Люк Бессон: «В Голливуде французы как специи»

«Американский фильм с французской изюминкой. Как пирог с вишенкой наверху. Они — пирог, а я — вишенка».
Мария Обельченко
|
14 Июля 2010
Фото: RussianLook.com

Знаменитый французский режиссер, продюсер и сценарист Люк Бессон в этом году возглавил жюри Московского международного кинофестиваля. А его новый фильм — остроумная комедия «Необычайные приключения Адель» (в последнее время французские режиссеры не жалуют этот традиционный для своего кинематографа жанр) закрыла фестивальную программу. Бессон — страшно занятой человек, его продюсерская компания во Франции производит не менее десяти фильмов в год, он уже много лет по праву считается одним из самых успешных кинодеятелей в Европе.

Незадолго до открытия Московского фестиваля корреспондент «7Д» встретился с автором «Голубой бездны», «Никиты», «Леона», «Пятого элемента» и множества других хитов современного кино на вилле недалеко от Канна, на Лазурном Берегу, это своего рода летняя штаб-квартира его продюсерской компании. Черная майка, джинсы, усталый взгляд человека, привыкшего трудиться без выходных. Люк не курит, не пьет вино, только воду, зато щедро угощает всех гостей. Для этого на вилле работают повар и официанты.

— Люк, несколько лет назад вы говорили, что не уподобитесь режиссерам, которые не могут вовремя остановиться.

С женой Виржини Силла
С женой Виржини Силла
Фото: GLOBAL LOOK PRESS/RUSSIAN LOOK

И вот снова сели в режиссерское кресло…

— Вообще-то у меня нет режиссерского кресла. Я никогда не сижу во время съемок и другим не даю. Все знают: я непредсказуем. Потому что хочу, чтобы никто не расслаблялся. Все должны быть постоянно готовы к чему-то новому, неизвестному им заранее, с первой минуты, как они пришли на работу, и до ухода домой. А если кому-то не нравится, пускай вообще не приходят. Сидят дома. Помню, мой второй режиссер на съемках фильма «Ангел-А» подошел и спросил: «Люк, скажи мне, когда будет подходящее время пойти в туалет?» (Смеется.) Но я не эксплуататор, вовсе нет. Если съемка длится шесть часов, я никого не задержу ни на минуту. Я уважаю свою команду и не хочу видеть их уставшими и обессилевшими. Но эти шесть часов извольте отработать на все сто процентов.

Не терплю, когда на площадке болтают по мобильному. Даже между дублями. Лучше, чтобы я вообще не видел мобильник у кого-то в руках. Однажды разбил телефон Жана Рено. Я сказал ему: «Что, думаешь, ты здесь лучше всех и поэтому можно не готовиться, а хихикать с барышней по телефону — мол, я тут с Люком Бессоном немножко снимаюсь! Ошибаешься, друг мой».

— Сценарии вы писать точно не отказывались и к новому фильму тоже сами написали…

— Писать я люблю больше всего. Это как гимнастика для меня. Встаю рано утром, в полпятого, и сажусь за стол. Впервые написал нечто вроде фантастического рассказа лет в пятнадцать. Вдохновило меня не только мое одиночество и наивность — я знал лишь море, подводный мир, закаты и рассветы, — но и одна удивительная встреча.

Однажды в Марокко я далеко заплыл и встретил дельфина. Мы играли с ним целый час, я даже не помню, как доплыл до берега. Меня это потрясло — как существо из другого мира позволило себя любить, общаться с собой. В общем, обычно я пишу несколько часов и потом весь день хожу окрыленный, с чувством, словно я уже в любом случае выиграл этот день, а остальное — всего лишь дополнительный к нему бонус. В молодости я мог начать сценарий и, написав 15 страниц, его бросить, но уже после 40 лет такого не происходит. Это все равно как с любовью. В 17 лет сказать девушке «Я люблю тебя» невероятно сложно, подготовка отнимает много времени и сил. Страхи, цветы, выжидание нужного момента, преодоление себя... Поверьте мне, после сорока точно знаешь, что наступил момент, когда можно сообщить о своей любви.

На съемках своего нового фильма «Необычайные приключения Адель»
На съемках своего нового фильма «Необычайные приключения Адель»
Фото: OUTNOW

Говоришь: «Дорогая, мне нужно тебе кое-что сказать. Знаешь, а я тебя, кажется, люблю». (Смеется.) Так же и в работе. Я написал сценарий «Адель» по французскому комиксу, который сам очень люблю, и, по идее, должен был передать его в руки режиссеру со словами: «Прощай, детка, прощай!» Кстати, я никогда не вмешиваюсь в режиссерскую работу, даже если выступаю в роли не только сценариста, но и продюсера. Другое дело, когда не хочу расставаться со своим сценарием, то всегда нахожу предлог его не отдавать: этот слишком молод, а тот уже стар, а другой больно смешливый, так и отметаю все подряд. Вот и в случае с «Адель» увлекся и не смог с ним расстаться. Я никогда не делал комедии, возможно, никогда не видел себя в этом жанре. Только драмы. К тому же во Франции почему-то считается, если режиссер снял комедию, значит, он вовсе ничего не снял.

Это же не фильм, это — комедия! (Смеется.) Сегодня кому, скажите на милость, нужны драмы — да их показывают по телевизору круглые сутки! Так что у меня как у режиссера появился хороший предлог: развлечь зрителей в тяжелые времена, снять хотя бы на полтора часа груз с их плеч. Я же больше ничего не могу — меня никуда не избирают, я не владею оружием массового поражения, чтобы сбросить на кого-то бомбу и решить проблему, словом, я — полный ноль!

— Вас во Франции вообще критики никогда не жаловали…

— Они меня ненавидят. Я же, по их мнению, неотесанный чурбан, не имеющий ни малейшего представления об искусстве кино. Все детство я провел с родителями на море — они были инструкторами по подводному плаванию, работали в туристический сезон в крупных отелях на Средиземном море.

Я, собственно, должен был пойти по их стопам, самая моя большая амбиция была стать морским биологом. Но после травмы при одном из погружений врачи запретили даже думать о подводном плавании. Отчим пристроил меня подработать на съемочной площадке — мальчиком на побегушках. Я сразу же понял, что хочу снимать кино. Хотел поступить в престижную Французскую национальную киношколу, но меня сразу же срезали — еще на собеседовании. Потому что в ответ на вопрос, какими режиссерами я восхищаюсь, назвал Спилберга, Скорсезе и Формана. (Смеется.) Мне тут же заявили, что я им явно не подхожу.

— Не хотите снова поработать с голливудскими актерами?

— Знаете, это разные вещи — работать с американскими актерами и работать на американских актеров. Они потрясающие профессионалы, и у них можно многому научиться, плюс невероятная энергия, умение бросить вызов — в общем, снимать их очень интересно. Будучи помощником режиссера, я в 20 лет впервые побывал на студии в Лос-Анджелесе и понял, что французы снимают неправильно. Потому что главное для них — их эго, амбиции, претензии. Поверьте, лет с двадцати пяти я каждый день нахожу на своем столе очередное предложение из Голливуда. Но чаще всего от меня требуется сделать чисто американский фильм с французской изюминкой. Как пирог с вишенкой наверху. Они — пирог, а я — вишенка. Так я не играю. То же самое происходит, когда в Голливуде задействуют не только французов, но и итальянцев, немцев, русских — для пикантности, дополнительного вкуса, как в блюдо специи добавляют.

«Артур и месть Урдалака»
«Артур и месть Урдалака»
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком «Централ Партнершип»

И я научился вежливо, очень вежливо отказывать.

— Тем не менее никто не сможет отрицать, что вы произвели революцию, уж во французском кино это точно. Да и представление о жанре боевика тоже совершенно изменили. Недаром американские режиссеры вас боготворят — Тарантино, например, не скрывает, что во многом именно вы его вдохновили на «Криминальное чтиво», ваш неподражаемый «Леон»…

— Не все, к сожалению, признают такие вещи. Многие просто сдирают у меня что-то, а потом уверяют, мол, они сами до этого додумались. Да уж, я внес свежую струю во французский артхаус, теперь французский кинематограф скучным не назовешь. (Смеется.) — Почему вы стали снимать кино для детей — я имею в виду три серии приключений Артура — из-за своих детей?

— Да нет.

Просто я не горжусь сегодня собой как взрослым человеком. Это не моя вина, конечно, но я не горжусь вообще миром, который мы, взрослые, оставим своим детям. Взрослых учить бесполезно — тем более я не специалист, а вот детям еще можно рассказать историю, которая даст им ощущение, что они могут быть лучше нас, своих родителей. Я, когда забираю из школы своих детей, вижу, как они все вместе играют, я имею в виду — с ребятами другого цвета кожи, других национальностей. И я счастлив, что моя жена родом из Сенегала и мои дети, соответственно, наполовину африканцы. Конечно, я не поэтому выбирал жену, но мне нравится, что у наших детей карамельный цвет кожи и я могу не только говорить о таких вещах, но и показывать всем своих детей.

— Роберт Де Ниро, Мадонна, Дэвид Боуи — кто только не озвучивал персонажей «Артура…».

Звезды такого уровня сразу же соглашаются с вами сотрудничать?

— Да, я звоню им и не успеваю выпить чашку кофе, как они сразу же соглашаются. Даже не нужно приглашать никого на ужин! (Смеется.) Самой скорой оказалась Мадонна: «Звучит заманчиво. Когда я тебе нужна?»

Канн

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Ретроградный Меркурий расставил капканы: как сократить риск фатальной ошибки с 27 марта
В начале второго весеннего месяца Меркурий снова идет на попятную, путая планы и провоцируя конфликты между близкими людьми. Во время ретроградности планеты не стоит начинать новых проектов, а также вести важные переговоры. Подписание документов и вообще посещение государственных инстанций лучше отложить на потом.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог