Питер Джексон: «Первого Кинг-Конга я сделал из маминого пальто»

Двенадцать лет назад режиссер именно с «Хоббита» собирался начать переносить на экран бессмертные книги Толкиена...
Екатерина Обельченко Нью-Йорк
|
19 Декабря 2012
Питер Джексон в Новой Зеландии на съемках трилогии «Хоббит»
Питер Джексон в Новой Зеландии на съемках трилогии «Хоббит»
Фото: ALL OVER PRESS

Двенадцать лет назад режиссер Питер Джексон именно с «Хоббита» собирался начать переносить на экран бессмертные книги Толкиена. Но тогда не смог получить права на экранизацию, принадлежавшие студии «МGM». Поэтому сначала была снята знаменитая трилогия «Властелин колец». Она заработала миллиарды долларов, получила 17 премий «Оскар», а также значительно увеличила количество фанатов Толкиена по всему миру. И вот настал черед первой истории...

— Питер, ваш новый фильм «Хоббит: Нежданное путешествие» действительно переносит зрителей в совершенно другой мир — мир Средиземья. Просто потрясающий эффект присутствия! Это все благодаря новой технологии съемки?

— Да, мы в первый раз использовали съемку 48 кадров в секунду. Давайте я вам прочту небольшую лекцию. (Улыбается.) Стандартная скорость съемок фильмов — 24 кадра в секунду. И ее использовали, кажется, начиная с 1927 года, когда появилось звуковое кино. И последующие лет 85. Эта скорость давала неплохое изображение и звук. Все кинокамеры и кинопроекторы были механические, и скорость нельзя было никак менять. К счастью для любителей кино, не так давно придумали цифровой кинопроектор. И это значительно повысило качество изображения. А около 18 месяцев назад вышли самые современные модели цифровых камер и проекторов.

На них можно менять скорость записи и воспроизведения в очень широких пределах. Сколько у нас по времени интервью? Я могу говорить об этом еще очень долго! (Смеется.)

— Вы и продюсер, и режиссер, и один из авторов сценария «Хоббита». Я слышала, что в начале проекта вы не хотели брать на себя режиссерскую работу. Неужели готовы были еще кому-то доверить свое детище?

— Да! Правда-правда! После трех фильмов «Властелин колец», которые я снял, было интересно посмотреть, какими глазами увидел бы историю, предшествующую «Властелину…», другой режиссер. Это во-первых. А во-вторых, я не хотел сам с собой соревноваться — все время думать, как самого себя перехитрить, — ведь от нового фильма всегда ждут чего-то необыкновенного.

«Властелин колец: Возвращение короля». 2003 г.
«Властелин колец: Возвращение короля». 2003 г.
Фото: ALL OVER PRESS

И еще, не поверите, но я побаивался. Не был уверен, что сумею справиться с командой из 13 гномов! (Смеется.) И когда Гильермо дель Торо объявился, я был уверен — у него все отлично получится. Но съемки «Хоббита» откладывались на целых три года. Киностудия «МGM» была на грани банкротства. А мы никак не могли начать снимать фильм без них, ведь им по-прежнему принадлежала половина прав. И вот однажды Гильермо решил, что не хочет больше ждать и уходит с проекта. Как режиссер. Он вместе с моей женой Фрэн Уолш, Филиппой Бойенс и вашим покорным слугой еще участвовал в написании сценария. Ну и пришлось мне встать у руля. А вскоре студия разобралась, наконец, со своими финансовыми проблемами и нам дали зеленый свет. Но, знаете, я очень рад, что все так сложилось. Представляете, через несколько лет, когда снимем еще два фильма, у поклонников Толкиена в их домашней коллекции будут все шесть задуманных и снятых мною картин по его романам!

Конечно, «Властелин колец» несколько отличается по своему тону, что ли, от «Хоббита». Потому что там эпос, борьба добра со злом в грандиозных масштабах, рок, судьба, а здесь главное — приключение, в которое вовлекают нас Бильбо, 13 гномов и волшебник Гэндальф. Но что точно не меняется — мир Средиземья.

— Книги Толкиена остаются популярными на протяжении многих лет. Их любят дети, взрослые, и вы ими очень увлечены, раз снимаете четвертый фильм и планируете еще два. И жена ваша, и дети тоже, вероятно?

— Толкиен сочинил эту сказку для своих сыновей. Им настолько понравилось, что он ее решил записать.

Но часто истории в стиле фэнтези так и остаются в нашем сознании фантастикой, вымышленным миром. У Толкиена же вас не покидает ощущение, что все это действительно когда-то происходило. Мои дети еще были совсем маленькие, когда я начал снимать «Властелина колец». Конечно, они выросли на этих съемках. Кэти и Билли снимались в эпизодах во всех картинах. И в трилогии, и в «Хоббите» тоже. Эльфы, гномы — всегда находилось для них занятие. Я и сам непременно себя хоть разок, но запечатлеваю в своем фильме. Как говорит моя теперь уже совсем взрослая дочка: «Приятно разделять со всеми членами своей семьи их помешательство на Толкиене!» (Смеется.) Но с другой стороны, не скажу, что дочь и сын меня не критикуют и относятся к моим фильмам с абсолютным обожанием. Отнюдь. Я и не жду от них аплодисментов.

Питер Джексон с английским актером Мартином Фримэном (Бильбо Бэггинс) на съемках «Хоббита...» в Новой Зеландии
Питер Джексон с английским актером Мартином Фримэном (Бильбо Бэггинс) на съемках «Хоббита...» в Новой Зеландии
Фото: ALL OVER PRESS

Не факт, что они в будущем займутся тем же, чем их родители. Как раз потому, что слишком много времени с раннего детства провели на съемках. Лучшие свои, можно сказать, годы. Кажется, им это малость поднадоело.

— Хоббит Бильбо Бэггинс — один из ключевых героев. Именно он находит кольцо, которое впоследствии становится катализатором всех событий в трилогии «Властелин колец». Скажите, как вы выбрали английского актера Мартина Фримэна на эту роль?

— Честно сказать, Мартин для нас был единственным актером, которого мы представляли в роли Бильбо. Хоббит Бильбо такой умный, смелый, немного подозрительный в отношении незнакомцев. Ему не нужно быть смешным. Ну, вы помните хоть одну сцену в книге, где бы он смешил гномов?

Нет! Такой не было! Его реакции на ситуации, в которых он оказывается, вот что делает его смешным и забавным! А у Мартина потрясающе получается играть драматическую роль и при этом вызывать улыбку. Редкий дар для актера. К тому же он англичанин, а в моем представлении все хоббиты — это англичане, они греют ноги у камина с маленькими чашечками чая в руках. И Мартин, наверное, из всех людей, которых я знаю, больше всего похож на хоббита. (Смеется.) У нас, кстати, из-за него весь фильм чуть было не оказался под угрозой! Дело в том, что, пока съемки откладывались из-за студийных проблем, Мартин, который изначально согласился на роль у нас, принял предложение сыграть доктора Ватсона в телесериале о Шерлоке Холмсе в Англии. И вот мы наконец готовы начать работу, а он никак не может приехать, потому что занят.

У меня просто началась паника. Что же делать? Никто не сможет сыграть Бильбо так, как Мартин! В общем, я лично пошел на студию и сказал им, что они должны любым способом заполучить Мартина. И знаете, что мы сделали? Начали съемки, где-то месяцев пять отработали, а потом приостановили, чтобы Мартин мог уехать обратно в Англию играть в «Шерлоке». Не знаю такого случая, чтобы кто-то останавливал весь съемочный процесс из-за одного актера! Да еще столь дорого стоящий.

— Фримэн действительно настоящий хоббит, как будто родился для этой роли. А что скажете про сэра Иена Маккеллена в роли волшебника Гэндальфа?

— Одно удовольствие с ним работать! Потрясающий актер! Я над ним все время подшучивал, но по-доброму, конечно.

(Смеется.) Иен при полном гриме, в образе Гэндальфа, умудрялся прикорнуть в каждый перерыв. А я подходил к нему сзади и кричал: «Камера, мотор! Начали!» Он вскакивал со стула в полной уверенности, что что-то пропустил. Ну ничего, Иен надо мной тоже шутил как мог. А вообще, он такой типичный Гэндальф, особенно когда в гриме, в костюме, с длинной бородой. Мы, кстати, посмотрели много интервью на канале Би-би-си с самим Толкиеном. И Иен потом в своей роли копировал его манеру говорить, его тон и стиль. Думаю, сам Толкиен был бы шокирован тем, что у него есть двойник! (Смеется.)

— Создание такого фильма — долгий процесс. Одни только съемки в вашей родной Новой Зеландии длились 18 месяцев. Скажите, какой этап в этой длинной истории вам больше всего нравится?

— Знаете, наверное, написание сценария.

Тролли в фильме «Хоббит: Нежданное путешествие» выглядят особенно устрашающе благодаря новой технологии съемки со скоростью 48 кадров в секунду
Тролли в фильме «Хоббит: Нежданное путешествие» выглядят особенно устрашающе благодаря новой технологии съемки со скоростью 48 кадров в секунду
Фото: ALL OVER PRESS

Вообще интересно — работаешь вроде над одним фильмом, а на самом деле их три! Вы спросите — почему? Ну смотрите, сначала мы пишем сценарий. Полная свобода, можно сидеть и часами придумывать, воображать, создавать. Нет дождя и плохой погоды, грузовиков с оборудованием, бюджета. Это фильм номер один — я его смотрю у себя в воображении. Дальше начинается съемочный период. Тут на тебя обрушивается суровая реальность. Появляется бюджет, график. Просыпаешься утром и понимаешь, что сегодня во что бы то ни стало нужно отснять эти две страницы из сценария. А в голове-то столько идей, и все хочется попробовать. Но времени нет! Приходится идти на компромисс. Это невесело, конечно. Но, с другой стороны, есть и приятные сюрпризы, например, когда игра актеров превосходит все ожидания.

Здорово же! Так вот, это фильм номер два. Потом начинается послесъемочный процесс, добавляются спецэффекты, вырезаешь сцены, накладываешь музыку. И это уже третий фильм. Так что сценарий — моя любимая часть. Я люблю фантазировать, и так, чтоб никто при этом не мешал. (Смеется.) Но то, что у меня есть возможность и жить, и работать в Новой Зеландии — это счастье. Я жил в родительском доме лет до 26. И не хотел никуда уходить. Потом точно так же не любил уезжать из Новой Зеландии. Да и сейчас не люблю.

— Правда, что после грандиозного успеха «Властелина колец» вашим именем хотели назвать аэропорт в столице вашей родины Веллингтоне?

— Да, после премьеры фильма «Властелин колец: Возвращение короля» мэр позвонил мне и предложил эту идею. Но я поблагодарил и отказался. Не хватало еще, чтобы мои дети приезжали в аэропорт имени своего отца. Да они меня на смех подняли бы — даже подумать о таком, и то не по себе становится.

— При всей любви и страсти к Толкиену и его миру, вы от него не устаете?

— Признаюсь, есть немножко. (Смеется.) Но вообще это большая радость и счастье для меня — быть частью этого мира. Я вырос на фильмах фэнтези. Например, «Кинг-Конг» вдохновил меня настолько, что я решил стать продюсером. И даже, помню, пытался снять его сам с помощью кинокамеры, подаренной мне нашей соседкой. Мне было всего девять лет.

Хоббитон — городок хоббитов — построили специально для съемок, а сейчас он стал местом паломничества туристов
Хоббитон — городок хоббитов — построили специально для съемок, а сейчас он стал местом паломничества туристов
Фото: OutNow

Конечно, ничего тогда не вышло. Но я все-таки снял своего «Кинг-Конга»!

— Кинотрилогия «Хоббит» стоит около 500 миллионов долларов. Как такой огромный бюджет влияет на сам процесс съемок?

— Один из моих первых фильмов «Плохой вкус» 1987 года мне помогали снимать два-три друга. Мы собирались в выходные, и я все делал тогда сам. Поначалу профессия режиссера ассоциировалась у меня прежде всего с созданием спецэффектов. Но поскольку в Новой Зеландии даже и близко не было никакой киноиндустрии, пришлось научиться управлять всем процессом самому. Тем более что все меньше и меньше у меня оставалось знакомых, готовых бездарно тратить свои выходные. (Смеется.) Я бесконечно с самого детства что-то варил из латекса, специальной пены, запекал в маминой духовке своих бесконечных монстров, лепил их из пластилина.

Порезал мамино меховое пальто на шкуру для Кинг-Конга, искусственную кровь на кухне вечно ведрами производил. Удивительно, что родители так лояльно относились к моей страсти. Помогали во всем, не пугались, увидев, как их ребенок запеченную в духовке картошку «превращает» в человеческие мозги. Не считали меня, скажем так, странным, как многие бы на их месте. (Смеется.) Родители даже позволили мне бросить школу и пойти работать, чтобы я мог в свободное время заниматься любимым делом. Так вот, с тех самых пор процесс для меня не меняется. По-прежнему главное — уметь представить фильм в голове, просто закрыть глаза и увидеть от начала и до конца. И еще я люблю, чтобы всем было на съемках весело. Полностью поддерживаю высказывание Альфреда Хичкока: «Для кого-то фильмы — куски жизни, а для меня — куски торта».

(Смеется.)

— Съемки «Властелина колец» и «Хоббита» проходили в Новой Зеландии, в том числе в городе Матамата. Именно там, на частной овцеводческой ферме, вы создали Хоббитон — городок, где находилась нора Бильбо. Правда, что сейчас там проводят экскурсии?

— Да, да! Матамата — место с удивительной по красоте природой и отсутствием намека на цивилизацию. Мы там построили целый город — около сорока нор-домов. После «Властелина колец» все декорации убрали. А к съемкам «Хоббита» все обновили и потом решили оставить на радость туристам. Очень советую туда съездить! Городок расположен рядом с озером, вокруг зеленые холмы, летают бабочки, цветут цветы. И много-много хоббитовских нор!

«Кинг-Конг» Питера Джексона вышел на экраны в 2005 г.
«Кинг-Конг» Питера Джексона вышел на экраны в 2005 г.
Фото: ALL OVER PRESS

Они удивительно все-таки милые! Рядом с каждой стоят банки, метлы, скамейки, в окнах можно разглядеть занавески. Ну и, конечно, самая знаменитая нора Бильбо с зеленой дверцей — под деревом на вершине холма. Раскрою вам секрет — туда можно даже зайти. Мартин Фримэн и Иен Маккеллен прямо дневали там и ночевали. (Смеется.) А помещаются в этой норке четыре человека! Эх, Хоббитон — чудо-город!

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Ретроградный Меркурий расставил капканы: как сократить риск фатальной ошибки с 27 марта
В начале второго весеннего месяца Меркурий снова идет на попятную, путая планы и провоцируя конфликты между близкими людьми. Во время ретроградности планеты не стоит начинать новых проектов, а также вести важные переговоры. Подписание документов и вообще посещение государственных инстанций лучше отложить на потом.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог