Как снимали «Криминальное чтиво»: чемоданчик, пластырь и текила

Съемки фильма потребовали от его создателя незаурядной изобретательности — а ее Квентину не занимать.
Фото: ALL OVER PRESS

Поклонники Квентина Тарантино наконец дождались нового творения маэстро — «Джанго освобожденный». Но что интересно, пока ни одной картине режиссера не удалось превзойти успех его второго фильма — культового «Криминального чтива»…

Сценарий будущего шедевра Тарантино рождался непросто. Квентин и его приятель, соавтор сценария Роджер Эйвери, задумали свое экспериментальное кино еще в начале 1990-го, а завершили лишь в 1993-м.

Конечно, за это время Тарантино успел снять своих «Бешеных псов» и закончить сценарий «Настоящей любви» (режиссером которой стал Тони Скотт). Но дело было не только в том, что Квентин отвлекался на другие проекты — его замыслу нужно было «вызреть». Творил Тарантино в Амстердаме, а его рабочим местом был столик в любимом городском баре. От непривычки к прохладному климату житель Лос-Анджелеса страдал хронической простудой. Свой распухший покрасневший нос он постоянно вытирал туалетной бумагой, которую извлекал на свет из кармана заношенной куртки. А когда завершил наконец свой труд и отправился к себе домой за океан, в пункте видеопроката при отеле за ним остался неоплаченный долг в 150 долларов…

Но дома, то есть в Америке, Квентина отнюдь не ждали с распростертыми объятиями.

Джон Траволта и Сэмюэл Л. Джексон сыграли двух обаятельных гангстеров
Джон Траволта и Сэмюэл Л. Джексон сыграли двух обаятельных гангстеров
Фото: ALL OVER PRESS

Продюсеры киностудии «Tristar», которой он предложил свой шедевр, заявили: сценарий слишком длинный, слишком жестокий и по нему вообще ­невозможно снять кино! К счастью, мнение Харви Вайнштейна, совладельца компании «Miramax», не совпало с оценкой кинодеятелей от «Tristar». Но даже Вайнштейн не рискнул предоставить в распоряжение Квентина сумму больше, чем 8,5 миллиона.

Казалось бы, с таким бюджетом об участии в проекте звезд можно было забыть. Но у Квентина был свой план. По просьбе Тарантино его любимый актер Харви Кайтел (к тому времени он успел снять Кайтела в «Бешеных псах» и для него же написал роль мистера Вульфа в «Криминальном чтиве») уговорил своего приятеля Брюса Уиллиса принять участие в скромном малобюджетном проекте.

Майкл Мэдсен был первой кандидатурой на роль Винсента Веги
Майкл Мэдсен был первой кандидатурой на роль Винсента Веги
Фото: ALL OVER PRESS

Предложенный ему гонорар — 800 тысяч долларов был смехотворно мал для звезды, но как раз в то время Брюс решил, что ему полезно ради разнообразия иногда сниматься в независимом кино. Правда, сначала он претендовал на главную роль — Винсента Веги, которая впоследствии досталась Джону Траволте. Но в конечном счете Брюс остался доволен и возможностью сыграть боксера Бутча. Правда, для этого Тарантино пришлось подправить сценарий. В первоначальном варианте герой, которого предстояло сыграть в то время почти 40-летнему Уиллису, был юн, неопытен и выступал на ринге в наилегчайшем весе. Сыграв боксера у Тарантино, Брюс не прогадал, он получил за участие в «Чтиве…» неплохие дивиденды. Как в виде славы, так и в денежном выражении: пару-тройку миллионов как оговоренную долю в кассовых сборах.

Брюс Уиллис снимался у Тарантино за гроши, но потом получил приличный процент с проката
Брюс Уиллис снимался у Тарантино за гроши, но потом получил приличный процент с проката
Фото: ALL OVER PRESS

Что же касается Траволты, то, как ни странно, он вовсе не был первой кандидатурой на роль Винсента Веги, хотя кажется — этот герой был создан для Джона. На самом деле Тарантино писал эту роль под Майкла Мэдсена. Но тот, на беду, был уже занят в другом проекте — «Уайатт Эрп» с Кевином Костнером. На эту роль еще претендовал Дэниел Дэй-Льюис, но Квентин настоял на кандидатуре Джона. Хотя в то время от былой популярности Траволты (он блистал в конце 70—80-х) остались лишь одни воспоминания. Поэтому его не оскорбил гонорар всего лишь в 100 тысяч долларов.

Найти актрису на главную женскую роль — Мии, подружки босса гангстеров, оказалось отнюдь не проще. Хотя на кинопробах побывало множество звезд, таких как Изабелла Росселлини, Мишель Пфайффер, Дэрил Ханна, Мэг Райан, Тарантино, к крайнему негодованию Вайнштейна, отвергал одну за другой!

И в конечном счете остановил свой выбор на Уме Турман, в то время еще не успевшей прославиться. Квентин объяснил свое решение озадаченному продюсеру так: «Я в нее просто влюбился! Она напоминает мне… любимого коня кумира 40-х Роя Роджерса. В этой девушке есть то же благородство, и стать, и грация…» На гонорар его будущей музы влюбленность Квентина повлияла не слишком. Впрочем, 300 тысяч для Умы были в то время весьма солидной суммой, как, кстати, и для самого Тарантино. Как ни старался Квентин быть экономным, на актерскую зарплату все же ушло пять миллионов из восьми с половиной. А после того, как в Калвер-Сити были построены грандиозные декорации бара «Jack Rabbit Slim’s» и за них пришлось выложить еще 150 тысяч долларов, продюсеры запаниковали.

Но Тарантино каким-то чудом все же удалось удержать бюджет в пределах запланированной суммы. Пришлось пойти на жертвы. К примеру, отдать для съемок свой собственный автомобиль-кабриолет (в нем разъезжал герой Траволты). Увы, машине Квентина не суждено было пережить окончание съемок. Ее украли у него из-под носа неизвестные злоумышленники…

Съемки фильма, на которые осталось всего три с небольшим миллиона, потребовали от его создателя незаурядной изобретательности — а ее Квентину не занимать. Так, посчитав, что компьютерная графика ему не по карману, при съемках сложной сцены оживления героини Умы Турман, пережившей передозировку, Квентин обошелся подручными средствами. Если помните, Вега вонзает Мие прямо в сердце шприц с адреналином.

Блестящий танцор Траволта стал наставником Турман на съемочной площадке
Блестящий танцор Траволта стал наставником Турман на съемочной площадке
Фото: ALL OVER PRESS

Снимать такое вживую, разумеется, было невозможно, и режиссер задумал хитрый трюк. Для Умы изготовили накладной силиконовый бюст и закрепили в нем вонзенный шприц. Турман уложили на пол, приладив к ее груди всю конструкцию. А после этого Траволта решительным движением… выдернул шприц! Осталось лишь в монтажной приклеить этот кадр задом наперед. И все бы хорошо, но Тарантино не заметил один маленький «прокол». Когда Траволта вытащил тот самый торчавший из «бюста» Умы шприц, его поршень был опущен до упора — чтобы показать, что лекарство впрыснуто в сердце пациентки. Но ведь на съемках-то все происходило в обратном порядке! В итоге получилось, что Винсент Вега на экране прицеливался в грудь Мии абсолютно пустым шприцем. К счастью, этот просчет заметили лишь самые внимательные из зрителей — слишком высоко было напряжение момента.

Наркоманская тематика, ставшая одной из причин, по которой фильм отвергла киностудия «Tristar», осложнила и роль Траволты.

Ведь он-то сам, если верить актеру, никогда не употреблял ничего «лишнего». Так что ему пришлось обратиться за консультацией к наркоману со стажем из числа знакомых Тарантино. «Что ты чувствуешь, когда ты под героином?» — поинтересовался актер. «Попробуй накачаться текилой и залезть в горячую ванну. Будет немного похоже», — ответил «консультант». И Джон задумал творческий эксперимент, доложив о замысле своей жене, актрисе Келли Престон. Вместо того чтобы отговорить своего мужа от рискованной затеи, она с энтузиазмом включилась в игру. Горячую ванну, бортики которой были уставлены стаканчиками с текилой, супруги до сих пор не могут вспоминать без смеха.

Зато Траволте не нужен был никакой консультант, когда ему довелось, наконец, блеснуть своим талантом во время знаменитой сцены танцевального конкурса в клубе «Jack Rabbit…».

Тут Джон и сам мог проконсультировать кого угодно — хотя бы гораздо менее опытную в танцах партнершу Уму Турман. Ведь актер в свое время выиграл самый настоящий конкурс по твисту. Да и прославился он, сыграв героя дискотек в «Лихорадке субботнего вечера», снятой еще в 70-е.

Коллеге Джона — Вингу Рэймсу, сыгравшему босса героя Траволты — Марселласа Уоллеса, — прославиться помог не танец, а… обыкновенный медицинский пластырь. Это как раз тот самый случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло.

Из экономии Тарантино старался снимать без спецэффектов
Из экономии Тарантино старался снимать без спецэффектов
Фото: ALL OVER PRESS

Незадолго до съемок Винг получил бытовую травму — сильно порезался, когда брил наголо затылок. Порез был глубоким, и на его маскировку гримерам понадобилось бы много времени, а его у съемочной группы не было. Царапину решили попросту заклеить пластырем. А так как Винг, по замыслу Квентина, большую часть фильма просидел, повернувшись к зрителям спиной, они постоянно созерцали его затылок. И это было впечатляющее зрелище! Так что, когда он наконец-то показал свое лицо, все даже испытали легкое разочарование: затылок актера был явно выразительнее — пластырь сделал его угрожающим и таинственным.

Кстати, еще немного о таинственном. Хотя в фильме непростой сюжет, запутанный во времени и пространстве, но если постараться, то разобраться в хронологии событий вполне реально. А вот ответить на вопрос, что же все-таки было в таинственном чемоданчике, из-за которого сражаются и гибнут герои, гораздо сложнее.

Соавтор Квентина Роджер Эйвери признался однажды: по первоначальному замыслу предполагалось — там находились бриллианты. Но Тарантино нашел такую версию слишком банальной и решил оставить загадку неразрешенной: пусть каждый зритель сам представляет себе, от чего исходит таинственное сияние. Зато известно наверняка, чем заполнили чемоданчик реквизиторы. Они расположили в нем всего лишь оранжевую лампочку с батарейкой, да еще обернули изнутри фольгой — чтобы лучше отражался свет. Всего лишь. Но киноманов, конечно, такое объяснение не устроит: споры о том, что на самом деле было в чемоданчике, не утихают и по сей день.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Ретроградный Меркурий расставил капканы: как сократить риск фатальной ошибки с 27 марта
В начале второго весеннего месяца Меркурий снова идет на попятную, путая планы и провоцируя конфликты между близкими людьми. Во время ретроградности планеты не стоит начинать новых проектов, а также вести важные переговоры. Подписание документов и вообще посещение государственных инстанций лучше отложить на потом.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог