История Кандалакши – города, расположившегося на побережье Белого моря, восходит к началу XVI века. Впрочем, построек того времени найти невозможно: в 1589 году шведские войска уничтожили селение подчистую. Зато любой турист обнаружит в городе барачные постройки и дома эпохи 50-х годов прошлого века, будто нарочно оставленные декорациями для съемок фильмов.
В эту атмосферу эпохи позднего сталинизма решил погрузить своих героев и зрителей режиссер Николай Досталь, сняв в Кандалакше фильм «Петя по дороге в Царствие Небесное».
Хотя, если точнее, временная привязка принадлежит автору сценария, писателю Михаилу Кураеву. Урожденный кандалакшанин, Кураев действительно знал в детстве местного дурачка Петю Макарова (его роль в фильме сыграл Егор Павлов), а позже записал его историю. Петя жил возле военной части и лагеря для политических заключенных и в какой-то момент возомнил себя милиционером, инспектором ГАИ. А поскольку к юродивому с диагнозом «покорная ограниченность» в городе относились почти добродушно, никто не отказывался предъявить «гаишнику» документы. Тем более, что нерасторопным Петя мог и табельным оружием пригрозить. Ох, и пугался тогда народ – пускай пистолет и был деревянным.
Даже машины начальника строительства и главного инженера притормаживали возле «инспектора», чтобы руководство могло намекнуть «постовому» о скором «повышении в звании».
А заехавший на несколько часов народный артист Николай Черкасов подарил Пете личные привет и улыбку. Наступил март 1953-го, умер вождь великой страны, и враз все стало непонятно и очень тревожно. Мало того, что местная власть занервничала от нестабильности своего положения, сбежал один из заключенных. И, конечно же, искать беглеца вместе с солдатами и охраной лагеря отправился милиционер Петя Макаров…
«В названии, к сожалению, угадывается финал картины, что не очень хорошо для фильма», – представляя фильм, рассказал Николай Досталь. С другой стороны, оно «хорошо ложится в образ доброго, отзывчивого человека. Ведь таких людей надо заносить в Красную книгу: несмотря на свою болезнь, они приносят душевность в общество.
Его беда в том, что, живя в этом мире, Петя хочет подражать ему».
Но беда Пети не только копировании чьей-то манеры поведения. Режиссер заставляет задуматься – что могло бы случиться, окажись у Пети настоящий пистолет. Это безусловная заслуга Досталя, сумевшего, с одной стороны, воспроизвести эпоху реалистично до панического ужаса, а с другой – нашедшего грань тонкой душевности главного мотива, не ударившись в атмосферу мрачного хоррора о страшном режиме.
Невозможно также обойти вниманием и работу молодого Егора Павлова – актера театра Погребничко, известного уникальными постановками. Суметь на экране прожить жизнь дурачка из захолустного городка так, чтобы зритель ни на минуту не засомневался в подлинности его истории, – огромная удача.
Детски наивный, но деловито-ответственный «инспектор Петя» нелепо погибнет во время операции – его застрелят из настоящего оружия, приняв за беглого зэка.
Егора Павлова запомнят как прекрасного актера. А работа Николая Досталя уже оценена по заслугам – фильм «Петя по дороге в Царствие Небесное» завоевал Гран-при 31-го Московского международного кинофестиваля. За что? Можно узнать, лишь досмотрев картину до конца.