В Москве открылся десятый фестиваль «Французское кино сегодня». Еще четыре года назад это событие могло показаться вполне ординарным: Франция ежегодно предоставляла российской столице свои лучшие работы. Однако потом форум отправился путешествовать по регионам, так что москвичам оставалось лишь разочарованно вздыхать. И только накануне года Франции в России фестиваль вернулся. И теперь на суд московского зрителя представлено восемь еще не вышедших в прокат картин.
Среди них новая работа патриарха французской комедии Франсиса Вебера «Зануда».
Обожаемый российским зрителем за фильмы «Игрушка», Невезучие», «Папаши», «Беглецы» режиссер решил на этот раз воскресить героя собственной пьесы «Контракт» Франсуа Пиньона. Бессмысленно пересказывать все приключения незадачливого фоторепортера и профессионального киллера, которых сталкивает Вебер в своем фильме, достаточно сказать, что эта версия «Зануды» нисколько не уступает фильму 1973 года Эдуарда Молинаро, с Лино Вентурой и Жаком Брелем в главных ролях.
Стоит упомянуть и не менее очаровательную комедию «Любить по-французски» Изабель Мерго о веселой вдове, которой надоело быть благопристойной, но она никак не может вырваться из-под удушающего гнета семейной поддержки. И фильм Летиции Коломбани «Мои звезды прекрасны» с примадоннами Катрин Денев, Эммануэль Беар и юной Мелани Бернье, где по сюжету мужчина не может выбрать один-единственный предмет для обожания, а потому поклоняется сразу трем богиням.
Кульминацией французского фестиваля станет показ одного из сильнейших фильмов года – «Пророка» Жака Одияра, удостоенного в этом году «Гран-при» в Каннах.
Это история приговоренного к шести годам тюрьмы 19-летнего Малика Эль Джебена. Он не умеет ни писать, ни читать, но отчего-то лидер авторитетной банды корсиканцев решает поручить Малику ряд опасных и рискованных «миссий», выполнение которых формирует из «никого» личность. «Пророк» гармоничен, он завораживает и поражает, оставаясь простой криминальной историей. Порой излишне религиозный, «Пророк» – жесткий и честный фильм о неизбежной смене криминальных структур в Европе.
Но «Пророка» еще предстоит оценить московской публике.
А фильмом-открытием фестиваля стала комедия «Агент 117: миссия в Рио» о французском Джеймсе Бонде Юбере Бониссере де ля Бате, отправившемся в 1967 году практически на край света в компании обворожительной подполковницы Моссада за микрофильмом с компроматом на французское правительство. Дескать многие из них помогали фашистам во время Второй мировой, так что допустить огласку подобных сведений никак нельзя.
С ролью Юбера привычно и с легкостью справляется артист Жан Дюжарден – он воплощает агента 117 уже второй раз.
Мы же полюбили и запомнили Дюжардена по его работе в фильме «99 франков». Типичный французский сноб, некрасивый до обаяния, умный до пошлости и глупости, полный шарма, вызывающего отвращение. Даже играя туповатого и любвеобильного Бониссара, Дюжарден, кажется, остается самим собой – от того зритель верит его агенту не меньше, чем интеллигентному английскому шпиону Джеймсу Бонду. Ну а к приключениям Юбера стоит относиться примерно так же серьезно, как к миссии каждого киношного суперагента. То есть с юмором. Для тех, кто не успел попасть на открытие – «Агент 117: миссия в Рио» выйдет в широкий прокат через неделю.
Фестиваль продлится до четвертого октября. За эти дни публику ждет и ночь короткометражного кино, составленная из самых интересных фильмов, вышедших во Франции за несколько последних десятилетий.
Среди них: лауреат «Оскара» – «Моцарт среди карманников», «Диалог глухих» с участием Пьера Ришара и лента «Скряга» с Жаном Рено в главной роли.