Конец света за 200 миллионов долларов

Зрители готовы снова и снова выстраиваться в очереди к кассам кинотеатров, чтобы посмотреть, как погибает планета.
Ольга Масленникова
|
15 Декабря 2011
Согласно сценарию фильма «Послезавтра» (2004 г.) мир погибнет от всеобщего оледенения
Согласно сценарию фильма «Послезавтра» (2004 г.) мир погибнет от всеобщего оледенения
Фото: OutNow

Однажды у известного режиссера Роланда Эммериха, ухитрившегося снять целых три версии конца света (фильмы «День Независимости», «Послезавтра» и «2012»), спросили: «Скажите, чем же вас так обидел мир, что вы разрушаете его с таким энтузиазмом?» — «Да, собственно, ничем. Просто эта тема позволяет хорошо продать интересную историю!» — ответил Эммерих...

Мифы и легенды о конце света есть чуть ли не у каждого народа. С недавних пор к ним прибавилось множество научных и околонаучных гипотез. К примеру, едва ли не самая популярная версия — смерть из космоса — в виде астероидов и комет, разносящих планету на мелкие кусочки.

«Обитель зла: Жизнь после смерти 3D» с Миллой Йовович в главной роли — уже четвертый фильм о зомби, уничтожающих человечество
«Обитель зла: Жизнь после смерти 3D» с Миллой Йовович в главной роли — уже четвертый фильм о зомби, уничтожающих человечество
Фото: Kinopoisk.ru

Не говоря уже о пришествии враждебных инопланетян. Или же всплеск солнечной активности, испепеляющий Землю. Ничуть не лучше выглядит теория об угасании Солнца, что также погубит все живое на планете. А ведь есть еще и другие, вполне земные сценарии развития роковых событий вроде извержений вулканов, всемирного потопа, фатальных эпидемий, голода как результата перенаселения… Не менее страшными бедами грозит неразумная деятельность самого человека: экологические катастрофы, глобальное потепление или, напротив, новое оледенение... Всего не перечислишь! Индустрия развлечений с кинобизнесом во главе готова поддержать любую, даже не слишком правдоподобную теорию.

Кевин Костнер устал сражаться с плохой погодой, непредсказуемым океаном и прочими неприятностями на съемках «Водного мира»
Кевин Костнер устал сражаться с плохой погодой, непредсказуемым океаном и прочими неприятностями на съемках «Водного мира»
Фото: Kinopoisk.ru
 В фильме «2012» Роланд Эммерих жестоко расправился с Лос-Анджелесом
В фильме «2012» Роланд Эммерих жестоко расправился с Лос-Анджелесом
Фото: Kinopoisk.ru

Сейчас, к примеру, в разгаре работа над новым триллером с Брэдом Питтом в главной роли «Мировая война Z» — о противоборстве c зомби, чуть было не ставшим для человечества последним. Можно не сомневаться — нас наверняка ждет блокбастер. Хотя счет фильмам, снятым на эту тему, давно уже идет на десятки (например, «Я — легенда» с Уиллом Смитом или «Обитель зла» с Миллой Йовович). Но зрители готовы снова и снова выстраиваться в очереди к кассам кинотеатров, чтобы посмотреть, как погибает планета. Неужели ужасные картины гибнущей цивилизации так привлекательны? Или все-таки мы надеемся избавиться от страха, что нашему миру и в самом деле может прийти конец, «переболев» им в кино? Ведь многие и правда верят, что сбудется предсказание древнего календаря майя и все закончится 21 декабря 2012-го...

Одним из первых фильмов о всемирной катастрофе стал «Конец света», снятый еще в 1916 году
Одним из первых фильмов о всемирной катастрофе стал «Конец света», снятый еще в 1916 году
Фото: Kinopoisk.ru
Стэн Уинстон — настоящий волшебник, построивший управляемого робота — двойника Шварценеггера
Стэн Уинстон — настоящий волшебник, построивший управляемого робота — двойника Шварценеггера
Фото: Splash News/All Over Press

Завлекать людей в кинотеатр, пообещав им зрелище ужасающей катастрофы, киношники научились давно — как только освоили магию спецэффектов. Еще в начале прошлого века зрителей шокировали зрелищем кометы, несущей гибель жизни на Земле (фильм «Конец света» 1916 года). И хотя наука создания иллюзий на экране делала лишь первые шаги, обман удался — люди покидали кинотеатры в страхе. С тех пор техника развивалась, на киностудиях научились строить необычайно реалистичные макеты мировых столиц для их последующего уничтожения в кадре очередного фильма-катастрофы. Но всех превзошли создатели снятого в 1983-м фильма «На следующий день». Сто с лишним миллионов зрителей не могли оторваться от экранов, где на их глазах планета гибла в пожаре глобальной ядерной войны. Киношники не пожалели денег и трудов, превратив в съемочную площадку целый город Лоуренс в штате Канзас вместе со всем его населением!

Фасады домов залили черной краской, окна и витрины перебили, все вокруг засыпали битым камнем… Местные жители, изображавшие жертв радиации, за скромную мзду в 50 долларов обрили головы наголо и согласились разукрасить себя накладными шрамами и ожогами. Даже городской стадион превратили в помесь госпиталя и морга, куда свозили «пострадавших от взрыва». В итоге фильм получился ужасающе правдоподобным, а городская казна Лоуренса обогатилась на миллион долларов.

Конечно, с развитием техники удержаться от соблазна «нарисовать» все на компьютере — что, разумеется, менее хлопотно — стало почти невозможно. Лишь отдельные упрямцы вроде Кевина Костнера, создавшего в 90-х «Водный мир», историю о последствиях всемирного потопа, норовили делать все по старинке.

Незваный «гость из космоса» разрушил башни-близнецы Всемирного торгового центра еще в фильме 1979 года «Метеор»
Незваный «гость из космоса» разрушил башни-близнецы Всемирного торгового центра еще в фильме 1979 года «Метеор»
Фото: Kinopoisk.ru
Творцы драмы «На следующий день» (1983 г.) весьма преуспели в создании эффекта реальности происходящего на экране
Творцы драмы «На следующий день» (1983 г.) весьма преуспели в создании эффекта реальности происходящего на экране
Фото: Kinopoisk.ru

За что он, впрочем, и пострадал. Ведь хотя компьютерная графика — удовольствие не дешевое, расходы на дизайнеров можно посчитать заранее. А как спланировать, к примеру, погоду на море? Или возможность травм при выполнении трюков? Костнер оказался одним из тех, кому не повезло. На съемках его фильма случилось все, что только могло произойти: ураганы, штормы, бесконечные приключения с громоздкими декорациями и разнообразными плавсредствами (от тримарана главного героя до огромной баржи), кессонная болезнь, едва не погубившая ныряльщиков, каскадер, потерявшийся в море, несчастный случай с самим Костнером (он едва не утонул)… В итоге бюджет фильма разбух до беспрецедентных в то время 175 миллионов долларов, двадцать два из которых Кевину пришлось выложить из собственного кармана!

В отличие от Костнера, Джеймс Кэмерон — создатель двух «Терминаторов» — всегда был поклонником компьютерной графики.

Но когда он снимал свой первый фильм о восстании машин, вознамерившихся истребить человечество, высокие технологии стоили очень дорого. Даже семь лет спустя, задействовав во втором «Терминаторе» много компьютерной графики, режиссер обнаружил, что бюджет его проекта подрос со скромных шести с половиной миллионов, которые ушли на первый фильм, до девяноста четырех! Поэтому из экономии Кэмерону пришлось многое снимать вживую. Впрочем, создателям «Терминаторов» повезло — рядом всегда был Стэн Уинстон, настоящий волшебник по части аниматронных эффектов. К примеру, для третьего фильма киносериала (режиссером которого был уже Джонатан Мостоу) он построил самого настоящего Терминатора — управляемого робота, неотличимого от Шварценеггера, да еще и Терминаторшу — точную копию Кристанны Локен!

Роботы эти были так совершенны, что смотревшим на них становилось жутковато. Членам съемочной команды казалось, что описанное в фильме страшное будущее прямо у них на глазах становится былью…

Режиссер «Столкновения с бездной» (1998) Мими Ледер, приступая к съемкам фильма о гигантском космическом теле, несущем гибель нашей планете, не возлагала надежд на оригинальность сценария. У нее было немало предшественников, эффектно снимавших космические катастрофы. В одной из таких картин, называвшейся «Метеор» и вышедшей на экраны еще в 1979 году, «гость из космоса» разрушил башни-близнецы Всемирного торгового центра — те самые, что впоследствии пали жертвой вовсе не космической, а человеческой злой силы.

Что же касается «Столкновения…», то его создатели решили отличиться по части размаха съемок и реализма. В фильме были задействованы две с лишним тысячи актеров массовки и почти две тысячи автомобилей. Не говоря уже о двух с лишним сотнях животных (что-то вроде живого груза для Ноева ковчега новых времен). Львы, леопарды, верблюды, крокодилы и даже слоны… Управляла этим стадом целая бригада дрессировщиков! Весь фильм снимали под руководством опытных экспертов-астрофизиков, сведя к минимуму возможность какого-либо ляпа. Как при этом Ледер ухитрилась уложиться всего в 75 миллионов долларов — настоящая загадка! Снимавшийся в то же время еще один фильм на ту же тему — «Армагеддон» — обошелся его творцам уже в 140 с лишним миллионов!

По версии создателей «Столкновения с бездной» (1998 г.) гибель нашей планете принесет астероид
По версии создателей «Столкновения с бездной» (1998 г.) гибель нашей планете принесет астероид
Фото: Kinopoisk.ru

Перед создателями «Армагеддона» стояла действительно непростая задача. Их творение должно было выйти на экраны менее чем через два месяца после премьеры «Столкновения с бездной», и нужно было что-то придумать, чтобы выделиться на фоне фильма-конкурента. Выручили мастера-компьютерщики. Они решили не ограничиваться «всего лишь» разрушением Нью-Йорка (как у их соперников), а разнести по камешку еще Париж и Шанхай. Только эпизод со столицей Франции обошелся создателям фильма в три лишних миллиона долларов.

К началу 2000-х для компьютерных «волшебников» не осталось почти ничего невозможного. Нужно показать наступление нового, на этот раз бессрочного ледникового периода, как в фильме «Послезавтра», — пожалуйста!

Заплатите дизайнерам львиную долю от бюджета в 125 миллионов долларов, и картина ужасающего оледенения готова. Желаете смоделировать гигантскую вспышку Солнца, испепеляющую жизнь на Земле, — без проблем! Всего 50 миллионов, затраченных на производство фильма, — и всепланетный пожар для блокбастера «Знамение» с Николасом Кейджем в главной роли готов. Хотите живописать планету, гибнущую от всех возможных бедствий сразу, как в триллере Роланда Эммериха «2012»? И это возможно. Правда, обойдется вам немного дороже. Но, с другой стороны, что такое каких-нибудь 200 миллионов за эффектное зрелище всепланетной катастрофы? И хотя компьютерщики, работавшие над фильмом, потрудились на славу, Эммерих решил: его творению недостает реализма.

Именно поэтому режиссер и задумал дополнить компьютерную графику грандиозными декорациями. По его заданию инженеры соорудили нечто доселе невиданное. Они разместили на подвижной платформе целую улицу, построенную в натуральную величину, — вместе с домами и машинами! А саму платформу снабдили сложным рычаговым механизмом, позволявшим наклонять ее как угодно, имитируя последствия катастрофического землетрясения. А уж когда огромный кусок их любимого города, словно торт с тарелки, соскальзывал в океан — зрители в зале замирали от ужаса…

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Ретроградный Меркурий расставил капканы: как сократить риск фатальной ошибки с 27 марта
В начале второго весеннего месяца Меркурий снова идет на попятную, путая планы и провоцируя конфликты между близкими людьми. Во время ретроградности планеты не стоит начинать новых проектов, а также вести важные переговоры. Подписание документов и вообще посещение государственных инстанций лучше отложить на потом.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог