Евгения Крюкова и Дмитрий Дюжев: шекспировские игры

Съемки нового «Гамлета» обходятся без шляп и шпаг — герои ездят на машинах и ходят в ночные клубы.
Ирина Данилова
|
19 Августа 2009
Евгения Крюкова играет в фильме «Гамлет. История повторяется» Гертруду
Евгения Крюкова играет в фильме «Гамлет. История повторяется» Гертруду
Фото: Ирина Данилова

Более четырех веков «Гамлет» не дает покоя режиссерам. Тысячи постановок на сценах мира, десятки экранизаций, в первой из которых в 1900 году в роли Гамлета выступила Сара Бернар. После нее принцем датским побывали и Лоуренс Оливье, и Иннокентий Смоктуновский, и Мэл Гибсон. В этом году на одного кино- Гамлета станет больше: Юрий Кара работает над своей версией трагедии.

Никаких средневековых замков, расшитых пышных камзолов, трико, шляп с перьями и острых шпаг.

Дмитрий Дюжев был несколько удивлен, когда режиссер увидел его в роли Клавдия
Дмитрий Дюжев был несколько удивлен, когда режиссер увидел его в роли Клавдия
Фото: Ирина Данилова
Юрий Кара выстраивает массовку готов для проезда машины Лаэрта
Юрий Кара выстраивает массовку готов для проезда машины Лаэрта
Фото: Ирина Данилова

Оказавшись на съемочной площадке Юрия Кары «Гамлет. История повторяется», не сразу понимаешь, а при чем здесь Гамлет? Настолько происходящее не вяжется с привычными ассоциациями шекспировской трагедии. Один из главных ночных клубов Москвы превратился в интерьеры королевского дворца Клавдия и Гертруды. За пультом диджей, электронная музыка, на сцене, над которой распустил свои многочисленные руки индуистский бог Шива, в такт ритмам па выделывают современные танцоры. У шестов на возвышениях крутятся роскошные танцовщицы. К потолку взлетают огненные вспышки, световые эффекты гуляют по залу, а у сцены толпа го’тов машет руками и кричит.

В углу танцевального зала поджидает своего часа желтый, натертый воском до блеска «Ламборгини» с номерным знаком «Лаэрт». О том, что снимается именно «Гамлет», напоминает бегущая строка «Эльсинор» и дремлющие на кожаных диванах актеры в доспехах — королевские охранники.

Дело в том, что Юрий Кара хотя и снимает «Гамлета», но, по определению режиссера, его «Гамлет» — это современная трагедия, которая должна быть близка нынешнему молодому зрителю и говорить с ним на его языке. А потому место действия перенесено в наши дни. Кинематографистам не впервой «переводить» Шекспира на современный лад. Один из самых кассовых примеров — фильм «Ромео + Джульетта» Бэза Лурманна с Леонардо Ди Каприо в главной роли, изобилующий автомобильными погонями, билбордами, огнестрельным оружием.

Офелия — Юлия Кара
Офелия — Юлия Кара
Фото: Ирина Данилова

Однако, как признается Кара, именно он является «первооткрывателем» этого жанра: «Моя первая постановка отрывка из «Гамлета» была еще во время обучения в мастерской Герасимова и Макаровой. Уже тогда, 24 года назад, я придумал современное решение пьесы. Сокурсники, и в том числе Юрий Мороз, сыгравший у меня Гамлета, не дадут соврать, что это было сделано задолго до Лурманна. Герасимов оценил ту работу и заметил: «Вот постановка, которую мы можем показывать на любом международном уровне». Однако все эти годы у меня не было возможности взяться за Шекспира. Зато теперь пытаюсь воплотить в жизнь мечту моей молодости». Правда, чтобы заняться воплощением, режиссер последние три года плотно работал над самим текстом и пьесы, и сценария (в результате снимает по седьмому варианту).

Данила Козловский — Лаэрт (слева) и Гела Месхи — Гамлет
Данила Козловский — Лаэрт (слева) и Гела Месхи — Гамлет
Фото: Ирина Данилова

«За 400 лет после написания пьесы было более 30 переводов на русский язык. Какие-то из них уже устарели, какие-то, наоборот, современны и даже изобилуют сленгом. Я постарался сделать из всего многообразия сборный вариант. Однако некоторые моменты переводил сам, подбирая подходящие слова. Зато практически не изменились проблемы, о которых пишет Шекспир, и те вопросы, которые встают перед каждым из нас: быть или не быть? с кем быть и за кого?.. Другое дело, время изменилось. Если по тем временам Гамлет обязан был отомстить за отца, то по нынешним меркам кровная месть — предмет Уголовного кодекса. И современный Гамлет стоит перед сложным выбором…»

Непростой вопрос стоял и перед режиссером, когда он начал пробы на главные роли.

Юрий Кара вообще славится тем, что любит много и долго «мучить» актеров. Но здесь, возможно, превзошел сам себя: только на Гамлета и Офелию он отсмотрел по 200 претендентов. Среди пробовавшихся были и Даниил Страхов, и Константин Крюков, и Алексей Серебряков. «Алексей давно мечтал об этой роли и прекрасно сыграл, — вспоминает Кара. — Но поскольку одновременно с пробами я искал и решение фильма, то в какой-то момент понял, что Серебряков и многие другие превосходные актеры не подходят по годам. Мне хотелось, чтобы герои были в таком возрасте, когда их обуревают страсти, когда они способны потерять голову от любви и готовы на поступки ради чувства». В результате Гамлетом и Офелией стали не только неизвестные артисты, но и дебютанты в большом кино — Гела Месхи и Юлия Кара, дочь режиссера.

Зато другие актеры, утвержденные в картину, могут похвастаться славной фильмографией.

Лаэрта играет Данила Козловский, могильщика — Армен Джигарханян, Озрика — Виктор Сухоруков, Полония — Андрей Фомин, Розенкранца — Александр Бердников, больше известный как участник группы «Корни», Гильденстерна — Илья Оболонков. Пересмотрев с сотню Клавдиев, Кара остановил свой выбор на Дмитрии Дюжеве. «Честно говоря, был несколько удивлен, когда меня утвердили на эту роль, поскольку не представлял себя в образе Клавдия, — признается актер. — Но согласился не раздумывая: удовольствие — играть такой материал, шекспировский текст…» Кстати, все герои картины говорят поэтическим языком, поэтому актерам приходится заучивать немало строф. Однако трудностей ни у кого не возникает.

Виктор Сухоруков (Озрик) и Андрей Фомин (Полоний) плетут интриги в окружении роскошных танцовщиц
Виктор Сухоруков (Озрик) и Андрей Фомин (Полоний) плетут интриги в окружении роскошных танцовщиц
Фото: Ирина Данилова

«Шекспировская поэзия ложится легко, — рассказывает Дюжев. — Только вначале было непросто принять поэтический язык как язык, на котором свободно и легко разговаривают герои, избавиться от его поэтического театрального изложения…» А вот Евгения Крюкова признается: «Интересно свободно овладеть текстом Шекспира. Но в некоторых ситуациях все же думаешь: «Как можно произнести такое в здравом уме?» Если фраза действительно режет слух, мы пытаемся ее поменять, но близко к переводу и только в исключительных случаях».

Кстати, Юрий Кара немало «помучил» Евгению Крюкову, которую видел в роли Гертруды. Актрисе приходилось не раз приезжать и пробоваться с разными Гамлетами и Клавдиями. «Пробы длились три месяца, большую часть из которых я была не уверена, сыграю ли Гертруду, — вспоминает Евгения.

— Только когда часть проб закончилась, Кара дал мне уверенность…» На самом деле режиссер уже давно определился с выбором актрисы, однако ему было важно, чтобы у нее сложились партнерские отношения с «сыном» и «мужем», ведь в Клавдия ее героиня влюблена, как сейчас сказали бы, по уши. Правда, на первых съемках страсть «супругов» Каре приходилось подогревать репетициями, требуя от актеров страстных поцелуев и объятий, не всегда у них выходивших. А учитывая, что нередко грим Дюжева — его бородка приклеивалась к Крюковой и актрисе приходилось едва ли не после каждого дубля протирать губы и сплевывать налипшие волосы, поцелуй действительно оставлял желать лучшего. Но через несколько съемочных дней актеры сработались, бородка больше не рассыпалась, и уже без просьб режиссера Дюжев и Крюкова могли привнести в сюжет очередной страстный поцелуй…

Когда же испытания пробами для всех артистов закончились, начались другие мучения: почти три месяца ушло на поиски костюмов и грима.

В этом на помощь пришел художник Юрий Устинов, с которым Кара делал «Мастера и Маргариту». Именно он создал эскизы, определившие стилистику картины. Большая часть «Гамлета» снимается в темных тонах: одежды героев черные, кожаные, украшенные тяжелыми длинными цепями и другими металлическими заклепками; яркий грим, во многом свойственный молодежной готической субкультуре; на лица нанесен белый тон, делающий героев мертвенно-бледными. В подобных образах не с первого раза удастся узнать Евгению Крюкову и Дмитрия Дюжева. А Виктор Сухоруков в кругленьких очках и черной шапочке больше похож на героя черно-белого фильма про Дракулу…

Как Розенкранц (Александр Бердников), так и Гильденстерн (Илья Оболонков) только на съемках «Гамлета» впервые сели за руль мотоцикла
Как Розенкранц (Александр Бердников), так и Гильденстерн (Илья Оболонков) только на съемках «Гамлета» впервые сели за руль мотоцикла
Фото: Ирина Данилова

«У нас в некотором роде фантастическая среда, отчасти шекспировская, отчасти современная. Мы создаем не какой-то конкретный мир или город. Эта история может произойти где угодно — Шекспир интернационален», — рассказывает Кара. В поисках натуры режиссер с оператором прошерстили всю Москву. «С удивлением открыл для себя, что в городе много таких мест, попадая в которые оказываешься в другом, словно параллельном мире», — делится режиссер, которого теперь вполне можно считать специалистом по ведущим клубам столицы. Ведь многие эпизоды «Гамлета» снимаются именно в интерьерах самых тусовочных столичных заведений (но часть натурных съемок прошла в Крыму, в том числе в Воронцовском дворце). Правда, режиссер не всегда чувствует себя комфортно в этой атмосфере.

И порой, в перерывах, когда диджей клуба забывает убрать свойственную заведению музыку, Кара замечает: «А можно что-нибудь человеческое поставить? Или все для роботов только?» Зато актеры с интересом разглядывают интерьеры клуба или участников массовки, в которую были приглашены настоящие го’ты. Особенно их виду и поведению поражается Евгения Крюкова. «Когда я поняла, что стилистика фильма будет приближена к готической, тут же залезла в Интернет и стала читать о го’тах, — признается актриса. — И волосы встали дыбом от некоторых подробностей их философии. Но режиссер меня успокоил, сказав, что мы заимствуем лишь внешнюю атрибутику…» А взгляд Виктора Сухорукова куда больше привлекали танцовщицы, мимо которых проходил его герой. «Ох, какие девчонки! Самые лучшие!» — не раз восклицал актер.

Только Розенкранцу и Гильденстерну было не до окружающих: на съемках Илья Оболонков и Александр Бердников впервые сели на мотоциклы. И им пришлось серьезно попотеть, изучая с каскадером азы управления железными конями. Пикантности добавляло то, что обучение проходило в Мекке байкеров — их главном столичном клубе. «Крутые парни» смотрели на робкие попытки актеров, явно посмеиваясь. Ну а когда с Бердникова соскочил шлем, мотоциклисты, участвовавшие в массовке, не преминули заметить: «Плохая примета…» Но актер не растерялся: «Только не для меня. У меня и мотоцикла-то нет…»

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Яблочный пирог «Букет роз»: рецепт красивого и вкусного лакомства от Сергея Малоземова
«Рецепт недели на этот раз — пирог с цветами! Получается воздушный инежный пирог, который точно порадует не только вкусом, но и красотой.Пользы тут, конечно, мало. Но мы уверены, что вы вряд ли станете готовитьтакое сладкое каждый день», — говорит телеведущий и врач по образованию Сергей Малозёмов.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог