Роман Полански стал культовым режиссером отнюдь не благодаря трагическому стечению обстоятельств. Ни одна трагедия не способна сделать бездарность гением или заставить смотреть не нравящееся зрителю кино. Просто Полански был трудолюбив и накрепко выучил основную заповедь каждого режиссера: талант состоит из
одного процента одаренности. Остальные 99 – ежедневный неустанный труд.
И Полански работал, не обращая внимания на скандалы, разгоравшиеся вокруг его имени.
Трудился в изгнании и не позволял себе расслабляться в те моменты, когда жизнь преподносила очередной неприятный сюрприз. Поэтому ничего удивительного, что каждый новый фильм режиссера ждали с нетерпением. А о последнем в России говорили с января. С того момента, как стало известно, что «Призрак» стал победителем Берлинского международного кинофестиваля-2010 в номинации «Лучший режиссер».
Тем более, что иногда кое-кому может и повезти, главное – вовремя ухватить удачу за хвост. Как это сделал Призрак (Эван Макгрегор) – никому неизвестный писатель, создающий шедевры, которые клиенты выдают за личные мемуары. На кону куча денег и крупный заказ – переписать унылые воспоминания бывшего британского премьер-министра Адама Ланга (Пирс Броснан) и сделать из его писанины многотиражный бестселлер.
Есть, правда, одна проблема.
Вернее их две. Первая – жена Адама Рут (Оливия Уильямс), очевидно покушающаяся на тело Призрака. Вторая – странная гибель предшественника Призрака, долгое время занимавшего пост верного помощника экс-премьера. С Рут можно совладать, или, в крайнем случае, попытаться ее избегать. Но забыть о том, как утонул предыдущий писатель, гораздо труднее.
Вот и решает непростую задачу Призрак – то ли сразу самому утопиться по-быстрому, то ли найти тех, кому выгодно уничтожить саму возможность издания рукописей Адама. Тем более, что обстановка располагает: хмурая осень, унылые дожди, неприветливые люди, дающие на конкретные вопросы самые нелепые ответы.
И все же, спустя полтора часа от начала фильма, события начинают раскручиваться с головокружительной быстротой. Заговоры, ЦРУ, спецагенты, шифры и таинственные убийства мелькают так быстро, что в какой-то момент теряешь нить событий. А чем, как не этой особенностью, славятся фильмы, относящиеся к политическим детективам?
Но сюжет завораживает, актеры играют безукоризненно, интрига доведена до блеска. Проблема одна: годов с 70-ых картины века минувшего в этом жанре не то, что стали редки, их просто перестали снимать. А потому и современный зритель недоуменно озирается – куда его пригласили. Те, кто «отгадал» убийцу быстро, заскучали. Остальные явно не понимали, как можно делать современное кино без особых психологизмов, хоррора и треша.
Спору нет, в герое Броснана каждый увидит Тони Блэра. Оливия, как его жена, будет столь убедительной английской политической леди, что неловко за ней подглядывать. Придется Макгрегору в одиночку тащить весь воз политических интриг. И хотя он, по прихоти режиссера, станет исследовать серую мглу, в одиночку ему будет непросто удержать интерес зрителей.
Конечно, Роман Полански не мог снять фильма, из каждого кадра которого не сочилась бы его индивидуальность. С другой стороны, память – штука противная. Как от жвачки, прилипшей к подошве, она никак не может отделаться от мысли, что как минимум один раз подобное уже встречалось. Были непонятные убийства, загадочные спецагенты и немолодой блондин-супергерой, расследующий преступление века. Точно: «Три дня Кондора» Сидни Поллака.
С другой стороны, что еще должно присутствовать в забытом сегодня искусстве под названием «политический детектив»? Тем более, что демонстрировать кино в чистом виде Полански точно не разучился. Не верите – сходите в кинотеатр, убедитесь лично.