», а также «Оскар» в двух категориях — лучший фильм на иностранном языке и лучшая адаптация музыкальной темы.

За свое перевоплощение в гениального сочинителя музыки актер Иннокентий Смоктуновский получил приз на фестивале в Сан-Себастьяне и по итогам зрительского опроса в СССР был признан лучшим актером 1970 года.

«Братья Карамазовы», 1968

«Братья Карамазовы», 1968
«Братья Карамазовы», 1968
Фото: Kinopoisk

Иван Пырьев не в первый раз брался за экранизацию романов Достоевского. После попытки поставить «Идиота», неудавшейся из-за ухода из фильма Юрия Яковлева, в самом конце своей творческой карьеры режиссер взялся за Карамазовых.

Свою работу Пырьев закончить не успел, 7 февраля 1968 скончавшись от инфаркта. Поэтому режиссерами третьей серии фильма стали Михаил Ульянов и Кирилл Лавров. По опросу журнала «Советский экран» фильм с звездным составом был назван лучшим в 1970 году. Актер Андрей Мягков позже называл роль Алексея Карамазова лучшей за всю свою карьеру.

В 1969 году фильм был выдвинут на «Оскар», а в 1971 году получил приз «жемчужина» как лучшая иностранная лента года на конкурсе японской ассоциации любителей кино.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог