В 2005 году режиссер Кристофер Нолан, прославившийся как мастер тонких психологических триллеров, снял фильм «Бэтмен: Начало», дебютировав в жанре крупнобюджетных блокбастеров. Ураганный успех «Начала» привел к сиквелу «Темный рыцарь», закончившемуся бесследным исчезновением главного героя во мраке ночи. Но публика верила: Нолан не способен уничтожить мышиного короля, отправив его в вечное изгнание. Так и случилось. В результате на этой неделе в прокат выходит третья и, по утверждению режиссера, заключительная часть картины «Темный рыцарь: Возрождение легенды».
«Этот город заслуживает преступника похуже», — зловеще ухмыляясь, произнес Джокер от Хита Леджера в «Темном рыцаре» в 2008 году. И как в воду глядел. Спустя восемь лет в Готэм, пораженный круговой порукой бесконечной лжи, приземлился самолет с террористами. Столь жестокими и отвратительными, что на их фоне сам Джокер вспоминается как очаровательный и добрый милашка. Проблема даже не в том, что город некому защитить от них. Очевидно, что столь примитивные создания не могли разработать гениальный план захвата Готэма.
Омерзительным Бэйном и его приспешниками явно кто-то руководит. Но полиция давно обленилась, потеряла и хватку и нюх. А когда пал комиссар Гордон (Гэри Олдман) — последний оплот защитников Готэма — стало понятно, без Брюса Уэйна/ Бэтмена (Кристиан Бэйл) все обречены на погибель.
Да только Рыцарь печального образа явно не торопится в очередной раз становиться мальчиком для битья. После долгого изгнания ему, как он выяснил, есть чем заняться. Мало того, что компания Уэйна на грани банкротства, таинственная взломщица (Энн Хэтэуэй) украла жемчужное ожерелье — единственную память о матери. Надо было расставить приоритеты, и лишь потом приниматься за дело.
Да так, чтобы все 163 минуты «Темного рыцаря: Возрождения легенды» целиком оказались сотканы из пронзительных, порой жестких, но неизменно зрелищных сцен и захватывающих сюжетных линий. То комиссар Гордон займется психоанализом, потом Бэтмен станет осваивать новые технологии или примется расследовать, к кому ведут все ниточки зла.
Какую сцену ни вспомни, каждая держит зрителя в неимоверном напряжении. Ни одна не даст расслабиться от начала до финальных титров — тем более, что все они в конце сольются воедино.
Неутихающее напряжение, умение держать интригу, паузы, чередование экшн-сцен с буднями из жизни обывателей — всего этого в комиксе в избытке. Но приходится констатировать, что в итоговой части Нолану, ставшему снова сценаристом фильма, практически отказало чувство юмора. А при протяженности фильма более чем в два часа порой создается ощущение, что режиссеру несколько надоел любимый всеми герой. Иначе не объяснить тот факт, что редкие шутки в «Возрождении легенды» куда больше напоминают рояль в кустах, чем оригинальный жанр.
Поговаривают, что сам Нолан мечтал совершить переворот в сознании Бэтмена. Сделать Темного Рыцаря человеком с нетрадиционными взглядами на отношения между полами, Альфреда — кем-то более похожим на афроамериканца, создать новую биографию Малиновке, раскрасить интригу с кошкой. Последнее, нельзя не отметить, режиссеру удалось с филигранной точностью. И в результате, уставшему от бесконечных боев Бэтмену, приходит на подмогу блистательная Энн Хэтэуэй. Ставшая столь гениальной женщиной-кошкой, что в одно мгновение были позабыты и ее сородичи от Мишель Пфайфер или Холли Бери. И это, надо сказать, придает особую пикантность фильму. Только иногда в голову закрадывается странная мысль: отчего так невесел Кристиан Бэйл, неужто не враги, а злая судьба одолела харизматичного грандиозного Бэтмена? И мы больше никогда его не увидим?
Пока можно гадать и апеллировать к фактам: «Возрождение Легенды» должно было поставить жирную точку в Бэтмениане. Но по окончании его создалось впечатление, что автор ставит запятую или даже тире. Узнать, правда ли это, можно, но лишь добравшись до финала фильма.