Между Чайковским и Гофманом

Здесь соединились классическая сказка, детская фантазия, запах елки и воспоминания о поджаренном мамой на завтрак слегка подсохшем хлебе.
Анна Федорова
|
20 Декабря 2010
Андрей Кончаловский
Андрей Кончаловский
Фото: Итар-Тасс

В театральном мире свои законы и привычки. Так сложилось, что с постановки в Большом театре 1966 года для любителей балета неразрывными стали понятия «Новый год» и «Щелкунчик». Посмотреть этот балет в канун новогодних праздников хотя бы раз в жизни считает необходимым каждый москвич. Но в наступающем году к жителям столицы могут присоединиться любители сказок по всей стране. Традицию поддержал Андрей Кончаловский, снявший свою версию истории деревянного человечка в 3D.

Кадр фильма  «Щелкунчик и Крысиный король»
Кадр фильма «Щелкунчик и Крысиный король»
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком «Централ Партнершип»

Фильм назвали «Щелкунчик и Крысиный король».

А сказка получилась знатная, богатая. Как сама Вена 20-х годов прошлого века, когда и произошла с девочкой Мэри (Эль Фаннинг) презанимательная история. Надо сказать, что Мэри давно чувствовала себя непринятой отщепенкой в своей взбалмошной семье. Папа — истерик, мама (Юлия Высоцкая) — оперная дива, брат — шалопай и врун. Словом, нет в жизни счастья. Но началась сказка, а с ней и настоящие чудеса. Тем более, что дядя Альберт Эйнштейн (Натан Лейн) привез в подарок племяннице удивительный кукольный домик и странную игрушку-щелкунчика.

Оказалось, что щелкунчик — это заколдованный крысиной королевой (Френсис де ла Тур) принц (Чарли Роу). Чтобы спасти наследника престола и королевство в придачу, Мэри познакомится с доброй Феей (снова Юлия Высоцкая).

Кадр фильма  «Щелкунчик и Крысиный король»
Кадр фильма «Щелкунчик и Крысиный король»
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком «Централ Партнершип»

Но когда колдовства окажется недостаточно, малютке придется научиться противостоять трудностям и опасностям и не бояться злобных заклинаний королевы. Ведь сражаться надо будет с армией крыс, вооруженных летучими мышами, и крысопсами, закованными в латы. Но главное, Мэри придется понять, готова ли она пожертвовать собой ради великой цели.

Обо всем остальном рассказал режиссер и автор сценарий фильма Андрей Кончаловский:

— Картина «Щелкунчик и Крысиный король» была задумана довольно давно. И у меня всегда было искреннее желание сделать фильм, где, помимо новомодных элементов, присутствовало бы нормальное человеческое чувство.

Кадр фильма  «Щелкунчик и Крысиный король»
Кадр фильма «Щелкунчик и Крысиный король»
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком «Централ Партнершип»

Ведь это самый дорогой спецэффект. Теперь настало время понять, есть ли настоящее чувство в картине, и сумел ли я его передать зрителям. Если это так, значит, я снял правильный фильм.

— Фильм «Щелкунчик и Крысиный король» снимался в расчете на какую аудиторию?

— Мне хотелось сделать картину, которую интересно смотреть всем возрастам от дедушек и бабушек до их внуков. Семейные картины самые сложные, потому что даже когда ребенок вам верит, взрослый видит притворство и ложь. Моя задача была суметь разговаривать с взрослым и ребенком на разных уровнях, но в одном потоке. А еще я хотел бы, чтобы моя картина давала пищу для чувств и чему-то учила. Надеюсь, что ее будет любить не одно поколение детей.

Кадр фильма  «Щелкунчик и Крысиный король»
Кадр фильма «Щелкунчик и Крысиный король»
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком «Централ Партнершип»

— Как возникла идея снять фильм по сказке о Щелкунчике?

— Замысел возник очень давно, лет 40 назад. Первый вариант мы написали вместе с Андреем Тарковским и Сергеем Михалковым, но это был фильм с балетом. 15 лет назад я возобновил свои планы, но тогда я уже понял, что балет делать бессмысленно — он мертв на экране. И тогда пришла идея объединить Чайковского и Гофмана. Потому что у Чайковского слишком простой сюжет: в середине истории мышки разбежались, а дальше происходят чудеса, и все танцуют красивые танцы. В кино по таким законам работать невозможно: надо, чтобы зло оставалось до конца, поэтому мы обратились к Гофману, а он оказался слишком мрачным. Вот так между Чайковским и Гофманом я и пытался сделать картину для детей и взрослых.

Кадр фильма  «Щелкунчик и Крысиный король»
Кадр фильма «Щелкунчик и Крысиный король»
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком «Централ Партнершип»

— О чем получилось кино?

— Когда снимаешь картину, никогда не знаешь, о чем будет кино. Но позже я понял, что я снял кино об одиночестве, которое испытывает ребенок, если его дома не слышат. В лучшем случае (как у моей Мэри), оно подталкивает ребенка к фантазии. Вот так и получилось кино-фантазия одинокого ребенка. Здесь соединились классическая сказка, детская фантазия, запах елки и воспоминания о поджаренном мамой на завтрак слегка подсохшем хлебе.

— Вы создали мюзикл на мелодии Чайковского. Вам не кажется это излишней фривольностью по отношению к классику?

— Я взял на себя смелость популяризировать мотивы Чайковского. Если бы я делал балет, я бы оставил музыку в первозданном виде.

Но мне хотелось, чтобы музыка звучала в разной форме, тем самым показывая, что у Чайковского есть всевозможные темы для разных форм. И, конечно, я многократно использовал тему феи Драже, потому что она наиболее узнаваема в «Щелкунчике».

— Почему вы не использовали эскизы Михаила Шемякина к балету «Щелкунчик», которые художник создал для Мариинки?

— Если бы я ориентировался на зарисовки Шемякина, мне пришлось бы снимать XVIII век, потому что Шемякин — это чисто гофмановская эстетика. А я хотел делать фильм в эстетике Венской школы 20-х годов: Эгон Шиле, Густав Климт, Отто Вагнер.

— Вы взяли свою жену, актрису Юлию Высоцкую, сразу на две роли. Вы считаете, что больше никто не достоин с вами работать?

— На самом деле я должен был снимать американскую звезду.

У меня была такая идея: снять актрису с сопрано. С тремя я встречался и готов был согласиться на любую, потому что бюджета не хватало сказать: мы вас покупаем. Все три согласились, но потом все три и отпали — две ушли на телепроекты, а третья забеременела. Так я оказался без мамы для Мэри. И тогда я подумал, если снимать не звезду, то уж пусть это будет моя жена. С ней, по крайней мере, мы говорим на одном языке.

В широком российском прокате фильм появится 1 января.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Астрологический прогноз на апрель 2024 года
«Завершающийся март оказался месяцем, невероятно увлекательным с астрологической точки зрения. Но предстоящий апрель готов побить его рекорд. Судите сами!» — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог