Голливуд: сквозняк свободы

Продолжение следует: от Второй мировой до Тома Круза.
Ольга Маршева
|
25 Марта 2011
Мэрилин Монро
Мэрилин Монро
Фото: ИТАР-ТАСС

После окончания Второй мировой войны в Америке, как и во всем мире, гуляли сквозняки свободы. Раздвигались рамки, исчезали границы, то, что когда-то было строго запрещено, вдруг стало вполне легальным. Все цензурные ограничения оказались бессильны перед «Похитителями велосипедов» (1948), шедевром итальянского неореализма Витторио Де Сики, каким-то чудом проникнувшим на экраны американских кинотеатров. Успех был настолько велик, что Дэвид Селзник предложил Де Сике свой следующий фильм снять в Голливуде — с Кэри Грантом в главной роли.

Гордый итальянец отказался, но после «Похитителей» американцы открыли для себя кино-Европу — и два десятилетия именно европейское кино задавало тон продукции Голливуда.

Вновь обретенная свобода выражалась в бунте — в том числе против навязываемых Голливудом сказок. Фильмы становились все мрачнее и депрессивнее. Расцвел жанр «нуар», получивший свое название от французского, а стиль — от немецкого кино. Сюжеты крутились вокруг самых злободневных тем — паранойи, вызванной начинающейся холодной войной, страхе перед ядерным ударом, коррупции современного общества. Изменилась роль женщины — место слабых героинь заняли хладнокровные femme-fatales. Почти автоматически мутировал и образ Американской Семьи — в то время как телевидение пыталось привить образ крепкой «ячейки общества» (домохозяйка с пылесосом, папа — глава семьи, куча довольных детишек играют во дворе), в кино показывалось обратное: сексуальная неудовлетворенность в браке, бытовое насилие, властные матери, слабые отцы, отчуждение детей.

После «Похитителей велосипедов» американцы открыли для себя кино-Европу – и два десятилетия именно европейское кино задавало тон продукции Голливуда. (Кадр из фильма «Похитители велосипедов»)
После «Похитителей велосипедов» американцы открыли для себя кино-Европу – и два десятилетия именно европейское кино задавало тон продукции Голливуда. (Кадр из фильма «Похитители велосипедов»)
Фото: i-italy.org

Популярным был сюжет «ухода» от безрадостных семейных отношений в пьянство одного из супругов, или поиски приключений на стороне.

Самым естественным образом возникло кино о новом поколении американцев — бунтарей и дикарей. Собственно, так и назывались два главных фильма того времени: «Дикарь» (1953) с Марлоном Брандо, и «Бунтарь без причины» (1955) с Джеймсом Дином.

Сюжет «Дикаря» крутился вокруг реальной истории, обошедшей все газетные сводки: в 1947 году банда из 4000 байкеров решила своеобразно отпраздновать День Независимости, захватив маленький калифорнийский городок Холлистер.

Фанатом Джеймса Бонда был сам президент Кеннеди. (Шон Коннери в фильме «Доктор Но»)
Фанатом Джеймса Бонда был сам президент Кеннеди. (Шон Коннери в фильме «Доктор Но»)
Фото: Getty Images/Fotobank

В фильме главаря банды сыграл 29-летний Марлон Брандо, ставший на целое десятилетие секс-символом Америки: сочетание физической силы и чувствительного сердца, производило неотразимое впечатление на девушек. Кстати, после «Дикаря» в моду вошли куртки-«косухи»: за два года до этого Брандо также популяризировал футболки, сыграв брутального Стенли Ковальски в «Трамвае «Желание» (1951).

Но если за Брандо сразу закрепилась репутация серьезного актера (талантливого выпускника Actor Studio, преданного Станиславскому и Михаилу Чехову, студия Warner Bros «купила» для серьезных, амбициозных драм), то другой актрисе повезло гораздо меньше.

Мэрилин Монро (настоящее имя Норма Джин Бейкер) стала заложницей своего образа. Культовой блондинке Голливуда поклонялись, ей платили по сто тысяч долларов за фильм, но при этом никто не хотел признавать за ней ни таланта, ни мозгов. Режиссер Билли Уайлдер называл появление на экране Мэрилин «вторжением плоти» — примерно так же ее воспринимали и зрители. Самым популярным фильмом Монро в Америке стала «Лихорадка седьмого года» (1955), где ее героиня держит трусики в холодильнике и узнает классическую музыку по тому принципу, что «в ней нет слов». Знаменитая сцена из «Лихорадки», где Мэрилин стоит над вентиляционным люком, и у нее поднимается платье, снималась не в павильоне, а на обычной улице в Нью-Йорке, в присутствии пятитысячной толпы любопытных. Фактически это был акт публичного стриптиза — впрочем, также можно обозначить и всю жизнь Мэрилин, и даже ее смерть.

Еще одной печальной легендой стал Джеймс Дин.

В конце сентября 1955 года он совершил фактическое самоубийство, на полной скорости впечатав свой «Порше» во впереди идущую машину. Смерть была мгновенной. Дину было 24 года, он считался одним из самых многообещающих актеров Америки. Эстет и бунтарь, он отказался поступать в Actors Studio, где уже тогда учился Брандо, заявив, что чувствует себя там «как кролик на вивисекции». При жизни Дина успел выйти всего один его фильм — «К востоку от рая» (1955), а уже после смерти на экранах появился «Бунтарь без причины». Культ Дина стал абсолютным: до сегодняшнего дня каждого второго талантливого новичка сравнивают именно с ним.

Итак, новое поколение американцев потеряло все нравственные ориентиры. Образ молодого человека в то время — преступник, потенциальный фашист, латентный гомосексуалист, абсолютный аутсайдер. Нормального, человеческого в нем мало что осталось — в фильме «Я был тинейджером-оборотнем» (1957), главный герой признается своему психиатру: «Я делаю все эти ужасные вещи — но не знаю, почему». Зато «взрослые» знали: глава ФБР Эдгар Гувер выступил с докладом, заявив, что во всем виноваты… комиксы, расплодившиеся в последние десятилетия. И еще, естественно, музыка, разлагающий нравы рок-н-ролл (Элвис Пресли, кстати, дебютировал в 60-х качестве актера, терзая струны в фильме «Love Me Tender»).

В результате исследований вдруг выяснилось, что 80% американских зрителей — от 16 до 24 лет. На эту аудиторию и стали ориентироваться продюсеры крупных студий.

Решив, что все новое – это хорошо забытое старое, студии стали восстанавливать классическое жанровое кино. Фрэнсис Форд Коппола выпустил «Крестного отца» — классический «гангстерский» фильм, не терявший своей популярности. (Марлон Брандо в фильме «Крестный отец»)
Решив, что все новое – это хорошо забытое старое, студии стали восстанавливать классическое жанровое кино. Фрэнсис Форд Коппола выпустил «Крестного отца» — классический «гангстерский» фильм, не терявший своей популярности. (Марлон Брандо в фильме «Крестный отец»)
Фото: Getty Images/Fotobank

Вышел первый фильм про любвеобильного шпиона 007 — «Доктор Но» (1962), а уже через год — продолжение, «Из России с любовью» (большим фанатом Джеймса Бонда был сам президент Кеннеди). Вышли секс-комедии с понятными любому подростку названиями — «Пляж бикини» (1964) и «Как заполучить красотку в бикини» (1964). Появилась скандальная «Барбарелла» (1967) с Джейн Фондой — фильм, которому цензура присвоила порнографический рейтинг. Наконец, за десять лет, прошедших со времен «Дикаря», не потеряли своей популярности и парни на мотоциклах — бешеным успехом пользовались «Дикие ангелы» (1966), и «Беспечный ездок» (1969), с Джеком Николсоном и Дэннисом Хоппером.

Но пока был жив президент Кеннеди, молодежь все-таки интересовалась политикой, и многие студии могли себе позволить такую роскошь, как остросоциальное кино.

Именно в 60-70-е появились фильмы, составившие «золотой фонд Голливуда» — например, фильмы Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил ядерную бомбу» (1964), а чуть позже — «Заводной апельсин» (1971). Милош Форман в 1975-м снял «Пролетая над гнездом кукушки», а Cидни Люмет — «Серпико» (1973) и «Собачий полдень» (1975). В 1967-м вышли сразу два шедевра — «Бонни и Клайд» Артура Пенна, и «Выпускник» Майка Николса. «Бонни и Клайд» казались простым коммерческим аттракционом (рекламный слоган гласил: «Они молоды, они влюблены, они убивают людей») — но на самом деле этот фильм критиковал социальную систему, точно также, как десятилетия спустя ее будут критиковать «Прирожденные убийцы».

Ну, а «Выпускник» даже не пытался притворяться чем-то еще — это был фильм о том, что старшее поколение, с их выдуманными идеалами, по всем статьям проиграло младшему.

Фильм Николса стал чемпионом проката — и до сегодняшнего дня это один из самых успешных (и знаменитых) фильмов в голливудской истории.

Но в 70-е наступил очередной кризис. Количество зрителей падало, фильмы один за другим проваливались в прокате, продюсеры нервничали, не понимая, чего этому молодому поколению, собственно, надо. Наконец, решив, что все новое — это хорошо забытое старое, студии стали восстанавливать классическое жанровое кино — естественно, с поправкой на новые технологии, и более юную аудиторию. Фрэнсис Форд Коппола выпустил «Крестного отца» — классический «гангстерский» фильм, не терявший своей популярности с 30-х годов.

Клинт Иствуд стал новой звездой «спагетти-вестернов» (так они назывались благодаря итальянцу Серджио Леоне, который нагло стал переснимать исконно американский жанр).

Клинт Иствуд стал новой звездой «спагетти-вестернов»
Клинт Иствуд стал новой звездой «спагетти-вестернов»
Фото: Getty Images/Fotobank

Продюсеры страшно боялись, что их обвинят в непатриотизме, и потому в самом первом спагетти-вестерне, «За пригоршню долларов» (1964) всей итальянской съемочной группе переделали имена на американский лад. Леоне стал в титрах Бобом Робертсоном, композитор Эннио Морриконе — Дэном Салвио, оператор Массимо Далламано — Джеком Даллмасом, ну, и так далее.

Старый добрый мюзикл 30-х возродился в «Лихорадке субботнего вечера» (1977), в котором молодой и еще худой Джон Траволта, «отжигал» на танцполе под музыку Bee Gees (критики писали, что этот фильм следовало показывать в кинотеатрах без кресел, чтобы зрителям было удобнее танцевать).

А через год выйдет «Бриолин» с тем же Траволтой, ностальгирующий уже не столько по мюзиклам, сколько по «пляжным» подростковым мелодрамам 50-х.

Копировались не только жанры — копировались целые фильмы (именно в 70-е оформилась идея ремейков). Слова Сэмюэла Голдвина «Если они полюбили это один раз, полюбят и еще раз», стали пророческими. Между прочим, эти слова относились к ремейку «Кинг Конга» (1976) с Джессикой Ланж. Продюсер Дино Ди Лаурентис очень гордился этим фильмом — а гигантская механическая горилла, сыгравшая главную роль, была на тот момент высшим достижением технических голливудских технологий.

Отличные спецэффекты продемонстрировал также и «Чужой» (1979) Ридли Скотта, и «Супермен» (1978) — первый из ряда знаменитых фильмов-комиксов, сделавший звездой Кристофера Рива.

«Супермен», кстати, тоже был ремейком — одноименного сериала, точно также, как и вышедший через год «Стар Трек».

Наконец, в 70-е дебютировало поколение режиссеров, которые в наше время считаются настоящими динозаврами. 29-летний Джордж Лукас дебютировал в режиссуре с фильмом «Американские граффити» (1973), ностальгической мелодрамой об Америке 60-х. В 1977-м он уже снимет «Звездные войны» — фантастическую сказку, определившую развитие поп-культуры на несколько последующих десятилетий.

В успех «Войн» мало кто верил, от них отказались две ведущие студии, и только XX Century Fox решилась выделить 11 млн. долларов на съемки. Харрисон Форд считал, что «абсурднее сценария он не читал» и с трудом верил, что «Войны» вообще кто-то будет смотреть. Тем не менее, их смотрит уже третье поколение зрителей.

Стивен Спилберг снимет в 1973 году «Дуэль», а два года спустя — страшную сказку о Большой Белой Акуле под названием «Челюсти».

Конечно, кинематограф в то время не сводился до чистого развлечения. Например, в 70-е режиссеры стали заново экспериментировать с жанром военного фильма — неиссякаемым источником для вдохновения служил Вьетнам. Образ вьетнамского ветерана эволюционировал от образа одиночки- параноика, опасного асоциального типа, хладнокровного убийцы (таким был Роберт Де Ниро в «Таксисте») — к образу солдата, ставшего заложником обстоятельств и продажных политиков.

70—80-е были временем «героев вопреки», временем талантливых и напористых новичков. Сильвестр Сталлоне за три дня написал сценарий «Рокки» —  истории боксера, который идет на бой, даже когда никто вокруг больше в него не верит. (Кадр из фильма «Рокки»)
70—80-е были временем «героев вопреки», временем талантливых и напористых новичков. Сильвестр Сталлоне за три дня написал сценарий «Рокки» — истории боксера, который идет на бой, даже когда никто вокруг больше в него не верит. (Кадр из фильма «Рокки»)
Фото: Getty Images/Fotobank

Эта реабилитация солдата случилась только ближе к 80-м — вышел «Охотник на оленей» (1978) Майкла Чимино с тем же Де Ниро, потом «Рэмбо: Первая кровь» (1985), и, наконец, «Рожденный 4 июля» (1989).

Настоящим кошмаром стали съемки фильма Копполы «Апокалипсис сегодня» (вольной экранизации Джозефа Конрада «Сердце тьмы»). Казалось, что над режиссером довлеет какое-то проклятие — съемки растянулись с запланированных 13 недель до года, бюджет увеличился в три раза (Копполе пришлось платить зарплату группе из собственного кармана). Декорации были разрушены в результате грандиозного тайфуна, проблемы возникали чуть ли не всеми актерами, игравшими ключевые роли — начиная с Марлона Брандо, и заканчивая Мартином Шином (первый отказывался учить свои реплики, и был в ужасной физической форме, у второго в разгар съемок случился сердечный приступ), На Филиппинах, где проходили съемки, началась гражданская война, и местное население затребовало у Копполы «бутафорское» оружие и вертолеты.

Три года понадобилось, чтобы «Апокалипсис», наконец, вышел на экраны — и стал абсолютной легендой.

70-80-е вообще были временем «героев вопреки», временем талантливых и напористых новичков. Сильвестр Сталлоне за три дня написал сценарий «Рокки» (1976) — истории боксера, который встает и идет на бой, даже когда никто вокруг больше в него не верит. Точно так же никто не верил в самого Сталлоне — ему предлагали за сценарий 300 тысяч долларов, лишь бы он отошел в сторону.

Но Сталлоне настоял на том, чтобы самому сыграть главную роль — пусть и за гораздо меньшую сумму. И в результате именно «Рокки» сделал ему имя и репутацию, обеспечив работой на три десятилетия вперед.

70—80-е — «золотое время» гениального интеллигента-одиночки, нью-йоркского невротика Вуди Аллена («Энни Холл»). И это также время, когда раскрылось новое поколение актеров, назвавшихся «Brat Pack» (по аналогии с «Rat Pack» 60-х). В «Аутсайдерах» (1983) Копполы сыграли одни из первых своих ролей Мэтт Диллон, Патрик Суэйзи, Том Круз, Роб Лоу, Эмилио Эстевес. В тот же год вышла «Бойцовская рыбка» того же Копполы, где к компании присоединились Микки Рурк и Нколас Кейдж. Как раз в то время Голливуд стал таким, каким мы его знаем сейчас — грандиозной фабрикой, где с одинаковым успехом штампуются шедевры и пустышки-однодневки, где гении работают рука об руку с бездарями, и где создаются фильмы для самых разных целей — вечности, «Оскара», больших денег, или просто для увеличения продаж поп-корна.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог