Почему Меньшов не взял Тихонова на роль Гоши?

К съемкам любимого всеми фильма "Москва слезам не верит" очень долго готовились.
Ирина Данилова
|
24 Марта 2009
Вячеслав Тихонов хотел сыграть Гошу...
Вячеслав Тихонов хотел сыграть Гошу...
Фото: RUSSIAN LOOK

Еще до выхода на советские экраны фильма «Москва слезам не верит» на «Мосфильме» устроили несколько показов «для своих». На один из них был приглашен и Вячеслав Тихонов. После просмотра актер, человек закрытый и сдержанный, подошел к режиссеру, пожал руку, поздравил, а потом, немного помолчав, заметил: «А все-таки была у вас для меня роль!» Только тогда Владимир Меньшов понял скрытый смысл предыдущей, почти годовалой давности, встречи с Тихоновым…

Тогда Меньшов только-только подбирал актеров в картину.

Для «знаменитого шпиона» присмотрел хоть и эпизодического, но яркого героя — Владимира, любовника Екатерины из второй серии, которого сыграл Табаков. «Мне нужен был актер со шлейфом, чтобы он вошел, и стало понятно его социальное положение, — вспоминает режиссер. — В этом случае не могло быть неизвестного исполнителя. Вячеслав Тихонов казался идеальным вариантом…» Прочитав сценарий, актер позвонил будущему «оскароносцу» и пригласил в гости. «Не без робости я пошел к нему, — рассказывает Меньшов. — Даже позвонил Нонне Мордюковой спросить совета. Она сказала: «Если зовет, значит, неспроста. Насколько я его знаю, у него будет хитрый ход…» Хитрее не придумаешь — Тихонов отказался: «Как вы могли подумать предложить мне такую роль?

Мне до сих пор зрители не могут простить, что я Наташу Ростову бросаю. А вы мне предлагаете играть такого хлюста?!» Расстроенный режиссер так ни с чем и ушел из гостей, не очень понимая, зачем ему вообще надо было приходить. И только спустя почти год в коридоре «Мосфильма» понял, ради чего все было: «Видимо, Тихонов ждал, что я предложу ему сыграть Гошу! Но я по жизни не очень ловлю на лету, а он так издалека заходил, что мне в голову не пришло, что имеется в виду. К тому же в тот момент я еще искал на роль Гоши актера в возрасте лет 40…» И эти поиски были непростыми, как и поиски актеров на роли Катерины, Людмилы, Николая. Одни известные актеры даже рассматривать предложения на этот фильм не хотели, другие возмущались, что им предлагают такое играть. «Как вам это в голову могло прийти!»

или «Это же не мой социальный тип!» — говорили они режиссеру. Но Меньшов не сдавался. Взяв в работу сценарий Валерия Черныха «Москва слезам не верит», он твердо решил, что снимет этот фильм.

Прежде чем до Владимира Меньшова дошел сценарий «Москва слезам не верит», его прочитали несколько режиссеров. Написанный по заказу Центральной сценарной студии, он принимал участие в конкурсе сценариев, посвященных Москве. Был опубликован в журнале «Искусство кино» и занял почетное третье место (при этом первые два не были присуждены). Только ни один из режиссеров, которым студия представляла сценарий-победитель, им не заинтересовался. Пока супруга сценариста не предложила в 1977 году Владимиру Меньшову его прочитать.

Как признается Владимир Меньшов, сначала материал не произвел на него большого впечатления, однако что-то зацепило.
Как признается Владимир Меньшов, сначала материал не произвел на него большого впечатления, однако что-то зацепило.
Фото: ИТАР-ТАСС

Как признается режиссер, сначала материал не произвел на него большого впечатления, однако что-то зацепило. Сыграли роль и личные воспоминания Меньшова о годах, когда происходят события первой части картины: «В конце 1950-х годов Москва стала важной частью моей жизни: каждое лето я появлялся здесь на месяц, стараясь поступить в театральный. И хотя попытки заканчивались ничем — пролетал по конкурсу, это все равно было яркое время. Я впитывал Москву каждой клеточкой, влюблялся в нее с каждым днем».

Придумав 44 поправки к сценарию, Меньшов отправился к Черныху. Тот сопротивляться изменениям не стал и предоставил режиссеру свободу. «Нельзя сказать, что я сильно переделал сценарий. Главный сюжетный ход остался прежним: общежитие и девушки, старающиеся выйти за москвичей.

Но по ходу действия я слегка изменял события». Так, в эпизод прогулки Людмилы и Катерины по Москве режиссер добавил картину поэтического вечера у памятника Маяковскому. А сцену, где Люда ведет подругу к посольству, чтобы поразить «красивой жизнью», заменил Домом кино. «Здесь тоже «красивая жизнь»: актеры, дорогие машины, шиншилля, но еще можно было показать неизвестного Смоктуновского и популярного Харитонова. А это было вкусом и цветом того времени…»

По мелочи, но сценарий разрастался. И если в первоначальном варианте фильм был на час сорок и односерийный, то после изменений удлинился до двух часов сорока минут и стал двухсерийным (впоследствии картина была смонтирована на 2.25).

Естественно, вырос и бюджет: одна серия стоила 350 тысяч, а две — уже 500 (впоследствии из них 50 тысяч директор фильма сэкономил для государства, так что бюджет фильма составил 450 тысяч). Немало усилий приложил режиссер, убеждая руководство студии пойти на «непредвиденные» расходы. В конце концов третий человек в Госкино Борис Павленок, изначально сказавший категорическое «нет», после многочисленных походов к нему Меньшова согласился выделить деньги и на вторую серию.

В начале июня 1978 года в актерском отделе «Мосфильма» Владимиру Меньшову представили документ, по которому на главные роли ему рекомендовали штатных киноактеров: Катерина — Семина; Людмила — Титова, Болотова, Савельева; Антонина — Зайцева, Польских; Рачков — Видов, Жариков, Ивашов, Прыгунов.

И вряд ли кто-то мог предположить, что все эти кандидаты, словно сговорившись, откажутся от ролей один за другим. Ролью Катерины не заинтересовались Ирина Купченко и Маргарита Терехова. Анастасия Вертинская заметила режиссеру, который приглашал ее на роль Людмилы, что это социально не ее герой.

Когда одна за другой «отпадали» звезды первой величины, Меньшов начал пробовать менее известных актеров. Так на пробах Катерины появилась Вера Алентова. Как вспоминала супруга режиссера, она не испытывала большого восторга от будущей работы: «К сожалению, сценарий не вызвал у меня никакого энтузиазма.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит". Ирина Муравьева и Вера Алентова
Кадр из фильма "Москва слезам не верит". Ирина Муравьева и Вера Алентова
Фото: Russian Look

Мне казалось, что это плоско, характеры разработать невозможно. Наверное, трудно найти актрису, которой предлагают главную роль, а она при этом отказывается. Да еще и отговаривает мужа снимать ее в этой роли. Но я была изначально заложницей: если Владимир покажет на меня пальцем и меня утвердят, я все равно буду сниматься. Потому что должна. В то время любой отказ актера ранил его».

Ирина Муравьева, которую режиссер пригласил на пробы после того, как увидел в одном спектакле, была другого мнения. Поэтому, как только оказалась один на один с Меньшовым, тут же выпалила: «По-моему, вам надо меня утверждать…» Александра Фатюшина, Бориса Сморчкова к режиссеру привел ассистент по актерам, до их первой встречи Меньшов даже не был знаком с ними.

С идеальным мужчиной в жизни главной героини тоже никак не складывалось — фильм уже запустился, а актер не был найден. На Гошу пробовались Леонид Дьячков, Виталий Соломин, Анатолий Кузнецов, Игорь Охлупин и сам Владимир Меньшов. «Пробовали, пробовали, да все не в десятку. Пока не появилась мысль, что актер может быть не сорока лет, как изначально придумано, а чуть старше, около пятидесяти». И чем не совпадение: по телевизору как раз показывали фильм «Дорогой мой человек», в котором в главной роли — Алексей Баталов. «А может, он?» — подумал режиссер и отправил сценарий актеру. Тот, правда, сначала тоже отказался, но на следующий вечер перезвонил: «Давай попробуем!»

А некоторые известные актеры, которых немало в эпизодических ролях фильма «Москва слезам не верит», оказывались в картине совершенно случайно.

К примеру, ни в сценарии Черныха, ни в доработанном варианте Меньшова не было такого героя, как заместитель начальника главка в исполнении Владимира Басова. Но «Мосфильм» большой, лифтов в нем много, в одном из них Владимир Меньшов встретил «свою жертву», которой рискнул предложить сняться в картине. А тот не отказался, правда, выделил съемочной группе лишь два дня из своего плотного графика. То, как персонаж Басова ведет себя в гостях, рождалось непосредственно на площадке, как, кстати, и многие другие эпизоды, которые Владимир Валентинович дописывал и переделывал во время съемок. Ведь, как признается режиссер, до конца невозможно представить, в какой декорации придется работать: «Приход гостей в гости к Людмиле и Катерине мы снимали в декорации трехкомнатной квартиры с кухней, туалетом.

И мне хотелось все это максимально представить. Из этого сложилось и поведение персонажа Басова — он самый пожилой, усталый ходок по дамам, у него расстройство желудка…» Вот и вышло, что в небольшом эпизоде, где снялся популярный актер, ему дважды пришлось выходить из туалетной комнаты. Владимир Басов решению режиссера не сопротивлялся, но заметил: «Да уж, ты меня в сортир поселил…» «Поиздевался» над несчастным «ходоком» Меньшов и еще в одной детали: если приглядеться, на лацкане пиджака Антона Круглова — значок парашютиста. «Бывают значки, показывающие, что их обладатель сделал 10, 50 или 100 прыжков. У нашего героя был значок… за один прыжок!» — отмечает Владимир Валентинович.

Алексей Баталов сыграл идеального мужчину в жизни главной героини
Алексей Баталов сыграл идеального мужчину в жизни главной героини
Фото: РИА "Новости"

С легкой руки Меньшова появился в фильме и другой эпизодический персонаж — вахтерша общежития тетя Паша в исполнении Зои Федоровой с ее коронной фразой, придуманной, кстати, режиссером: «Хэллоу, общежитие слушает…» «Персонаж вахтерши придуман, чтобы задать биографию Людмилы, показать, как и с кем она общается по телефону. А с этим возник и целый блок сцен в холле общежития, где Федорова сидит на часах, люди проскакивают мимо, у нее звонит телефон…»

Промелькнули в «Москва слезам не верит» и другие популярные личности: Георгий Юматов, Иннокентий Смоктуновский, Леонид Харитонов и поэт Андрей Вознесенский, читающий стихи перед памятником Маяковскому. «Мы вели переговоры со многими известными поэтами, с Евтушенко, Рождественским. Свободным в день съемок оказался Вознесенский, который согласился приехать», — вспоминает режиссер.

Правда, поэт так долго добирался до места съемок, что стемнело и режим ушел. Но Меньшов подстраховался и снял вместо Вознесенского дублера. Когда же съемочная группа уже сворачивала работу, подъехал «виновник торжества», с которым подсняли крупные планы. Однако на общих в фильме за него так и остался выступать другой чтец .

Первый съемочный день фильма пришелся на конец августа 1978 года. Наступала осень, холодная, дождливая и студеная. Любимую сцену режиссера с фестивалем в Доме кино, проходившим летом, а потому и люди стоят в легких костюмах, снимали в осеннюю стужу под пронизывающим ледяным ветром.

Если присмотреться, у стоящих на лестнице под ногами лежат теплые пальто и куртки. А как только этот эпизод был снят, выпал первый снег…

Холодно было и во время дачных сцен. Кстати, все дачи были найдены в районе Ногинска. Сначала отсняли для первой серии строящийся дом, куда герои Бориса Сморчкова и Раисы Рязановой приезжают знакомиться с родителями. А после перебрались в уже готовый, для второй части картины. «Холодрыга была такая, что изо рта пар шел, а нам надо было изображать из себя летних отпускников, — вспоминал Сморчков. — Кто-то в группе сжалился над нами и во время съемки первой части эпизода разговора сына с отцом поставил на стол не бутафорскую бутылку водки, а самую что ни на есть сорокаградусную». Правда, не предупредив об этом «отца» и «сына».

Те как ни в чем не бывало чокнулись, глотнули, удивились, но вида не показали. Так и отработали несколько дублей, согреваясь с каждой рюмочкой.

Снимая фильм, Владимир Меньшов исполнил свои мечты. Снова оказался в Москве своей молодости конца 50-х годов, которую до мельчайших деталей создавал в фильме. «Меня больше всего волновала и казалась трудной именно первая часть, где нужно было продумывать каждую мелочь, вплоть до того, как пройти по улице, какие машины проезжают мимо, какие костюмы на людях». В своей скрупулезности режиссер даже изменил название метро: когда шли съемки, «Охотный ряд» именовался «Проспектом Маркса», но в 1958-м станция еще носила прежнее название. И Владимир Валентинович попросил художников прямо на стену, мимо которой проезжает вагон с героями, приклеить «Охотный ряд».

А еще Меньшов, наконец, оказался в знаменитой сталинской высотке, где по сценарию проживал профессор Тихомиров.

Поначалу героя Басова не было в сценарии, но Меньшов, встретив актера в коридоре киностудии, специально придумал для него персонаж
Поначалу героя Басова не было в сценарии, но Меньшов, встретив актера в коридоре киностудии, специально придумал для него персонаж
Фото: Russian Look

«Я не первый год жил в Москве, но так и не знал, как устроена высотка, гадал — как люди могут подниматься в лифте на 28-й этаж?» Правда, интерьеры квартиры Тихомирова сняли уже в павильоне «Мосфильма», как и квартиру Николая, и «соблазнителя» Табакова, и общежитие. Причем одна декорация по ходу съемок превращалась в другую: так, из квартиры профессора создали дом героя Табакова, а из общежития — квартиру Тони, где проходит шумная свадьба.

Без декораций обошлись рабочие будни героев фильма: Катерина Веры Алентовой трудилась в одном из цехов АЗЛК, Людмила Ирины Муравьевой — на хлебном заводе, который до сих пор выпекает хлеб в районе Большой Грузинской, Тоня Раисы Рязановой надышалась пылью на самой настоящей стройке многоэтажного дома.

Снимая фильм, Владимир Меньшов исполнил свою мечту - оказался в знаменитой сталинской высотке, где по сценарию проживал профессор Тихомиров
Снимая фильм, Владимир Меньшов исполнил свою мечту - оказался в знаменитой сталинской высотке, где по сценарию проживал профессор Тихомиров
Фото: ИТАР-ТАСС

И квартиру, в которой проживает Гоша, снимали в реальном интерьере. В Лялином переулке нашли дом, готовящийся к выселению, поставили в комнате столы, стулья, завесили окна газетами. И усадили Сморчкова и Баталова пить горькую. Для оживления застолья Владимир Меньшов принес на площадку собственную воблу и леща, которые ему за несколько дней до этого прислали родственники из Астрахани. Надо полагать, что во время разговора героями было выпито немало. Однако когда Гоша и Толя оказываются в квартире Катерины, последний едва стоит на ногах. Зато Георгий Иванович не только при полном параде (актер снимался в этой сцене в собственном торжественном костюме), но и абсолютно трезвый.

О получении в 1981 году «Оскара» Владимир Меньшов и Вера Алентова узнали от московских чиновников. Саму статуэтку режиссер взял в руки только спустя 7 лет
О получении в 1981 году «Оскара» Владимир Меньшов и Вера Алентова узнали от московских чиновников. Саму статуэтку режиссер взял в руки только спустя 7 лет
Фото: РИА "Новости"

«Я решил, что он должен прийти именно таким, — рассказывает режиссер. — Потому что он — идеальный. Он лучше всех нас…»

Съемки фильма длились четыре с половиной месяца. А после их завершения перед режиссером встала другая непростая задача — картина получалась на три часа. Для проката требовалось сокращение. Выбирая, от чего можно было бы менее болезненно отказаться, Меньшов убрал из второй серии целую сюжетную линию: Катерина Тихомирова ходит по линии Моссовета наблюдать за работой клуба «Кому за 30» и там с ней пытаются познакомиться. Сократилась и производственная тема, хотя Вера Алентова настаивала, что необходимо показать, какой Тихомирова хороший директор и новатор.

Постарались и редактора на студии.

По их рекомендациям режиссер убрал эпизод из второй серии, когда окончательно спившийся хоккеист с собутыльником в очередной раз появлялся у жены, требуя для ровного счета еще три рубля. На что Людмила возражала, а собутыльник возмущался: «Как ты с ним говоришь! Это же Гуров, я вырос на его матчах как личность!» Как вспоминает Меньшов, отстоять эту сцену ему не удалось: женщины-редактора просили оставить надежду на возрождение полюбившегося героя. Но самым непростым оказалось прохождение любовных кадров Алентовой и Табакова. По мнению худсовета, герои выглядели в ней слишком уж раскованно. В режиссерском варианте сцена в квартире Владимира была длиннее, герои судорожно раздевались, а герой- любовник обнажался до…

трусов. Но из-за «нравственных принципов» редакторов Меньшову пришлось все остановить на самом интересном месте, сделав формальную перебивку на дверь.

После внесения поправок в Госкино приняли окончательный вариант фильма и дали ему первую категорию, что означало большое количество копий и прокат в крупнейших кинотеатрах страны. Еще через три месяца показов картину «повысили» до высшей категории. Долгое время «Москва слезам не верит» не сходила с экранов двух московских залов — «России» и «Октября». Как вспоминает режиссер, когда он впервые увидел очередь на Пушкинской площади, сначала решил, что попал на митинг диссидентов, после подумал, что в магазине выкинули дефицитный товар. Когда же понял, что все эти люди просто хотят увидеть его фильм, испытал несколько секунд абсолютного счастья.

А вот особенного счастья по поводу присуждения «Москва слезам не верит» в 1981 году «Оскара» Владимир Меньшов не почувствовал.

Поскольку на саму церемонию его не выпустили. Мало того, о присуждении столь почетной награды он узнал от чиновников. Режиссер до сих пор толком не понимает, каким образом фильм был номинирован на американскую награду: «Могу только догадываться, что картина понравилась в ЦК партии и лично Брежневу. А секретариат Союза кинематографистов и отдел культуры ЦК отправили фильм на «Оскар». Ну а дальше началась серия чудес...»

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Это по-русски! Олег Рой познакомил страну с новыми супергероями
В Сочи завершился Всемирный фестиваль молодежи-2024, который в этом году объединил 20 тысяч участников из 188 стран. Фестиваль проходил с 1 по 7 марта на федеральной территории «Сириус»: за первую неделю весны здесь прошли гала-концерты, выставки работ художников из Донбасса, тренинги, лекции и кинопоказы, а поделиться опытом с молодежью приехали известные политики, спортсмены, артисты, режиссеры и общественные деятели.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог