Кэтрин Бигелоу: «Сначала люди смотрели на меня как на врага»

«Мы с Джимом остались друзьями после развода. И уважаем друг друга и ценим то, что делает каждый из нас в профессии».
Екатерина Обельченко Нью-Йорк
|
17 Января 2013
Фото: Splash News/All Over Press

Кэтрин — мастер рассказывать истории о людях, выбравших опасную работу. В 2010 году за фильм «Повелитель бури» об американских саперах в Ираке она удостоилась «Оскара» за лучшую режиссуру и стала первой женщиной?режиссером, получившим такую награду. Никто не сомневается, что новый ее фильм «Цель номер один» составит всем грозную конкуренцию на предстоящем «Оскаре».

За плечами у этой невероятно красивой, высокой женщины (в 61 год у Кэтрин роскошная фигура, и больше сорока ей вообще не дашь) много фильмов, снять которые далеко не всем мужчинам по плечу.

В том числе знаменитая картина о русской подводной лодке «К-19» с Харрисоном Фордом и Лиэмом Нисоном. Недавно нашелся завистник, заявивший, что, мол, если бы Кэтрин не была такой «горячей штучкой», никто бы ее работу так не восхвалял. Но ей, фигуре непубличной и самодостаточной, подобные реплики безразличны. Корреспонденту «7Д» удалось пообщаться с Кэтрин (она крайне редко дает интервью) в Нью-Йорке.

— Ваш новый фильм «Цель номер один» рассказывает об операции спецслужб США по поимке «террориста номер один» Усамы бен Ладена. Ну очень щекотливая тема. Не боялись за нее браться?

Джессика Честейн сыграла в «Цели номер один» агента, которая ловит бен Ладена
Джессика Честейн сыграла в «Цели номер один» агента, которая ловит бен Ладена
Фото: ALL OVER PRESS

— В моем фильме нет политического подтекста. Мы хотели показать реальные события, которые, к сожалению, имели место в нашей истории. К тому же наш фильм позволяет увидеть жизнь людей, работающих в разведке. Как часто такое удается? Примерно так же, как увидеть снежного барса: «Ух ты! Барс!» И через минуту он исчезает! И кто бы мог подумать, что одним из главных охотников на самого опасного террориста в мире окажется женщина? Я лично была потрясена. Разумеется, если бы в центре операции был мужчина, я бы с не меньшим интересом сделала фильм о нем. (Улыбается.) Так что не стоит упрекать меня в гендерной политике и феминизме. Я всегда снимаю независимые картины и редко готова идти на компромисс, если он ограничивает мою творческую свободу.

— Известно, что первоначальный сценарий фильма был другой…

— Да.

Харрисон Форд и Лиэм Нисон в фильме «К-19». 2002 г.
Харрисон Форд и Лиэм Нисон в фильме «К-19». 2002 г.
Фото: ALL OVER PRESS
На съемках фильма «Цель номер один» с Марком Боалом
На съемках фильма «Цель номер один» с Марком Боалом
Фото: ALL OVER PRESS

Мы с Марком Боалом (бывший военный журналист, стал сценаристом, продюсером и автором сценария к фильму «Повелитель бури». — Прим. ред.) около шести лет назад начали планировать фильм о провале операции по поимке бен Ладена в Тора-Бора в 2001 году. (Американские военные провели крупномасштабные бомбардировки района Тора-Бора на востоке Афганистана, но тогда бен Ладен скрылся. — Прим. ред.) Марк потратил несколько лет на изучение материалов и написание сценария. И к 2011 году мы были уже на стадии подготовки к съемкам. И вдруг приходит сногсшибательная новость — бен Ладен убит. Наш фильм мгновенно стал неактуальным. Пришлось начинать все заново. Но знание финала только увеличило драматический накал.

— Дословный перевод фильма — «Нулевая видимость 30». Что это значит?

— Это военный термин, обозначающий точное время — 00:30. Именно в этот час группа спецназа начала выполнять свое задание. И бен Ладен был убит во втором часу ночи 2 мая 2011 года.

— Главная героиня фильма Майя — агент ЦРУ — посвящает 10 лет своей жизни поискам бен Ладена. Как вы выбрали на эту роль актрису Джессику Честейн?

— Легко! (Улыбается.) Она была первой в моем списке! Помню, мы работали над фильмом «Странные дни» с Рэйфом Файнсом. («Странные дни» — фантастический триллер 1995 года Кэтрин Бигелоу по сценарию Джеймса Кэмерона. — Прим. ред.) Так что мы хорошо знакомы. И Файнс мне показал еще незаконченный вариант своего фильма «Кориолан» (драматический триллер по одноименной трагедии Уильяма Шекспира. — Прим.

ред.). Мне безумно понравилось, как Джессика там сыграла. Я ей позвонила прямо на мобильный, мы поговорили, и она согласилась. А вообще кастинг был непростой. Начиная от главных героев — сотрудников ЦРУ и «морских котиков» (основное тактическое подразделение Сил специальных операций ВМС США, предназначенное для ведения разведки, проведения специальных и диверсионных мероприятий, поисково-спасательных операций. — Прим. ред.) до эпизодических ролей. Ведь мне нужны были опытные актеры, но не сильно узнаваемые лица. Ну представьте, играла бы Сандра Буллок Майю. Уверена, она бы отлично справилась! Но все бы в первую очередь видели именно Сандру.

Джереми Реннер в фильме «Повелитель бури». 2008 г.
Джереми Реннер в фильме «Повелитель бури». 2008 г.
Фото: ALL OVER PRESS

— Ну, Джессика стопроцентная церэушница получилась! Она, кстати, сказала, что ей было очень не по себе снимать одну из сцен в иорданской тюрьме. А вам?

— И я ее понимаю! Это же действующая тюрьма! Мало веселого. Но место очень подходило, и нам дали разрешение. Так что пришлось перебороть страх. И Джессика, как и все остальные, отнеслась к этому очень профессионально — храбро и мужественно.

— Говоря о страхе. Вы показываете пытки, которые проводились агентами ЦРУ в Пакистане. Смотреть было непросто. А снимать тяжело?

— Очень! Я вам отвечу так. Я бы хотела, чтобы пытки не были частью истории. Но, к сожалению, они были, их действительно использовали, чтобы получить информацию о террористах.

Когда мы снимали такие сцены, мне хотелось закрыть глаза и уйти. Но, как режиссер, я должна была преодолеть свой личный дискомфорт, чтобы добиться цели и рассказать людям, как все было.

— А какая сцена для вас как для режиссера стала самой тяжелой?

— Весь фильм непростой. От первых минут, где только слышны настоящие голоса людей, погибших от террористического акта 11 сентября, до сцен допросов и пыток. С точки зрения съемок самое трудное было, наверное, снимать атаку на дом бен Ладена, где он был убит. Для этого мы использовали специальные, очень чувствительные камеры. Создали имитацию той ночи — безлунной и самой темной в месяце. Конечно, мы снимали не в Пакистане, там, где это реально происходило, а в Индии, во время песчаной бури.

Но одно из моих условий студии — находить места для съемок, максимально приближенные к реальным. Например, мне предлагали снимать «Повелителя бури» в Марокко, а не на Ближнем Востоке, как я хотела. Марокко — прекрасная страна, но это Африка, а мне нужно было арабское государство. В общем, в результате я настояла на своем — чтобы снимать не в Ираке, конечно, но в Оммане и Кувейте. Температура зашкаливала. Где-то градусов пятьдесят. Я боялась, что Джереми Реннеру, сыгравшему главного героя, станет плохо — ведь на него надевали еще все специальное саперское снаряжение, скафандр весом 35—45 килограммов.

— Недаром у вас репутация крутого режиссера. Скажите, все герои фильма «Цель номер один» имеют реальных прототипов? Вам правительство предоставляло секретные материалы?

— Все персонажи реальные люди, многие продолжают работать в ЦРУ.

Так что весь наш сценарий основан на исследованиях Марка. Наверное, если бы мы попросили помощи у министерства обороны США, было бы больше информации. Но решение Марка не делать этого было очень мудрым! Пришлось бы еще ждать одобрения сценария от правительства. Конечно, были свои сложности. Многие люди, с которыми мы хотели говорить, отказывались общаться. Например, Джессика не смогла встретиться с женщиной-агентом, прототипом своей героини, потому что она находится «под прикрытием», ей нельзя показывать свое лицо. На сбор материала у нас ушло намного больше времени, чем на процесс съемки. Нам нужно было описать события десятилетнего периода за два часа!

— Фильм «Повелитель бури» получил множество наград.

«Хорошо, что мы остались друзьями после развода. И уважаем друг друга, и ценим то, что делает каждый из нас в профессии»
«Хорошо, что мы остались друзьями после развода. И уважаем друг друга, и ценим то, что делает каждый из нас в профессии»
Фото: Splash News/All Over Press

Вы стали первой женщиной-режиссером — обладательницей «Оскара» в номинации «Лучший режиссер», а сама картина выиграла «Оскар» как лучший фильм года. И это при том, что соревновался с вами «Аватар» вашего бывшего мужа Джеймса Кэмерона!

— Кажется, такое можно только специально срежиссировать, да?! (Смеется.) Хорошо, что мы с Джимом остались друзьями после развода. И уважаем друг друга и ценим то, что делает каждый из нас в профессии.

— Расскажите о «К-19», это один из немногих американских фильмов, где русские предстают не в карикатурном виде.

— Сложная была с ним история. В 1994 году я узнала о том, что случилось с советской атомной подводной лодкой в 1961-м. 129 русских подводников, в сущности, удержали тогда судьбу мира в своих руках. (Авария на подлодке «К-19» привела к отказу системы охлаждения атомного реактора. Восемь членов экипажа, работая в реакторном отсеке, смогли устранить неисправность ценой жизни. Благодаря мужеству советских подводников взрыв подлодки, который Вашингтон мог принять за начало ядерной агрессии со стороны СССР, был предотвращен. — Прим. ред.) Меня потрясло благородство людей, готовых сознательно принести себя в жертву. Я много разговаривала и с американскими, и с русскими подводниками, физиками-атомщиками, но кульминацией стала возможность приехать на военно-морскую базу в России и самой увидеть «К-19». Мне было важно взглянуть глазами американцев, врагов тогдашнего Советского Союза, на эту историю.

Мне хотелось показать всю эту паранойю в надежде, что мой фильм поспособствует тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись. У меня было время съездить в Москву и встретиться с теми, кто был на этой лодке. Знаете, сначала эти люди не понимали, чего я хочу, смотрели на меня как на врага. Но я сумела объяснить, что мы постараемся снять фильм как раз в честь моряков с «К-19», возможно спасших нас от большой беды. Хотим воздать должное их мужеству, храбрости. И тогда они заплакали и стали меня обнимать…

— Спасибо. У вас это получилось. А что в планах на будущее? Может, романтическая комедия? Снимете что-нибудь веселое, например, на Гавайских островах?

— А там можно снимать? (Смеется.) Мы, кстати, хотели это интервью на Гавайях провести. Как было бы здорово! (Смеется.) Даже не знаю! Нужно отдохнуть от работы над фильмом и прийти в себя.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог