Евгения Крюкова и Дмитрий Дюжев: шекспировские игры

Съемки нового «Гамлета» обходятся без шляп и шпаг — герои ездят на машинах и ходят в ночные клубы.
Ирина Данилова
|
19 Августа 2009
Евгения Крюкова играет в фильме «Гамлет. История повторяется» Гертруду
Евгения Крюкова играет в фильме «Гамлет. История повторяется» Гертруду
Фото: Ирина Данилова

Более четырех веков «Гамлет» не дает покоя режиссерам. Тысячи постановок на сценах мира, десятки экранизаций, в первой из которых в 1900 году в роли Гамлета выступила Сара Бернар. После нее принцем датским побывали и Лоуренс Оливье, и Иннокентий Смоктуновский, и Мэл Гибсон. В этом году на одного кино- Гамлета станет больше: Юрий Кара работает над своей версией трагедии.

Никаких средневековых замков, расшитых пышных камзолов, трико, шляп с перьями и острых шпаг.

Дмитрий Дюжев был несколько удивлен, когда режиссер увидел его в роли Клавдия
Дмитрий Дюжев был несколько удивлен, когда режиссер увидел его в роли Клавдия
Фото: Ирина Данилова
Юрий Кара выстраивает массовку готов для проезда машины Лаэрта
Юрий Кара выстраивает массовку готов для проезда машины Лаэрта
Фото: Ирина Данилова

Оказавшись на съемочной площадке Юрия Кары «Гамлет. История повторяется», не сразу понимаешь, а при чем здесь Гамлет? Настолько происходящее не вяжется с привычными ассоциациями шекспировской трагедии. Один из главных ночных клубов Москвы превратился в интерьеры королевского дворца Клавдия и Гертруды. За пультом диджей, электронная музыка, на сцене, над которой распустил свои многочисленные руки индуистский бог Шива, в такт ритмам па выделывают современные танцоры. У шестов на возвышениях крутятся роскошные танцовщицы. К потолку взлетают огненные вспышки, световые эффекты гуляют по залу, а у сцены толпа го’тов машет руками и кричит.

В углу танцевального зала поджидает своего часа желтый, натертый воском до блеска «Ламборгини» с номерным знаком «Лаэрт». О том, что снимается именно «Гамлет», напоминает бегущая строка «Эльсинор» и дремлющие на кожаных диванах актеры в доспехах — королевские охранники.

Дело в том, что Юрий Кара хотя и снимает «Гамлета», но, по определению режиссера, его «Гамлет» — это современная трагедия, которая должна быть близка нынешнему молодому зрителю и говорить с ним на его языке. А потому место действия перенесено в наши дни. Кинематографистам не впервой «переводить» Шекспира на современный лад. Один из самых кассовых примеров — фильм «Ромео + Джульетта» Бэза Лурманна с Леонардо Ди Каприо в главной роли, изобилующий автомобильными погонями, билбордами, огнестрельным оружием.

Офелия — Юлия Кара
Офелия — Юлия Кара
Фото: Ирина Данилова

Однако, как признается Кара, именно он является «первооткрывателем» этого жанра: «Моя первая постановка отрывка из «Гамлета» была еще во время обучения в мастерской Герасимова и Макаровой. Уже тогда, 24 года назад, я придумал современное решение пьесы. Сокурсники, и в том числе Юрий Мороз, сыгравший у меня Гамлета, не дадут соврать, что это было сделано задолго до Лурманна. Герасимов оценил ту работу и заметил: «Вот постановка, которую мы можем показывать на любом международном уровне». Однако все эти годы у меня не было возможности взяться за Шекспира. Зато теперь пытаюсь воплотить в жизнь мечту моей молодости». Правда, чтобы заняться воплощением, режиссер последние три года плотно работал над самим текстом и пьесы, и сценария (в результате снимает по седьмому варианту).

Данила Козловский — Лаэрт (слева) и Гела Месхи — Гамлет
Данила Козловский — Лаэрт (слева) и Гела Месхи — Гамлет
Фото: Ирина Данилова

«За 400 лет после написания пьесы было более 30 переводов на русский язык. Какие-то из них уже устарели, какие-то, наоборот, современны и даже изобилуют сленгом. Я постарался сделать из всего многообразия сборный вариант. Однако некоторые моменты переводил сам, подбирая подходящие слова. Зато практически не изменились проблемы, о которых пишет Шекспир, и те вопросы, которые встают перед каждым из нас: быть или не быть? с кем быть и за кого?.. Другое дело, время изменилось. Если по тем временам Гамлет обязан был отомстить за отца, то по нынешним меркам кровная месть — предмет Уголовного кодекса. И современный Гамлет стоит перед сложным выбором…»

Непростой вопрос стоял и перед режиссером, когда он начал пробы на главные роли.

Юрий Кара вообще славится тем, что любит много и долго «мучить» актеров. Но здесь, возможно, превзошел сам себя: только на Гамлета и Офелию он отсмотрел по 200 претендентов. Среди пробовавшихся были и Даниил Страхов, и Константин Крюков, и Алексей Серебряков. «Алексей давно мечтал об этой роли и прекрасно сыграл, — вспоминает Кара. — Но поскольку одновременно с пробами я искал и решение фильма, то в какой-то момент понял, что Серебряков и многие другие превосходные актеры не подходят по годам. Мне хотелось, чтобы герои были в таком возрасте, когда их обуревают страсти, когда они способны потерять голову от любви и готовы на поступки ради чувства». В результате Гамлетом и Офелией стали не только неизвестные артисты, но и дебютанты в большом кино — Гела Месхи и Юлия Кара, дочь режиссера.

Зато другие актеры, утвержденные в картину, могут похвастаться славной фильмографией.

Лаэрта играет Данила Козловский, могильщика — Армен Джигарханян, Озрика — Виктор Сухоруков, Полония — Андрей Фомин, Розенкранца — Александр Бердников, больше известный как участник группы «Корни», Гильденстерна — Илья Оболонков. Пересмотрев с сотню Клавдиев, Кара остановил свой выбор на Дмитрии Дюжеве. «Честно говоря, был несколько удивлен, когда меня утвердили на эту роль, поскольку не представлял себя в образе Клавдия, — признается актер. — Но согласился не раздумывая: удовольствие — играть такой материал, шекспировский текст…» Кстати, все герои картины говорят поэтическим языком, поэтому актерам приходится заучивать немало строф. Однако трудностей ни у кого не возникает.

Виктор Сухоруков (Озрик) и Андрей Фомин (Полоний) плетут интриги в окружении роскошных танцовщиц
Виктор Сухоруков (Озрик) и Андрей Фомин (Полоний) плетут интриги в окружении роскошных танцовщиц
Фото: Ирина Данилова

«Шекспировская поэзия ложится легко, — рассказывает Дюжев. — Только вначале было непросто принять поэтический язык как язык, на котором свободно и легко разговаривают герои, избавиться от его поэтического театрального изложения…» А вот Евгения Крюкова признается: «Интересно свободно овладеть текстом Шекспира. Но в некоторых ситуациях все же думаешь: «Как можно произнести такое в здравом уме?» Если фраза действительно режет слух, мы пытаемся ее поменять, но близко к переводу и только в исключительных случаях».

Кстати, Юрий Кара немало «помучил» Евгению Крюкову, которую видел в роли Гертруды. Актрисе приходилось не раз приезжать и пробоваться с разными Гамлетами и Клавдиями. «Пробы длились три месяца, большую часть из которых я была не уверена, сыграю ли Гертруду, — вспоминает Евгения.

— Только когда часть проб закончилась, Кара дал мне уверенность…» На самом деле режиссер уже давно определился с выбором актрисы, однако ему было важно, чтобы у нее сложились партнерские отношения с «сыном» и «мужем», ведь в Клавдия ее героиня влюблена, как сейчас сказали бы, по уши. Правда, на первых съемках страсть «супругов» Каре приходилось подогревать репетициями, требуя от актеров страстных поцелуев и объятий, не всегда у них выходивших. А учитывая, что нередко грим Дюжева — его бородка приклеивалась к Крюковой и актрисе приходилось едва ли не после каждого дубля протирать губы и сплевывать налипшие волосы, поцелуй действительно оставлял желать лучшего. Но через несколько съемочных дней актеры сработались, бородка больше не рассыпалась, и уже без просьб режиссера Дюжев и Крюкова могли привнести в сюжет очередной страстный поцелуй…

Когда же испытания пробами для всех артистов закончились, начались другие мучения: почти три месяца ушло на поиски костюмов и грима.

В этом на помощь пришел художник Юрий Устинов, с которым Кара делал «Мастера и Маргариту». Именно он создал эскизы, определившие стилистику картины. Большая часть «Гамлета» снимается в темных тонах: одежды героев черные, кожаные, украшенные тяжелыми длинными цепями и другими металлическими заклепками; яркий грим, во многом свойственный молодежной готической субкультуре; на лица нанесен белый тон, делающий героев мертвенно-бледными. В подобных образах не с первого раза удастся узнать Евгению Крюкову и Дмитрия Дюжева. А Виктор Сухоруков в кругленьких очках и черной шапочке больше похож на героя черно-белого фильма про Дракулу…

Как Розенкранц (Александр Бердников), так и Гильденстерн (Илья Оболонков) только на съемках «Гамлета» впервые сели за руль мотоцикла
Как Розенкранц (Александр Бердников), так и Гильденстерн (Илья Оболонков) только на съемках «Гамлета» впервые сели за руль мотоцикла
Фото: Ирина Данилова

«У нас в некотором роде фантастическая среда, отчасти шекспировская, отчасти современная. Мы создаем не какой-то конкретный мир или город. Эта история может произойти где угодно — Шекспир интернационален», — рассказывает Кара. В поисках натуры режиссер с оператором прошерстили всю Москву. «С удивлением открыл для себя, что в городе много таких мест, попадая в которые оказываешься в другом, словно параллельном мире», — делится режиссер, которого теперь вполне можно считать специалистом по ведущим клубам столицы. Ведь многие эпизоды «Гамлета» снимаются именно в интерьерах самых тусовочных столичных заведений (но часть натурных съемок прошла в Крыму, в том числе в Воронцовском дворце). Правда, режиссер не всегда чувствует себя комфортно в этой атмосфере.

И порой, в перерывах, когда диджей клуба забывает убрать свойственную заведению музыку, Кара замечает: «А можно что-нибудь человеческое поставить? Или все для роботов только?» Зато актеры с интересом разглядывают интерьеры клуба или участников массовки, в которую были приглашены настоящие го’ты. Особенно их виду и поведению поражается Евгения Крюкова. «Когда я поняла, что стилистика фильма будет приближена к готической, тут же залезла в Интернет и стала читать о го’тах, — признается актриса. — И волосы встали дыбом от некоторых подробностей их философии. Но режиссер меня успокоил, сказав, что мы заимствуем лишь внешнюю атрибутику…» А взгляд Виктора Сухорукова куда больше привлекали танцовщицы, мимо которых проходил его герой. «Ох, какие девчонки! Самые лучшие!» — не раз восклицал актер.

Только Розенкранцу и Гильденстерну было не до окружающих: на съемках Илья Оболонков и Александр Бердников впервые сели на мотоциклы. И им пришлось серьезно попотеть, изучая с каскадером азы управления железными конями. Пикантности добавляло то, что обучение проходило в Мекке байкеров — их главном столичном клубе. «Крутые парни» смотрели на робкие попытки актеров, явно посмеиваясь. Ну а когда с Бердникова соскочил шлем, мотоциклисты, участвовавшие в массовке, не преминули заметить: «Плохая примета…» Но актер не растерялся: «Только не для меня. У меня и мотоцикла-то нет…»

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
На концерте «Удачные песни» подарят морское путешествие
6 апреля в Live Арене состоится грандиозный весенний концерт «Удачные песни», на котором выступят Лев Лещенко, Николай Басков, Филипп Киркоров, Наташа Королёва, Григорий Лепс, Слава, Дима Билан, Юлия Савичева, Михаил Шуфутинский, Глюк’oZa, Вадим Казаченко, Наталия Гулькина, Ирина Забияка и группа «ЧИЛИ», Дмитрий Колдун, Татьяна Буланова, Александр Добронравов, Анна Семенович, Ольга Бузова, группа «Тутси», Сергей Рогожин, Элина, Настасья Самбурская, Родион Газманов, Миа Бойка, Руслан Алехно, Тамара Кутидзе, Анита Цой, Виктория Дайнеко, группа «Фабрика» и многие другие звезды.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог