По ту сторону Зазеркалья

Хит Леджер мечтал посмотреть «Воображариум доктора Парнаса». Это был его фильм и фильм его друзей.
Анна Федорова
|
29 Января 2010
Кадр из фильма
Кадр из фильма

«Воображариум доктора Парнаса» мы ждали несколько лет. Это было непростое время для всех поклонников маэстро стиля «психо» Терри Гиллиама и еще более напряженное для фанатов Хита Леджера. С одной стороны, смерть актера (22 января 2008 года) во время съемок грозила закрытием проекта. С другой, было непонятно, как Гиллиам сумеет продолжить работу без главного действующего лица.

И, наконец, с опозданием на месяц, картина выходит на экраны и в России. Впрочем, «опоздание» на сей раз вполне оправдано: если мировой прокат приурочили к католическому Рождеству, российские прокатчики посвятили релиз трагической дате.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Чтобы тем самым еще раз отдать дань памяти искрометному таланту Хита Леджера. И, конечно, отдельно поблагодарить Терри Гиллиама за то, что он нашел в себя силы изменить сюжет, сохранив сделанное Хитом.

А сделано было немало для того, чтобы познакомить зрителя с доктором Парнасом (Кристофер Пламмер), обладающим удивительным даром: он умеет подстегивать абстрактное мышление людей. В чем доктору помогает труппа передвижного театра, среди артистов которого саркастический и циничный Перси (Верн Тройер) и излишне образованный молодой актер Антон (Эндрю Гарфилд). Для своих манипуляций с сознанием они придумали передвижное шоу «Воображариум», где зрителям предлагается уникальная возможность: выбрать свет и радость или тьму и уныние.

Впрочем, магический талант Парнас получил не просто так: в течение веков он играл в азартные игры с самим дьяволом - мистером Ником (Том Уэйтс), планирующим когда-нибудь забрать в качестве приза дражайшую дочь Парнаса Валентину (Лили Коул).

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией «West»

Трагедия назначена, как и положено, на 16-ый день рождения. Но Валентина, забывшая о роковой дате, влюбилась в очаровательного незнакомца Тони (Хит Леджер). Чтобы спасти свою дочь и себя самого, Парнас заключает еще одно пари с мистером Ником, послав Тони и Валентину в путешествие, наполненное опасностями и приключениями. Там, на просторах Воображариума, в Тони превращаются по очереди Джонни Депп, Колин Фаррелл и Джуд Лоу.

В результате психомир Гиллиама получил дополнительное развитие. Мало того, что первоначально центральной темой картины было воображение, после того, как Тони «расстроИлся», воображение стало играть со зрителем злую шутку. Но только с тем, кто оказался напрочь лишен этого чувства. Остальные, конечно, поняли: сделанный с потрясающей страстью и энергией, «Воображариум» на порядок выше предыдущих работ режиссера, даже «Приключений барона Мюнхгаузена» и «Страны приливов». Впрочем, обо всем пережитом лучше других рассказывает сам создатель фильма, признавшийся в первую очередь, что биография доктора Парнаса «смутно напоминает мою, но я не вполне уверен в этом».

- Тогда расскажите, пожалуйста, о том, как возникла идея «Воображариума».

- В ноябре 2006 года мы с Чарльзом МакКеоуном начали писать сценарий. После «Бразилии» и «Приключений барона Мюнхгаузена» это был наш третий совместный фильм. После нескольких проектов, для которых я брал готовые сценарии, мне захотелось снова снять что-то оригинальное: было интересно, сумеем ли мы сделать что-нибудь стоящее с нуля. Для начала я решил исследовать свой склад материалов, где «хранились» различные идеи, еще не использованные в фильмах. Я вытащил их все, чтобы посмотреть, какие из них могут пригодиться.

Следующая стадия складывалась так: мы сидели за столом и рассматривали самые разные зарисовки. Затем мы еще раз просмотрели, что у нас получилось, и мало-помалу что-то стало вырисовываться. Это пока были наброски. Или, наоборот, огромная глыба, от которой мы отсекали все лишнее, до тех пор, пока у нас не стало получаться нечто прекрасное.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией «West»

Кстати, для «Воображариума» я впервые за много лет делал раскадровку. Это изумительная часть процесса написания сценария: сидишь, рисуешь картинки, и текст становится иным. Мы строили модели, использовав компьютерную графику, и пытались всех запутать - никто не видел, как мы создаем наш мир. Это было похоже на фокус.

- И когда сценарий вам стал понятен, вы приступили к съемкам небывалого мира?

- Съемки фильма начались в начале декабря 2007 года в Лондоне. Там мы работали над сценами, где рассказывается о жизни доктора, о его компании. Здесь же мы снимали их фантастический фургон, потому что нам было необходимо показать, что действие происходит на фоне лондонских достопримечательностей.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией «West»

Фургон, которым правит Перси, герой Верна Тройера, также становится одной из достопримечательностей веселого предрождественского Лондона. А ветреными ночами на фоне знакомого профиля Тауэрского моста мы снимали походные подмостки «Воображариума». Однажды два главных героя оказались весьма опасным образом подвешены под ледяным шквальным ветром и искусственным ливнем под мостом Блэкфрайерс над Темзой. Закончив съемки в Лондоне, мы переехали в Ванкувер.

- В чем смысл труппы, создающей шоу «Воображариум»?

- В первую очередь это фильм о внутренней борьбе творческих людей, артистов. Они пытаются вдохновить людей, заставить их открыть глаза на мир, понять правду о нем, но они не всегда достигают успеха.

Такова реальность, в которой им приходится существовать. И тогда группа необычных людей находит себе пристанище в удивительном театре, передвигающемся по Лондону. Увы, на них снова никто не обращает внимания. Так я понял, что в современном мире люди не видят того, что действительно для них важно. Каждый пойман в ловушку своего айпода, или видеоигр, или игры на фондовой бирже – и все это занимает уйму времени. Но более необычные и важные события, происходящие вокруг, остаются незамеченными.

- А как вы выбирали актеров?

- Кристофер Пламмер был первым. Это великий артист. У него есть опыт работы в театре, и театральный подход Кристофера к киноролям является идеальным для его героя в нашем фильме.

А еще он умеет находить юмористическую сторону в любом своем персонаже. Потом один голландский художник-аниматор пытался отыскать Тома Уэйтса и спросил меня, не отошлю ли я Тому сценарий его фильма, что я и сделал. Это был мой первый контакт с Томом за несколько лет. Моему приятелю он отказал, а у меня спросил: «Нет ли у тебя чего-нибудь для меня?» А я возьми и скажи: «Есть». Так он согласился играть еще до того, как прочел сценарий.

Когда мы искали актрису на роль Валентины, Ирен Лэмб, которая была режиссером кастинга, сказала, что мы должны попробовать Лили Коул. Мы сделали небольшую кинопробу и попали в яблочко. Но когда мы начали снимать Лили, я решил, что допустил ошибку: она казалась слишком неопытной.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией «West»

Но она быстро доросла, становясь буквально с каждым часом все лучше и лучше.

- А Хит Леджер?

- Хит в то время был в Англии. Он работал над фильмом «Темный рыцарь». И с ним вместе был наш общий друг, делавший раскадровки для «Братьев Гримм»: они готовили анимационное музыкальное видео, для чего им нужна была студия. Я предложил им использовать проекционную комнату компании «Peerless», которая занимается спецэффектами в моих фильмах. Однажды я пришел туда, чтобы показать мои раскадровки, а там сидели Хит и Дэниел. Я начал показывать свой материал, и вдруг Хит посылает мне записочку, где написано: «А можно я сыграю Тони?» «Ты это серьезно?» - я был в недоумении. А он ответил: «Абсолютно серьезно, потому что мне очень хочется увидеть этот фильм».

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией «West»

Все оказалось так просто.

- Как проходили съемки с таким количеством звезд?

- В этом фильме я позволил актерам импровизировать гораздо больше, чем прежде. Это началось благодаря Хиту: он был полон идей, придумывал живые диалоги, реагировал удивительно быстро и был весьма изобретателен. Будто он все еще продолжал играть Джокера, давшего ему свободу, которой он раньше не испытывал никогда. При этом он говорил мне: «То, что я «вытворяю» во время съемок и репетиций, непонятно как уже сидит во мне».

После смерти Хита, Эндрю удалось частично заполнить возникший вакуум: его импровизации стали яркими и забавными.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Фото: , ,

Он признавался, что не представлял себя в комедийных ролях, поскольку до того играл только серьезных, глубоких персонажей. Фильм будто делал сам себя.

- Мы не можем сделать вид, что не было трагической даты 22 января 2008 года… Что было потом?

- Я решил свернуть проект. Я не мог заставить себя и остальных работать. Я настолько обезумел, что действительно не понимал, что делать. Но все кругом говорили, что я должен завершить фильм. Они ободряли меня и буквально забрасывали идеями. Мы сняли много сцен с Хитом, действие которых происходило по эту сторону зеркала, однако неожиданно перед нами встал вопрос, сколько актеров должны доиграть его роль. Мы пытались переставить сцены, в которых собирался сниматься Хит, а остальное доснять с дублером, но получалось сплошное надувательство.

И вдруг я чувствовал, что для одного человека это бремя непосильно, поэтому мы решили взять нескольких актеров. Я быстро переписал сценарий, к счастью, в идеях не было недостатка: их хватало как хороших, так и плохих. Затем обзвонил друзей и людей, близко знавших Хита…

- И в результате Джонни Депп, Колин Фаррелл и Джуд Лоу согласились играть разные стороны личности Тони - роли Хита Леджера?

- Их горячее желание помочь спасти фильм и последнюю роль Хита стало беспримерным актом любви и щедрости. Это был один из редких и прекрасных моментов в нашей индустрии, и результатом их участия в проекте стал этот особенный фильм: он стал удивительнее, смешнее. И еще волшебнее.

Нам необходимо было сделать резкий рывок, чтобы решить проблемы, вызванные безвременной смертью Хита, но, благодаря Парнасу и его «Воображариуму», у нас было магическое зеркало. И каждый раз, когда Тони, которого играл Хит, проходил сквозь зеркало, он принимал другую форму - Колин, Джонни и Джуд все, что могли, отдали этой роли.

В результате постоянного прессинга, которому подвергался каждый из нас, получился фильм, достойный последней роли Хита Леджера. Казалось, что Хит все время был с нами.

«Воображариум» может по праву считаться фильмом Хита Леджера и его друзей.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Гороскоп на выходные 30 и 31 марта для всех знаков зодиака
Каждый представитель зодиакального круга захочет оглянуться назад и провести анализ: всё ли он успел сделать, что входило в его план.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог