Край одиночества

Попогребский ловко загоняет героев в патовую ситуацию. И ужас ожидания тут гораздо сильнее, чем психологические выверты многих триллеров.
Анна Федорова
|
01 Апреля 2010
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией «Вольга»

В 1960 году благодаря Альфреду Хичкоку зрители оказались в придорожном мотеле, где годами ничего не происходило. На самом деле это убогое заведение хранило такие тайны человеческого рассудка, которые были гораздо страшнее «традиционных» убийств. Тревожное ожидание развязки вынесли самые стойкие киноманы, зато фильм «Психо» был признан лучшем триллером всех времен и народов.

Последние 50 лет Хичкока пытаются игнорировать, ему подражают, ему завидуют. Но превзойти маэстро в умении создавать удушающую атмосферу липнущего к коже страха никто не смог.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией «Вольга»

Приблизиться же удалось Алексею Попогребскому в картине «Как я провел этим летом». Не случайно Берлинский фестиваль отметил работу российского режиссера сразу тремя призами.

Идея поместить актерский дуэт в пространство, ограниченное тысячами арктических километров, но сконцентрированное в паре метров метеостанции, привлекла к себе внимание. Уж очень разными оказались эти два неинтересных друг другу человека: Сергей (Сергей Пускепалис) и Павел (Григорий Добрыгин). Первый – волк-одиночка, не мыслящий себя без Севера настолько, что даже жену привез сюда на сезон. Да только малыш у них родился, вот и вернулась она на Большую Землю.

Второй, стажер Паша, примерно также безразличен к этому краю.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией «Вольга»

Его задача – пережить, перетерпеть практику в этом забытом Богом месте. Где поговорить можно разве что с рацией во время сеанса передачи данных. Этому бездушному аппарату он должен сообщать даже тексты посланий родне. Да только ответ пришел не ему, а угрюмому Сергею, которого Паша боится до обморочного страха.

Как же выполнить обязанность и сообщить полярнику, что его жена и сын погибли, если реакцию угрюмого богатыря не берется предугадать даже высокое начальство. Обещают лишь прислать вертолет… «по возможности». Но что Пашке до их возможностей, если у него под боком дикий зверь, обладающий столь бешеным характером, что мальчишке проще не передать «новость». А жить отправиться в гости к белым медведям. По крайне мере, попробовать.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией «Вольга»

Психолог по первому образованию, Попогребский ловко и элегантно загоняет героев в патовую ситуацию. Как человек честный, он каждый раз предлагает им выбор, но снова и снова они предпочитают видимую легкость решения. Вот уже и Рубикон давно перейден, а развязка все никак не наступает. И невыносимость ожидания, какое решение примут герои, мучает зрителя гораздо сильнее, чем любые психологические выверты многих триллеров.

Получившего одного из берлинских «Медведей» Сергея Пускепалиса Попогребский приметил, когда снимал в фильме «Коктебель» его сына Глеба. После чего пригласил Сергея Витауто в «Простые вещи». Тогда-то и стало понятно, что Пускепалис как никто другой может прожить на экране судьбу одиночки. Его невозмутимость, граничащая с равнодушием, пугает, но лишь до того момента, когда понимаешь, что за этой маской выдержки скрывается глубинный пласт эмоций.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией «Вольга»

Тронь – взорвется.

Его напарник, обладатель второго приза Берлинале, совсем новичок в мире искусства. Григорий Добрыгин прославился, не успев закончить театральный институт. Знаменит он стал благодаря своему второму проекту «Черная молния». Хотя мало что можно было сыграть в картине смонтированной большей частью благодаря спецэффектам. Но режиссеру «Лета» удалось вытащить из этого замкнутого подростка умение показать мир таким, каким его видит Попогребский. И сделано это настолько тонко и тактично, что, кажется, Григорий не заметил своих трансформаций.

Невозможно не упомянуть третьего обладателя награды главного зимнего фестиваля – оператора Павла Костомарова.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией «Вольга»

В рамках бескрайне-ограниченного пространства, где два человека должны не просто удержать внимание зрителя, но заставить его забыть о себе, героем второго плана становится природа. Создание визуальной атмосферы достоверной до последнего кадра – задача для гениев. Костомаров справился.

Как результат – утонченное атмосферное кино, смотреть которое одно сплошное удовольствие. Мало того, что примерно на середине становится понятным заковыристое название, нестандартность работы Алексея Попогрбеского особенно четко видна в финале. И за «небанальность» этой работы режиссер явно достоин четвертого медведя. Жаль, что такая формулировка жюри не рассматривалась.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Тест на настоящего детектива
Пройдите тест на логику и узнайте, какой из вас сыщик



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог