Джоэл и Итэн Коэны: «Мы приходим в офис и... спим!»

Из интеллектуалов-маргиналов братьев не торопились переводить в полноправные участники мейнстрима.
Мария Обельченко
|
18 Февраля 2011
Фото: RussianLook.com

В истории американского кинематографа не было еще такой знаменитой своей креативностью и родственной спаянностью парочки, как братья Джоэл и Итэн Коэны — флагманы американского артхаусного кино.

Братья проводят вместе едва ли не 24 часа в сутки, при том что оба числятся примерными семьянинами: старший, 56-летний Джоэл, с 1984 года женат на очень талантливой актрисе Фрэнсис Макдорманд («Оскар» за роль в фильме мужа «Фарго»), а младший, Итэн, счастлив в браке со скромной редакторшей Тришей Кук.

Коэны пишут сценарии, работают на съемочной площадке в качестве режиссеров (их тандем в шутку прозвали «режиссером о двух головах»), сами продюсируют свои проекты и сами же, вдвоем, монтируют их. Правда, известно об этом факте не всем: чтобы уж совсем не смущать публику и коллег таким удивительным родством душ, братья скрываются в этой части своей кооперативной деятельности под псевдонимом Родерик Джейнс, который и появляется в титрах их фильмов. Выпускник факультета кино Нью-Йоркского университета Джоэл и обладатель степени магистра философии Принстонского университета Итэн интервью тоже никогда не дают порознь. И вот когда становится ясно, почему у них так хорошо получается вдвоем снимать кино на протяжении целых 27 лет.

А вернее, с самого детства, прошедшего в штате Миннесота. Братья сняли там свой первый любительский фильм на 8-миллиметровую камеру, когда младшему из них было всего лет 11—12, и не о чем-нибудь, а о сомнительной, с их точки зрения, дипломатической карьере Генри Киссинджера. Обычно начинает говорить Джоэл, старший брат, но он может быть абсолютно спокоен — в любую секунду младший, Итэн, подхватит его слова, мысль, идею. Словом, все, что происходит в голове одного, известно другому отнюдь не понаслышке. Ни соперничества, ни попыток оттянуть (вольно или невольно) одеяло на себя — даже не верится, что среди творческих людей (да еще и родных братьев) возможны столь идеальные отношения. В 2008 году их картина «Старикам тут не место» получила множество «Оскаров».

Братья впервые в истории стали обладателями престижной награды сразу в трех номинациях: за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучший же сценарий. Однако тогда их еще не торопились из интеллектуалов-маргиналов и фестивальных любимчиков перевести в полноправные участники голливудского мейнстрима. Но вот теперь братья вновь оказались под прицелом самых ярких в мире кино софитов — их новый фильм «Железная хватка» выдвинут на «Оскар». Что же думают сами Коэны по поводу своих успехов на карьерном поприще? Хочется ли им покидать свою заслуженную годами самозабвенного творчества нишу? «Ну надо же, мы снова — внутри системы! Так сказать, голливудские инсайдеры. Немного странно», — для разнообразия нам отвечает Итэн, очевидно, более открытый и эмоциональный.

 Юная актриса Хэйли Стайнфелд (ее номинировали на «Оскар») и Мэтт Дэймон в фильме братьев Коэн «Железная хватка»
Юная актриса Хэйли Стайнфелд (ее номинировали на «Оскар») и Мэтт Дэймон в фильме братьев Коэн «Железная хватка»
Фото: Фото предоставлено компанией-кинопрокатчиком «Централ Партнершип»

«Действительно, просыпаешься однажды утром и испытываешь шок. Тебя номинировали в какой-то чертовой академии, и хотя вообще-то эти люди, которые так поступили, тебе давно знакомы, все равно очень странно, думаешь ты. И как нас туда занесло?» — это уже Джоэл. Итэн продолжает: «Ага, и вдруг оказывается, что сам Мэтт Дэймон — твой лучший приятель. Это, кстати, очень приятно. Потому что Мэтт — отличный парень. Но все равно странно». Джоэл: «Когда мы только явились на студию со своей идеей снять ремейк по фильму «Железная хватка», нас встретили отнюдь не с распростертыми объятиями. Мы посягали на святое — вестерн с легендарным Джоном Уэйном, классическим воплощением ковбоя Голливуда 60-х. Да и жанр вестерна в наше время далеко не востребован. А когда более-менее договорились, нас спросили, закончим ли мы работу к Рождеству.

Ведь мы хотели снять фильм, где история ведется от лица 14-летней девочки, которая решила найти злодея, убившего ее отца, и отомстить ему. Простая, в сущности, история, но именно этим она нас и увлекла. А на Рождество принято ходить в кино всей семьей, значит, демографически мы бы расширили аудиторию в залах. Но фильм братьев Коэн к Рождеству? Какой-то нонсенс. Или система и впрямь нас признала? Ведь мы очень долго жили и творили вне ее, были явными аутсайдерами, причем по доброй воле, я бы даже сказал, по творческой необходимости. А тут огромная лапища тянется к тебе и номинирует на престижную награду. И нам, знаете, становится страшновато». Итэн подхватывает: «И судорожно начинаешь думать: что же мы сделали не так?» Старший брат меланхолично качает головой в знак согласия: «Нам говорили, что зрители на просмотре «Железной хватки» обливались слезами.

Мне это не нравится. Я уверен, что слезы мешают сконцентрироваться на истории. Некоторые критики теперь часто уверяют, что, мол, наши последние фильмы вовсе не наши, то есть не коэновские. В том числе и этот. Удивительно. Неужели непонятно, что мы каждый свой фильм стараемся сделать не коэновским! Но всем нужно, чтобы мы чуть ли не кровью расписались на своей работе. Да кто, черт побери, в здравом уме согласится ставить клеймо на свой фильм?! Мы только всякий раз пытаемся не испортить историю, не испоганить ее своими же руками! В нашем представлении, снимать костюмное, историческое в определенном смысле кино вовсе не значит зацикливаться именно на прошлом. Наши амбиции не простирались далеко — эх, снимем что-то этакое широкоэкранное в стиле Серджо Леоне!

У Леоне его вестерны — это как мыльная опера. А наш вестерн отнюдь не опера». «Если мы, короче говоря, о чем и думали, то скорее об «Алисе в Стране чудес», — перебивает брата Итэн. — Наша героиня переходит реку и попадает в странное место, где и происходит множество странных и непонятных, но порой чудесных вещей. И постепенно и пейзаж, и события становятся «все страньше и страньше». Куда уж дальше от Джона Уэйна!» Джоэл: «Наш стиль — или подход, как угодно, — в сущности очень прост: истории о людях, которые заняты каким-то делом там, где на поверхности, кажется, не может существовать никаких дел, никакой человеческой активности. Поэтому обычно характеры, образы наших героев всегда не просто напрямую связаны, а фактически состоят в очень близких отношениях с окружающей их природой и, соответственно, с той географической зоной, где мы их снимаем.

Нам трудно сочинить историю, заранее не присмотрев натуру. Наши истории не могут происходить либо там, либо здесь, а только в одном-единственном специфическом месте».

Коэны обычно сначала делают кастинг, а уж потом пишут сценарии под выбранных ими актеров. Труднее всего оказалось подобрать подходящую девочку на роль бесстрашной Мэтти Росс, сумевшей в «Железной хватке» убедить местного шерифа, вечно пьяного и опустившегося, но еще сохранившего порох в пороховницах, отправиться на поиски злодея-убийцы. Итэн: «Да, признаться, мы уже начали беспокоиться. Отсмотрели тысячу претенденток, и все не совсем то, что нужно. Но когда увидели 13-летнюю Хэйли Стайнфелд, поняли: она идеальна!» Хэйли не хватало опыта, но Джоэл уверен: «Не всегда наличие у детей слишком уж большого опыта в подобных делах идет на пользу».

На роль шерифа у Коэнов первым и последним в списке стоял Джефф Бриджес, сыгравший ставший культовым персонаж из их культового же фильма «Большой Лебовски». Давно присматривались Коэны к Мэтту Дэймону — казалось бы, совсем не их романа герой. Но братья были уверены, что сумеют вытащить из этого по сути своей характерного актера полную противоположность его Борну из всех его «идентификаций». Известно, что к Коэнам с радостью побежит сниматься любой из уважающих себя актеров. И будет играть у них кого угодно и за любые деньги. Поэтому братья в своем выборе альтернативы не признают. Оказывается, в наше время снимать вестерны гораздо труднее, чем двадцать или сорок лет назад. Об этом рассказывает Джоэл: «Невозможно, например, хлестать лошадь по ногам, когда нужно, чтобы она упала как подкошенная.

За всем следят представители Общества защиты животных. Мы не имеем права допустить жесткого обращения с лошадьми. Если лошадь должна переплыть реку, нужно учитывать максимально допустимую температуру воды, скорость течения и еще миллион всяких правил и запретов!». Итэн продолжает: «Да, а если добавить к этому еще законы, по которым работают дети-актеры, производство вообще превращается в кошмар. Например, категорически запрещено снимать подростков после полуночи. А ведь природу нелегко обмануть. После полуночи пейзаж и освещение именно как после полуночи. А не до».

На привычную и наверняка надоевшую им просьбу рассказать хотя бы в двух словах, как же все-таки протекает их братский творческий процесс, отвечает сначала Итэн: «Ну, мы приходим в наш офис каждое утро.

Он находится в Нью-Йорке, где мы все и живем». Джоэл саркастически подхватывает: «Приходим, значит, каждый день, и иногда удается поработать. Хотя в основном мы там спим — уж больно тихое местечко! Отлично дремлется!» Итэн впервые разражается смехом. Джоэл, усмехаясь, продолжает: «Не могу сказать, что мы целыми днями работаем. Не настолько уж мы дисциплинированны. Особенно когда приходится выезжать на съемки. Но если не на съемках, то приходим каждый день. А вот как писали сценарий к «Железной хватке»: Итэн печатал на компьютере, а я держал перед ним открытую книгу, чтобы ему было удобно, видно хорошо. Иначе ему бы пришлось печатать одной рукой. Как, собственно, всем остальным и приходится работать».

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог